«Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться,
обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы,
тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой
Современный урок в свете требований ФГОС
В современной педагогической литературе урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять суть этого подхода. В процессе учения осознать: «Для чего нужны знания?», «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат.
Создавать условия для мотивации учебно-исследовательской самостоятельной деятельности ребёнка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание-незнание», поиск недостающей информации в решении проблемы. Формировать у обучающегося внутреннюю психологическую готовность работать с незнакомой информацией.
В соответствие с новыми стандартами, для организации активной познавательной деятельности на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
Меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания (главное средство достижения планируемых результатов образования).
Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.п., частично – запоминают.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- Предъявить противоречивые факты, теории;
- Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
В чем же еще заключаются особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС?
В образовательном процессе актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии
— способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
учебная задача;
учебные действия;
действия самоконтроля и самооценки.
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).
Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).
Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?).
Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1)Уроки «открытия» нового знания;
2)Уроки отработки умений и рефлексии;
3)Уроки общеметодологической направленности;
4)Уроки развивающего контроля.
При подготовке к уроку, учитель составляет технологическую карту.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся
Структура технологической карты включает:
-название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
-цель освоения учебного содержания
-планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
-метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
-основные понятия темы
-технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
-контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить и системно формировать у учащихся УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы.
Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.