Как управлять обучением гиперактивных детей.
1. Работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально. Работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников
2. Сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой.
Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой.
3. Применение системы поощрения
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15— 20 минут. Чаще хвалите , ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие
4. Использование нетрадиционных форм работы .
использование нетрадиционных форм работы (например, возможность "работать" инструкторами на занятиях нравятся и старшим и младшим). Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет писать, пусть он напишет правило (инструкцию) на листе бумаги и поместит его на видном месте.
При организации учебного процесса:
Смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка.
6. Реализация двигательной потребности ребенка. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);
7. Понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
8.Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными(не более 10 слов). Избегать категорических запретов. .( Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9.Урок следует разделить на короткие периоды. Школьный урок продолжается 40—45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
10.Необычность поведения педагога Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
11.Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.
12.Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски
13.На определенный отрезок времени давать лишь одно задание Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.
14.Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика
15.Договариваться с ребенком заранее о тех или иных действиях. Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8—10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты».
16.Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.
17.По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка.
18.Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
19.Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
20. При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.
21.Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.