«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о различных профессиях.
  2. Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту.
  3. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Разработка занятия по профориентации

Разработка подготовлена

учителем русского языка и литературы МБОУ «МСОШ»

Яшалтинского района Республики Калмыкия

Казначеевой Н. А.

Тема занятия: «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»


Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о различных профессиях.

  2. Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту.

  3. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Ход занятия

I.Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.

(Настрой на работу «Дерево достижений»).

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, - желают общаться.

Желтый – проявят активность. Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II.Беседа.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, 40 тыс. дорог – именно столько существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию человек, выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

На слайде даны четыре слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. (слайд)

Вопрос: Как вы объясните различия между этими словами? (ответы детей)

( далее слайд с определениями понятий, которые дает учитель)

Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

III.Упражнение:

Определите на слух, о какой профессии идет речь:

( задание и ответы на слайдах).

    • Эту профессию называли ремеслом в ранге искусств: душно, жарко, но работают по тем же законам, что и художники. От их изделий взгляд не оторвать, а попробуешь - пальчики оближешь». (повар)

    • Их рабочим местом был низенький верстак, излюбленными инструментами – молоток и деревянные шпильки. В средневековье они орудовали шилом, иглой да промасленными нитками. Сейчас их осталось мало, но их изделия пользуются большим успехом.(сапожник)

    • Они создают истинные шедевры искусства, используя ткани, кружева, стразы, ленты. И все модницы света благодарны им за эту работу.(модельер)

    • Они учат буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На все смотреть и все запоминать.(учитель)

    • Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он говорит. (врач)

IV.Мини –лекция «Формула профессии».

Вопрос: Что получится, по вашему мнению, если сложить три слова, которые являются темой нашего сегодняшнего занятия: хочу, могу, надо. Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  • Хочу (ответы детей) – это все, что мне нравится, к чему лежит душа.

  • Могу ( ответы детей) - это все, что мне по силам, по способностям.

  • Надо (ответы детей) – это все, что нужно для общества, страны.

Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает свои личные устремления (хочу), свои возможно (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Все многообразие профессий российский психолог Климов сгруппировал в пять групп исходя из того, с чем, с каким предметом имеет дело специалист прямо и непосредственно.

Классификация профессий (схема на слайде)

Вопрос: Назовите профессии, относящиеся к каждому типу (ответы детей).

Действительно есть много профессий на Земле. Сделать правильный выбор — нелёгкая и ответственная задача. Но среди огромного многообразия профессий, одной из главных является профессия учителя, которая относится к типу человек-человек. Образования нет без учителя, с именем которого всегда связывались победы и поражения. Он олицетворял на Руси мудрость, которая жила в общественном сознании и оказывала огромное духовно-нравственное влияние на всё общество. Учитель гражданин и профессионал. Ему дано право быть духовным наставником, ведущим в будущее.

Вопрос: Можно ли назвать учителя инженером человеческих душ? Утвердительным ответом на данный вопрос служат примеры из истории отечественного образования и современной педагогической науки и практики:

  • Дмитрий Донской перед началом Куликовской битвы отправляется в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому за советом. Мудрый Учитель и духовный наставник благословляет Дмитрия и его воинство на битву и предсказывает победу…

  • В 1859 году в своём имении Ясная Поляна Л. Н. Толстой устраивает школу для крестьянских детей. Он пишет для них учебные книги. В воспоминаниях его учеников есть такие строки: «Он как бы доставал что-то глубокое в душе ученика».

  • Первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин в своей книге «Дорога в космос» много слов благодарности посвящает своим учителям. Он пишет, что без них он никогда бы не узнал о работах Циолковского и не достиг таких высот.

Сегодня кадровый потенциал учителя интенсивно стареет. Особенно в сельской школе. Этому есть ряд причин, как субъективных, так и объективных.

Вопрос: Какие причины вы можете назвать? (низкий престиж работы, невысокая заработная плата учителя, слабая социальная защищенность). А среди вас есть те учащиеся, которые хотели бы стать учителем? (пример из жизни).

В школе работает много учителей. Но есть первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семью. Родители доверяют ему самое дорогое, что у них есть,- своих детей. От первого учителя зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Первый учитель определяет жизненный путь ребенка. Поэтому в школу идут работать, искренни преданные своей профессии, любящие детей люди.

Поэтому для поднятия престижа профессии учителя, предании ему подобающего социального статуса государством предпринимается множество мер. Главным, из которых является национальный проект «Образование», позволяющий лучшим учителям и школам принять участие в Программе и стать обладателями президентских Грантов.

Вопрос: Как связан этот год с профессией учителя? (2010 год был объявлен президентом РФ Д. А. Медведевым «Годом Учителя».)

Вопрос: Какими качествами должен обладать человек, выбирающий профессии учителя? (ответы детей).


Чтобы стать учителем надо:

    • Обладать способностью воздействовать на человека с целью обучения и воспитания;

    • Умением организовывать детский коллектив;

    • Любить детей;

    • Быть честным, справедливым и доброжелательным.

Для закрепления: Упражнение( если останется время):
« Найди профессию»

  • Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

  • Примечания.
    1) Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, учитель, слесарь, врач – профессии.
    2) Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности.
    3) Учитель начальных классов и учитель физкультуры – это разные специальности одной профессии – учительской.
    4) Терапевт и хирург – специальности профессии врача.
    • Почему дворник и курьер – не профессии? (Потому что не требуют обучения.)
    V.Заключительное слово.

Выбор профессии это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

VI.Подведение итогов занятия.

  1. Что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем занятии?

  2. Что нужно знать и чему учиться, чтобы правильно выбрать профессию?

Я хотела бы закончить наше занятие словами одного из величайших учителей, педагога-практика, теоретика, ученого Василия Александровича Сухомлинского:

«Человеку, у которого нет любимого труда, никакие сокровища не помогут»
(В. А. Сухомлинский)

(Пожелания удачи учащимся в выборе правильного пути)




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее