«Осенний фестиваль знаний 2024»

Введение в роспись

Данное занятие является вводным в программу внеурочной деятельности "Роспись" и способствует формированию интереса к предмету и потребности в художественной деятельности, приобретению начальных умений и навыков росписи, активизация творческого мышления, воспитание ценностного отношения к родной культуре.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Тема занятия: «Введение в роспись».


Занятие рассчитано на детей 8 - 10 лет.


Учитель изобразительного искусства

МОУ «Гимназия №17» г.о.Электросталь Московской области

Кузмичева Наталья Александровна.



Вид занятия: вводное в программу.


Продолжительность занятия: 45 минут


Цель занятия: формирование интереса к предмету и потребности в художественной деятельности, в приобретении умений и навыков в этой области, активизация творческого мышления, воспитание ценностного отношения к родной культуре.


Задачи.

  1. Познакомиться с детьми, наладить с ними контакт, установить психологически комфортную обстановку на занятии.


Образовательные:

1. Познакомить ребят с простейшими приемами работы кистью в росписи.

2. Познакомить с азами цветоведения.

Воспитательные:

1.Обогатить опыт эмоционально-ценностных отношений к живому и неживому миру, к родной культуре.

  1. Сформировать элементарные умения коллективной работы, способствующих развитию единения и ответственности.

Развивающие:

1.Развить у детей потребность работать в цвете.

2.Способствовать развитию творческого мышления.


Оборудование: репродукции или слайды с изображениями сказочных птиц; таблица простейших элементов росписи; большой лист (для выподнения коллективного панно); аудио или CD запись сказок и народной музыки; магнитофон или плеер; клей ПВА, мел, доска.

На каждом рабочем месте приготовлены для детей: гуашь, баночка для воды, палитра, клеенка, кисти беличьи № 3, 2, тряпочка, заготовка (птицы из бумаги), сухой листок, лись бумаги.

Музыкальный ряд: запись птичьих голосов (CD серия: «Гармония мира». Спокойствие, звуки садов; русская народная музыка).


Предварительная работа:

  • Изготовление панно в форме деревянного окна со ставнями.

  • Подготовка заготовок для птиц (чёрно-белые силуэты птиц по мотивам Городецкой росписи).

  • Изготовление карточек для индивидуальной работы с простейшими элементами городецкой росписи.



Поэтапный план занятия


Этапы занятия и задачи

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Этап I

Организационный момент, знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей.

5-7 минут

Предстает перед детьми в образе сказительницы, мотивирует дальнейшую деятельность на занятии, проводит психологический мини-тренинг.

Включаются в игру, участвуют в диалоге с педагогом, выподняют упраженения ориентируюшие детей на добрый настрой и концентрацию внимания.

Этап II

Знакомство с понятиями цветоведения: звонкие и глухие цвета. Освоение простейших приемов работы кистью в росписи. Систематизация знаний детей о разнообразии и значении сказочных птиц (архетип)

10-12

минут

  • создание проблемной ситуации, которую дети решают вместе с педагогом («Почему цвета называют звонкие, глухие?», «Как передать настроение в работе, используя эти знания?»;

  • рассказ о разнообразии и значении сказочных птиц (архетип);

  • «Волшебная кисть – помощница» - (демонстрация простейших приемов росписи, техника безопасности, правильный уход за кистью).

  • знакомство с основными понятиями по цветоведению, с архетипом птицы;

  • освоение простейших навыков работы с кистью.

Этап III

Практическая деятельность детей, роспись и декорирование коллективного панно.

21-25

минут

  • показ приемов декорирования и росписи;

  • индивидуальная работа с детьми;

  • ведущая роль в составлении композиции коллективного панно

  • повторение за педагогом приемов росписи на листе;

  • самостоятельная компоновка элементов росписи на бумажной заготовке птицы

Этап IV

Рефлексия,

подведение итогов.


5

минут

  • предложение рассмотреть коллективное панно и птичек, выполненных ребятами;

  • что больше всего нравится? (у себя и у других)

  • какие приемы и цвета помогли работать;

  • выявление степени удовлетворенности детей занятием


  • высказывания детей о своем отношении к занятию;

  • повторение основных терминов, названий приемов работы кистью;

  • демонстрация детьми своего отношения к занятию


Используемые на занятие методы:


  1. Игровой - элемент вовлечения детей в сказку.

  2. Метод единства восприятия и созидания.

  3. Метод сравнения и ассоциаций.

  4. Метод диалога.

  5. Метод коллективных и индивидуальных работ.


Основные понятия: цвета звонкие, глухие; символика; архетип птиц; декорирование и роспись; композиция, панно;


Ход занятия:

Этап I

Появляется педагог в русском костюме.

Педагог («сказительница»)

-Здравствуйте, ребята! Я сказительница Наталья по батюшке Александровна! А вы знаете кто такие сказители?

Ответы детей.

Педагог («сказительница»)

-Сказители – это люди, которые знают множество разных сказок и рассказывают их людям: взрослым и детишкам - девчонкам и мальчишкам.


Берет в руки птичку

-Кто я, Вы узнали. Настало время познакомиться и мне с Вами. У меня есть такая красивая птичка. Сейчас я передаю ее Вам, а каждый из Вас соседу. У кого в руках она окажется, тот называет свое имя. Называют имена.

-Какие у Вас красивые имена! Давайте впишем их в рамочки, которые стоят у Вас на столах. Дети вписывают в рамочки свои имена и устанавливают их на столе.

- Замечательно.

-А сказки Вы любите?

Дети

-Да!!

Педагог («сказительница»)

-Тогда слушайте. Я расскажу Вам сказку о волшебных птицах. Однажды, в чудесный лес прилетели птицы из разных сказок. Уселись они на деревья и давай удивлять всех красотой своего оперения и звонкими голосами. (раскрывает наличники)

-Что такое? Что случилось? Куда исчез чудесный лес? И птицы скучные, не поют. Что же здесь не хватает, ребята? Как оживить сказку, чтобы она стала яркой, радостной, и птицы запели?

Дети отвечают: нужно раскрасить птиц

Педагог:

-А какие для этого потребуются цвета?

-Чтобы сказка получилась радостной, лес праздничным, птицы веселыми?

(Дети отвечают)

-Да, нужны яркие цвета, их еще называют звонкие, как колокольчики. Давайте повторим их еще раз. (Дети называют цвет, и педагог им вручает колокольчик с лентой этого цвета)

- А теперь поднимите колокольчики над головой и дружно позвоните. Вот как нам стало весело! С помощью этих цветов мы сможем сделать праздничными и яркими наше дерево и птиц.

-Для этого давайте сначала настроимся, восстановим душевное тепло и силы, Иначе у нас с вами ничего не получится.

Выполняется упражнение «Спаси птенца».

Педагог («сказительница»)

- Представьте, что у вас в руке маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложите ладони к своей груди, отдайте доброту своего сердца и дыхания этому маленькому существу. А теперь, раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.


Этап II

Педагог («сказительница»)

- Ну вот, мы с вами настроились. Теперь можем оживить сказочное дерево. Пусть каждый из вас нанесет на сухой листочек, лежащий у вас на парте «звонкие» (яркие) цвета и приложит к дереву, чтобы остался отпечаток. (на большом листе изображены ствол и ветки дерева).

Педагог показывает пример нанесения краски на лист и прикладывает к панно. В это же время снимает птиц с дерева.

Дети выполняют действие за педагогом, прикладывают листочки с яркой краской к дереву и оно «оживает». (Использованные листья складываются в к о р з и н у)


Педагог («сказительница»)

- Вот и ожило наше сказочное дерево! Спасибо вам, ребята!

- Теперь мы можем заняться оживлением сказочных птиц!

- Каких из них вы помните?

Дети называют некоторых птиц.

- Вы правы. Чаще всего в сказках встречаются такие птицы. Каждый художник изображает их по-своему. Сейчас мы посмотрим несколько слайдов.


Во время диалога педагога и детей выясняется предназначение сказочных птиц, их символика и демонстрируется их изображение:


Петух – на Руси очень любили эту птицу, немало сказок о ней сложено. Это - солнечная птица, птица - вещун.

Павлин – символ богатства, красоты.

Голубь – душа.

Лебедь- богиня, женственность, нежность и красота.

Сирин (сова)– это сказочная птица, необычная, с женской головой и телом птицы, ее очень любят рисовать художники,

Жар-птица – символ солнца,

Финист (феникс) – вещая птица, которая может предсказать человеку, как достигнуть совершенства, стать лучше.


Этап III

Педагог («сказительница»)

- Теперь вы знаете, как могут выглядеть и что обозначают сказочные птицы. А вот так изображают этих птиц, мастера из маленького городка, что находится недалеко от Нижнего Новгорода, и называется он Городец, а сама роспись городецкой.


(Педагог демонстрирует варианты городецкой росписи)

-Обратите внимание, как художники украшают и с помощью каких элементов оживляют птичек. Это и капельки, и точечки, спиральки, дуги и другие приемы.

-Давайте вместе попробуем их повторить. Подготовим место для работы, чтобы колокольчики Вам не мешали, разместим их на стенде.


По очереди каждый приносит свой колокольчик, а педагог вешает его на стенде.


- Пусть они напоминают, какие цвета называются звонкими. Но только одних красок для работы нам мало. Потребуются еще кисти – помощницы! Если уметь с ними правильно обращаться, они становятся волшебными. И сейчас я вам покажу это превращение.


Педагог демонстрирует простейшие правила и приемы росписи кистью, а дети выполняют их на листе бумаги параллельно с педагогом.


Молодцы, ребята! У вас получается. С помощью этих элементов мы теперь можем оживить наших сказочных птиц. Для того, чтобы птицы звонче пели, выполним их «звонкими» цветами.

-Возьмите заготовки, закрасьте звонкими цветами и оживите своих птичек используя приёмы городецких мастеров.


Дети самостоятельно расписывают свои бумажные заготовки птиц, а педагог ведет индивидуальную работу с детьми (звучат голоса птиц или русская народная музыка).


Педагог («сказительница»)

- «Хорошо работаете ребята, стараетесь, да и птички наши потихонечку начинают оживать благодаря Вам. (Включается запись музыки).

По мере выполнения птиц сказительница и сами дети наклеивают их на панно с «ожившим» деревом. Начинает звучать музыка и запись с голосами птиц


Этап IV

Педагог («сказительница»)

- Вот и ожили наши птички, радуют нас ярким оперением, звонкими голосами. Замечательная получилась у нас сказка. Вы ее можете продолжить, и у каждого она будет своя, нужно только воспользоваться красками и волшебными кисточками и пофантазировать.


Как же у нас получилось такое чудесное превращение?

- Посмотрите на сказочное панно!

-Какие цвета вы использовали?

-Какие приемы помогли вам в работе?

Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Почему?


- Дорогие друзья! На прощание мне хочется подарить Вам волшебные кисточки, чтобы Вы чаще рисовали, чтобы могли создавать яркие, удивительные картины. Ведь это может делать каждый. А сюжеты для них вокруг нас, рядом, надо только внимательно посмотреть.


Дети, убрав свои рабочие места, выходят по очереди из класса.










Список литературы:


1. Каршинова Л.В. Лекции по народной культуре. – М., 2006 г.

2. Скорлупова О.А. Знакомство детей с русским народным декоративным искусством. – М., 2005 г.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, рук. учеб. зав., студентов и аспирантов пед. учеб. зав., слушателей ИПК. – Ростов н\Д: Изд-во «Учитель», 2006.-288с.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее