Занятие с неорганизованными детьми «Встреча с Ежонком»
Задачи:
Упражнять в правильном произношении звуков «Л» и «Ль» в словах, предложениях, связной речи. Закрепить умение определять наличие заданного звука в словах.
Упражнять детей в составлении предложений и рассказов по картинкам, определять последовательность событий.
Совершенствовать подвижность артикуляционной моторики и формировать направленную воздушную струю воздуха.
Развивать внимание, конструктивное и словесно-логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование:
мягкие игрушки: Ежонок, Лисенок, Лосяш (из м/ф «Смешарики»), стаканчики с шариками из пенопласта и трубочками для коктейля, вата, массажные мячики; картинки: лодка, ласточка, белка, ландыш, крокодил, лев, лист, лес, сосулька, лягушка; картинки для составления рассказа.
Ход:
Игра «Давайте познакомимся!»
Цель: вызвать положительные эмоции, снять напряжение, скованность.
Педагог говорит, что в гости к ребятам пришел Ежонок.
Ежонок: «Здравствуйте, ребята! Я – Ежонок! Я очень люблю ходить в гости и знакомиться с такими симпатичными и умными детишками. А как вас зовут, ребята?» (Дети называют свое имя)
Ежонок: «Я очень люблю играть! А вы? Давайте поиграем в игру «Пыхтелка».
Дыхательная гимнастика
«Пыхтелка» (вдох через нос, выдох через рот – губы трубочкой, не надувая щек)
Давайте покажем Ежонку фокус!
«Фокус» (сдуть ватку с кончика носа)
«Буря» (дуть в стаканчик с пенопластом)
Педагог: Ежонок любит играть в «Дразнилку»!
Артикуляционная гимнастика
«Толстячок» (5 раз)
«Худышка» (5 раз)
«Лошадка» (5 раз)
«Индюк» (5 раз)
Бл-бл-бл-бл-бл-бл (сначала в медленном темпе, затем - в быстром)
«Качели» (5 раз) (2 способа)
«Барабанщик» (5 раз)
Д-д-д-д-д
«Накажем язычок»:
пя-пя-пя (шлепанье губами по языку)
та-та-та (прикусывание языка зубами)
Д/и «Наоборот»
Ведущий называет слог со звуком «Л», а ребенок переставляет звуки местами. Например: ал – ла, ул – лу………
Предлагаю посчитаться, кто первый будет отвечать:
И-Ы, И-Ы – первым точно ходишь ты,
А-Я, А-Я – вот и очередь твоя.
Э-Е, Э-Е – а теперь ходить тебе,
У-Ю, У-Ю – запомни очередь свою.
Автоматизация и дифференциация звуков «Л» и «Ль» (чистоговорки)
Ла-ла-ла – девочка спала. Ля-ля-ля – вот моя земля.
Ло-ло-ло – у сосны дупло. Ле-ле-ле – ты скажи «але».
Лу-лу-лу - дайте мне пилу. Ле-ле-ле – тина на весле.
Лы-лы-лы - чистые полы. Лю-лю-лю – стены побелю.
Ал-ал-ал - я иду в подвал. Ли-ли-ли – мы козу пасли.
Ол-ол-ол - у осины ствол.
Ул-ул-ул - вот высокий стул.
лавка – лямка игла – земл слон – силен
улыбка – улитка лапа – шляпа метла - петля
лук – люк ел – ель угол – уголь
Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мячика.
- Ежонок любит превращаться в клубочек. Он предлагает с ним поиграть.
Вот колючий мячик-ежик. (сжимаем и разжимаем мячик)
Он без ручек и без ножек. (катим по одной руке, затем по другой)
Мячик круглый и упругий, (перекатываем в ладошках)
Он катается по кругу.
Определение места звука «Л» и «Ль» в слове
- Ежонок по дороге покатился и у друга очутился. К кому он в гости прикатился?(показываю Лисенка и Лосяша) Ежонок хороший фотограф. По дороге он фотографировал все, что ему попадалось на глаза. Посмотрите, сколько фотографий у него получилось! Он хочет их подарить своим друзьям.
(«Л» - лодка, ласточка, белка, ландыш, крокодил)
(«Ль» - лев, лист, лес, сосулька, лягушка)
- Лисенку – фотографии, в названии которых встречается звук «Ль», а Лосяшу – со звуком «Л». (Максим – Лосяшу, Марина – Лисенку).
- Назовите слова.
Д/и «Что сначала, что потом»
- Пока друзья рассматривали фотографии, шаловливый ветерок перепутал картинки, которые собирали Лисенок и Лосяш до встречи с Ежонком. Нужно расположить картинки по порядку, чтобы получился рассказ.
Д/и «Составь предложение»
- Составить предложения по картинкам (со звуком «Л»)
На тарелке лежит апельсин.
Мальчики играют в футбол.
На болоте живет лягушка……
Рефлексия
С каким звуком мы сегодня составляли слова?
Какой это звук? (согласный)
Каким бывает этот звук? (твердый, мягкий)
Ежонок: «Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами играть. Можно я еще буду приходить к вам в гости?»