Возможности и особенности ведения урока информатики с использованием интерактивного оборудования
Теременцева Лиана Станиславовна,
преподаватель муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея № 7 г. Таганрога
Ключевые слова: учащиеся, интерактивное оборудование, интерактивная доска информационно-коммуникационные технологии, ИКТ.
Аннотация: В статье рассматриваются приёмы работы с интерактивным оборудованием в образовательном процессе. Уделяется внимание вопросу о необходимых компетенциях педагога в области информационно-коммуникационных технологий. Выявляются отличия и возможности интерактивного урока в сравнении с традиционным уроком.
Сегодня компетентным в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) должен быть любой работник сферы образования. Новые федеральные образовательные стандарты, профессиональный стандарт «Педагог» предъявляют к учителю высокие требования.
Современное оснащение образовательного процесса включает учебники и учебные пособия, информационные программы, высокотехнологичное оборудование, электронные образовательные ресурсы. Комплект средств обучения при этом рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих традиционных и инновационных средств обучения.
Большим успехом у учителей пользуется интерактивное оборудование: приставки и доски. Надо отметить, что в одной и той же школе можно встретить сразу 3-4 различные интерактивные доски, которые могут отличаться как по внешнему виду, так и по комплектации. Принципы же работы любых интерактивных досок одинаковые. Пользователь, изучивший инструменты одной интерактивной доски и познакомившийся с приемами работы с ней, легко сможет перестроиться на работу с другим аналогичным оборудованием.
Интерактивная доска (ИД) позволяет учителю:
1) активизировать познавательную деятельность учащихся. Детям нравятся уроки с использованием ИД, так как они более яркие и увлекательные. Особенно ценным является то, что работа с ИД способна заинтересовать отстающих и слабых учащихся, часто не мотивированных на учебу, а значит, несколько облегчить задачу донесения информации до ученика;
2) улучшить понимание учебного материала. ИД – визуальный ресурс, который дает возможность сопровождать объяснение учителя видеорядом, интерактивными схемами, рисунками, картами и фотографиями. Ученики могут вносить изменения и дополнения в любой материал, отраженный на ИД, что делает процесс обучения продуктивным и интересным;
3) ускорить темп урока. Урок с использованием ИД дает возможность учителю логически выстроить урок и распланировать время;
4) сохранить материалы для последующих уроков. Разработки, созданные для интерактивной доски, могут использоваться многократно. Хорошо отлаженная демонстрация позволяет сэкономить время на подготовку к уроку;
5) передать материалы учащимся, пропустившим урок. Можно сохранить все происходившее на ИД во время урока в видеофайл. Учащиеся могут не только познакомиться с учебным материалом, но и увидеть промежуточные выводы урока по комментариям, сохранившимся на доске.
ИД позволяет одновременно использовать разнообразные материалы (аудио, видеоизображения, текст и др.). Кроме презентаций, ресурсов в Интернете, и интерактивных заданий производители интерактивного оборудования предлагают программное обеспечение, которое поставляется вместе с ИД (например, с доской SmartBoard поставляется ПО Notebook). Программное обеспечение, как правило, можно использовать независимо от доски, на рабочем и домашнем компьютере. Это очень удобно, так как дает возможность готовиться к урокам в домашних условиях.
При подготовке к уроку учитель определяет, как будет использована ИД:
а) подача информации в виде презентации к уроку, демонстрация учебного видеофильма или видеофрагмента, анимации с аудиосопровождением или комментариями учителя;
б) практическая работа, направленная на решение задач, выполнение заданий, проведение интерактивных исследований, составление отчетов в виде таблиц и диаграмм;
в) проведение виртуальных лабораторных работ, позволяющих изучить модели и процессы;
г) проверка знаний в форме интерактивного теста, викторины, кроссвордов, ребусов и др.
Надо отметить, что разнообразие моделей интерактивных досок создает также и определенные проблемы:
- есть особенности в установке и настройке интерактивной доски;
- отличается интерфейс программного обеспечения;
- не все доски «понимают» друг друга, так как файлы имеют уникальный формат.
Преимущества, которые несут с собой интерактивные доски для школы, очевидны и несомненны. Ведь с их помощью можно не только привлечь и удержать внимание к изучаемому материалу. Но еще и задействовать различные каналы восприятия – как зрительное, так и слуховое, и кинестетическое. А информация, которая поступает сразу по нескольким каналам, легче усваивается и надолго остается в памяти. Однако, интерактивные технологии не заменяют другие средства обучения и могут применяться не на каждом уроке. В конечном итоге, педагог сам определяет, на каком этапе обучения ИД будет наиболее эффективна.
Учителя уже накопили опыт работы с интерактивным оборудованием и успешно используют современную технику в образовательном процессе. Однако основным приёмом остаётся демонстрация материала в виде смены слайдов с элементами интерактивности. Типичными приёмами изучения материала являются задания на сортировку и выбор соответствий, тесты с вариантами ответов. Многие сайты предлагают готовые электронные учебные модули, которые можно демонстрировать на любом интерактивном оборудовании. Это федеральные коллекции цифровых образовательных ресурсов, виртуальные предметные лаборатории.
В 2020 году многие школы получили интерактивное оборудоваине “Newline”, которое совмещает в себе работу интерактивной доски и экрана для просмотра фото и видеоконтента в отличном качестве. Использование этого оборудования положительно влияет на восприятие и усваиваемость учебного материала.
Учитель постоянно находится в поиске путей решения имеющихся и возникающих проблем, в том числе, осваивая новые информационные технологии. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.