Возможности безотметочного оценивания учебных достижений учащихся.
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 52»
Скрылева Ю.А.
«Действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно не достает »
Г. Цукерман
Понятие
- Безотметочное обучение - это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников. Она представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
Принципы безотметочного оценивания:
- Критериальность
- Приоритет самооценки
- Гибкость и вариативность
- Систематичность
- Личностно-ориентированность
- Позитивность
Перспективная цель безотметочного оценивания
- достижение полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного образования.
Ключевые вопросы, лежащие в основе подходов к оцениванию при безотметочном обучении:
- Что оценивать?
- Как оценивать?
- Какова процедура оценивания?
- Что нужно учитывать?
- Как оформить оценку?
Что оценивать?
- Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
- Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка ( темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия и т.д.)
Как оценивать?
- Учитель не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «солнышек» и т.п.
- Учителю необходимо использовать такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволят зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не спровоцируют учителя на сравнение детей между собой.
Средства оценки достижений учащихся:
* «Светофор»
* «Лесенка»
* Сравнение двух самооценок (прогностической и ретроспективной) * «Смайлики»
* «Волшебная линеечка» *Словесное оценивание ( «Молодец!», «Умница!», «Отлично!», «Хорошо!» )
* Процентная оценка ( высокий, средний , ниже среднего, низкий уровни)
№ п/п
ФИ
1
Номер задания ( баллы)
2
З №1
Андрианова Анастасия
З №2
3
Вискова Алина
4
4
Гулиев Нариман
1
4
З №3
1
4
Груздева Кристина
5
2
З №4
4
З №5
1
Ермакова Екатерина
1
3
6
З №6
0
1
0
7
3
3
Зубков Никита
Кашин Максим
4
8
4
2
1
4
З №7
3
4
Каверина Дарья
1
4
9
З №8
5
0
1
3
1
3
10
1
Левашова Ксения
4
4
4
5
1
З № 9
Итого
4
1
11
Мачихин Максим
1
5
1
3
4
4
Уровень
0
4
0
2
3
1
Местоян Давид
1
4
4
12
18
0
13
1
4
4
3
Мешалкин Максим
1
3
2
3
4
24
ниже сред.
3
3
1
Молодцов Семен
1
14
4
5
1
4
3
27
средний
3
Назаров Артем
4
0
4
1
5
15
1
3
4
высокий
24
1
1
4
3
4
Никитина Ангелина
1
3
5
16
средний
0
26
4
2
4
1
1
2.5
4
5
Осмехина Евгения
16
17
высокий
4
2
1
5
3
4
4
1
4
27
18
ниже сред.
Речкин Максим
4
1
4
4
1
3
1
1
Рыбьев Денис
3
4
27
высокий
19
4
3
1
4
5
27
Снегова Виктория
1
0
высокий
4
20
1
5
1
4
4
4
28
3
4
высокий
Сорокоумова Екатерина
1
2
21
4
5
1
3
-
высокий
22
Сытин Егор
4
1
4
26
0
4
1
4
-
2.5
4
3
высокий
Токарева Анастасия
4
1
23.5
23
4
1
Ушаков Дмитрий
5
24
средний
4
24
2
-
4
4
3
средний
-
1
4
Чилибанова Вероника
2
25
3
27
4
4
4
1
5
26
4
высокий
2
28
Чипурная Дарья
2.5
4
1
-
1
2
1
-
2
Шаров Егор
1
высокий
4
3
27
4
-
24
3
3
-
4
1
28
4
Хайретдинов Марат
4
-
5
25
4
средний
4
Цветков Александр
2
3
5
1
-
4
-
21.5
4
высокий
4
-
4
1
5
4
1
2
26
средний
-
2
3
-
1
4
1
5
-
высокий
1
3
3
1
-
1
4
24.5
4
-
4
3
4
4
-
средний
0
28
4
-
1
5
высокий
23
0
3
5
1
-
средний
24
1
4
средний
4
-
4
3
26
-
27
высокий
0
высокий
24
средний
Кол-во уч-ся по списку
Кол-во писавших работу
Уровни выполнения работы
высокий
28
Кол-во
26
средний
%
14
чел.
Кол-во
53
чел.
10
Ниже среднего
%
Кол-во
38
Низкий
%
чел.
2
Кол-во
7
%
чел.
0
0
*Таблицы * Анкеты
Процедура оцениван ия
- Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
- Несовпадение этих оценок обязательно должно быть предметом обсуждения.
- Для оценивания и самооценивания должны выбираться только те задания, где существует объективный однозначный критерий.
- Критерии и форма оценивания каждой работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Что нужно учитывать?
- Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности заданий.
- Право ребенка на сомнение и незнание.
- Нельзя доводить оценку высших достижений учащихся в классе до ситуации соревнования.
Как оформить оценку достижений учащихся?
- Дневник первоклассника
- Тетрадь продвижения
- Папка достижений
- Характеристика на ребенка
- Портфолио
- Тетрадь «Что я знаю и что умею»
Результаты безотметочного обучения
- Формирование умения оценивать себя и учебные достижения своих одноклассников
- Формирование критического мышления через определение своих успехов и неудач
- Отсутствие боязни ошибок, конструктивное к ним отношение
- Формирование умения работать в паре и группе
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !