Муниципальное бюджетное обшеобразовательное учреждение «Школа № 88 города Донецка»
Воспитатель группы продленного дня
Самсонович Евгения Вячеславовна.
Урок.
Тема. Закаливание.
Цели. Убедить детей, что свое здоровье надо беречь; закрепить знания по вопросам здорового способа жизни и личной гигиены; ознакомить с методами профилактики и способами укрепления здоровья; прививать интерес и желание закаляться природными факторами: воздухом, водой, солнцем; воспитывать сочувствие, желание помогать другим людям.
Оборудование. Рисунки к теме урока, иллюстрации к сказке « Три богатыря», «Иван-царевич».
Ход урока.
Организационный момент
Повторение изученного материала.
1.Ответы на вопросы.
- Для чего человеку надо двигаться?
- Делаете ли вы утреннюю зарядку?
- Почему физические упражнения приносят пользу?
- Каким видом спорта вы занимаетесь?
- В какие подвижные игры вы любите играть?
2. Путешествие в сказку.
- Вспомните название сказок, герои которых проходили, через множество препятствий, чтоб достичь своей цели и принести пользу людям.
- Какими были герои этих сказок?
- Да, все эти герои были здоровыми. Никто из них не болел, не жаловался на свое здоровье. В народе говорят: « Самое большое богатство – это здоровье». Что же означает быть здоровым, иметь здоровье?
- Все мы хотим быть здоровыми, такими, как герои названых сказок. Но где же взять для этого силы? Сегодня на уроке мы попробуем это выяснить.
III. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя.
- Чтоб стать выносливым, иметь крепкое здоровье, не бояться простуды – надо закаляться.
Закаливание – повышенная опорность организма к неблагоприятным погодным условиям. Важная роль закаливания в предотвращении простудным заболеваниям. Вместе с этим оно производит общеукрепляющее влияние на организм, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ.
2. Сказка про три луковицы.
В тридевятом царстве, тридесятом государстве жили-были три подруги – луковицы. Они дружили и весело игрались на грядках, но условия жизни у них были разными.
Она луковичка жила на солнечной лужайке и получала много солнечного тепла и дождевой влаги. Другая жила в лесу и доставала влагу от дружелюбных деревьев. Третья луковичка жила в подземном царстве, куда практически не попадали солнечные лучи.
Проходили дни, недели, месяцы. Первая луковица радовалась жизни и подрастала. Вторая луковица от маленького количества солнечного тепла и влаги бледнела и мрачнела. А третью луковицу настигло страшное горе – она погибла без тепла.
Для того, чтоб растение хорошо росло, нужны свет и влага. А человеку, чтоб быть здоровым, не болеть, надо дружить с солнцем, водой и воздухом.
Под влиянием внешних раздрожителей организм человека имеет свойства без вреда для здоровья приспосабливаться к перемене условий жизни. Закаленный человек намного легче переносит холод, жару, непогоду, отличается высокой работоспособностью.
3. Основные правила закаливания.
Если вы решили приступить к закаливанию природными факторами, то следует придерживаться таких правил:
- систематичность занятий;
- последовательность;
- комплексное употребление закаливательных средств.
4. Закаливание воздухом.
- Сон при открытой форточке.
- Прогулки, игры на свежем воздухе.
- Воздушные ванны.
Воздушные ванны благоприятно действуют на организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение, обмен веществ и увеличивают сопротивление организма к простудным заболеваниям.
5. Закаливание солнцем.
Солнечные ванны, обычно совмещают с воздушными ваннами. Места для этого выбирают вблизи водоемов, рядом с зелеными насаждениями. Лучшее время для солнечных ванн – между 11 и 13 часами, через 1,5-2 часа после еды.
Первый сеанс ограничивают 4 мин.-по1мин на каждую из четырех сторон тела. Затем продолжительность сеанса ежедневно увеличивается на 2 мин, доводя его постепенно до 30-40 мин.
Признаки передозировки солнечных ванн:
- ухудшение общего состояния;
- быстрое покраснение кожи;
- ускорение пульса больше, чем на 20 ударов в минуту.
Закончив принимать солнечные ванны, надо отдохнуть в тени, затем принять душ или искупаться.
Не стоит забывать, что солнечными ваннами могут пользоваться не все школьники. Есть противопоказания при различных заболеваниях.
6. Закаливание водой.
Легкий и доступный способ закаливания водой – обтирания верхней части тела. Лучше это делать смоченными в воде руками. Заканчивают процедуру энергичными растираниями кожи полотенцем до чувства приятного тепла. Температура воды должна быть вначале не ниже 30*.При хорошем самочувствии постепенно уменьшают температуру воды на 1*, доводя ее до температуры водопроводной ( приблизительно 12*).
Лучшее время для закаливания водой – утро, после зарядки.
Через месяц от регулярного обтирания можно переходить к обливаниям. При общем обливании голову оставляют сухой.
Сильнейшим раздражителем при закаливании водой есть душ. Сначала температура должна быть 36*, а потом ее постепенно понижают до 20-15*. Продолжительность процесса – 1-3 мин.
Отличный вид закаливания – холодные ванны для ног. Лучшее время их проведения – перед сном. Сначала вода должна быть комфортно прохладной, а потом постепенно снижаем (на 1* через день) до 12*.
Продолжительность процедуры – 1-2 мин. Ноги вытираем, а потом растираем кожу стоп до покраснения и чувства тепла.
Летом хорошие результаты дают купания и плавание в искусственных и природных водоемах.
Купание, особенно в море, укрепляет нервную систему. Растворенные в морской воде соли улучшают обмен веществ, развивают мышечную силу и улучшают координацию движений.
IV.Физкультминутка.
V. Работа с рисунками и иллюстрациями.
1.Чтение основных правил закаливания.
2. Рассматривание рисунков и беседа по их содержанию.
3. Выводы основных правил пребывания в воде, на солнце, на воздухе, ходьба босяком.
V. Рефлексия.
- Для чего надо закаляться?
- Какие основные правила закаливания вы запомнили?
- С чего надо начинать закаливание?
- Как надо вести себя на воде?
- Какие правила пребывания на солнце вам известны?