Воспитательное мероприятие «Моя будущая профессия»
Подготовила: Воспитатель Бойко Галина Ивановна
«Истинное сокровище для людей умение трудиться».
(Эзоп).
Цель: дать учащимся представления о профессиях; помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Расширить представление учащихся об огромном и многообразном мире профессий.
Cегодня, мы будем говорить об огромном и многообразном мире профессии. Вы находитесь на пороге выпуска школы и завтра перед вами будет стоять вопрос кем быть? В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?»- вы не всегда ответить. А между тем проблема выбора профессий очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для этого, чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно. Прежде всего необходимо взвесить и оценить свои способности и возможности. Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов- это и есть призвание. А ведь сколько людей занимаются всю жизнь нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, а кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Нужно честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими особенностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде, А это явление, как известно, очень не постоянное.
Правильнее было бы , ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение чётко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество- хорошо, а исполнительность- плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
Давайте проанализируем профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на ? вопросов честно и серьезно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них как бы со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тесту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нем знание профессии, оценка своих возможностей? Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.
Какое значение имеет данная профессия для общества?
Какой труд автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
Назовите объект труда, конечный результат работы?
Охарактеризуйте условия работы, режим труда?
Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии?
Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
Существует ли к данной профессии медицинские противопоказания?
Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
Где можно её получить?
А теперь я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному- положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому- все отрицательные качества профессии, отнеситесь к данной профессии достаточно скептически. А Вы, ребята, также попытайтесь помочь им.
Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться
б) посмотреть телевизор вместе с семьей
в) оказаться в кругу друзей
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:
а) удочку, набор для вышивания
б) коньки или лыжи
в) турпутёвку или билет на интересное представление
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку
б) с семьей или друзьями
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать
б) рисовать, читать, заниматься спортом, танцевать, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…
Давайте подсчитайте количество набранных баллов, учитывая что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллов, «б»-2, «в»- 3 баллами.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов- советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря и токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, покой, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте- вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессий здесь практический ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Заключительное слово учителя
Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
А теперь немного поиграем, где вам придётся вспомнить различные профессии. За каждый правильный ответ вы получите звездочку. Итак анаграммы.
Задание- переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
Задания:
- рвач == в___ (медицинский работник);
- сопло == п____ ( дипломатический представитель);
- тёрка == а____ (театральная и кинематографическая профессия);
- фиакр == ф ____ ( волшебная цирковая профессия);
- кулон == к____ (весёлая цирковая профессия);
- марля == м____ ( «разноцветный» рабочий);
- авдотка == а______ (юридическая профессия);
- старина == с ______ (младший медицинский работник);
- травинка == а_______ ( продавец старины);
- водосток == с_______ (животноводческая профессия);
- кредитор == д_______ ( животноводческая профессия);
- томат+ голос == с________ ( зубной врач);
- банщик+ раба == б_________ (ударная профессия);
- риск +пачка == с________ (женщина-музыкант).
Ответы: врач, посол, актёр, факир, клоун, маляр, адвокат, санитар, антиквар, скотовод, директор, стоматолог, барабанщик, скрипачка.
Следующие задание подобрать синонимы Професии-синонимы.
Задание- назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
Задания:
- педагог - … (учитель, преподаватель);
- врач - … (лекарь, доктор);
- стоматолог - … ( дантист, зубной врач);
- сторож-… (охранник);
- воспитатель -… (наставник);
- лётчик - … (пилот)
- космонавт- … (астронавт)
- шофёр - … (водитель)
- повар - … (истопник)
- стряпуха - … ( кухарка, повариха);
- охотник - … ( зверолов, птицелов);
- солдат - … ( боец);
- торговец - … (продовец);
- уборщица - … (техничка);
- рыбак- … (рыболов);
- парикмахер- … (цирюльник);
- дрессировщик - … (укротитель);
- фокусник - … (иллюзионист);
- стюардесса - … ( бортпроводница);
- художник - … (живописец);
- экскурсовод - … (гид);
- письмоносец - … ( почтальон);
- пекарь - … ( хлебопек);
- дровосек - … (лесоруб);
- рудокоп - … (шахтёр);
- балетмейстер - … (хореограф);
- актёр - … (артист, лицедей);
- водолаз - … (подводник );
- адвокат - … (защитник);
- государственный обвинитель - … (прокурор);
- вокалист - … (певец);
- балерина - … ( танцовщица);
- каскадёр - … (трюкач).
Ещё одна игра, называется «Он и она».
Задание – прочитайте предложение утверждения и согласитесь или не согласитесь с ними.
Задания:
Она- балерина, он балерун. (Нет, танцовщик. А слово «балерун» носит ироничный, шутливый характер.)
Она – актриса, он – актёр. (Да.)
Она – стюардесса, он – стюардесс. ( Нет стюард.)
Она – учительница, он учитель. (Да.)
Она – проводница, он – проводник. (Да.)
Она – конькобежка, он – конькобегун. (Нет , конькобежец.)
Она – доярка, он – дояр. ( Нет, дояр.)
Она – писательница, он- писатель. (Да.)
Она – художница, он – художник. (Да.)
Она – швея, он – швец. (Да, но не «швец» - это устаревшее слово, сейчас его называют портным.)
Она- запевала, он – запевал. (Нет, он тоже запевала.)
Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)
Он – доктор, она – доктрина. ( Нет, она тоже доктор.)
Он – профессор, она- профессура. (Нет, она тоже профессор.)
Он – певец, она – певица. (Да.)
Он – кузнец, она – кузница. ( Нет, она тоже кузнец.)
Он – повар, она – поварёшка. ( Нет, повариха.)
Он – лётчик, она – лётчица. (Да.)
Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)
Он – космонавт, она – космонавтка. (Да, но это - разговорный вариант.)
Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)
Он – укротитель, она – укротительница. (Да.)
Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, она тоже водолаз.)
Он – гимнаст, она – гимнастёрка.(Нет, она гимнастка.)
Он – акробат, она – акробатка. (Да.)
Он – строитель, она – стройка. ( Нет, она тоже строитель.)
Он – кочегар, она – кочегарка. ( Нет, она тоже кочегар.)
Он – сторож, она – сторожка. ( Нет, она сторожиха – это разговорный вариант.)
Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)
Он – моряк, она – морячка. (Да, но это разговорный вариант.)
Он – матрос, она – матроска. ( Нет, она тоже матрос.)
Он – моляр, она – малярия. ( Нет, она малярша.)
Он – поэт, она – поэтика. ( Нет, она поэтесса.)
Он – электрик, она – электричка. ( Нет, она тоже электрик.)
Он – кассир, она – кассирша. (Да, но это разговорный вариант.)
Он – лифтёр, она- лифтёрша. (Да.)
Он – рабочий, она – рабочая. (Да.)
Он – штукатур, она – штукатурка. ( Нет, она тоже штукатур.)
Он – портной, она – портная. ( Нет, портниха.)
Он – музыковед, она – музыковедка. ( Нет, она тоже музыковед.)
Теперь давайте подведём итоги нашей игры и посчитаем у кого больше звёздочек. ( У кого больше звёздочек получают призы.)
Думаю, что сегодняшнее мероприятие помогло вам вспомнить какие есть профессии, какая из них вам больше подходит и как лучше выбирать свою будущую профессию. Удачи вам и успехов!