Оба вида внимания (непроизвольное и произвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии. Внимание развивается в упражнениях.
Исходя из особенностей внимания учащихся начальных классов, можно указать и некоторые пути его воспитания.
Как считает Ф.Н.Гоноболин, большое значение для развития внимания имеют внешние условия, благоприятные для продуктивных учебных занятий.
Для воспитания непроизвольного внимания надо развивать познавательные интересы школьника, расширять круг его представлений. Чем выше общее умственное развитие ребенка, тем сильнее у него развито непроизвольное внимание.
Аналогично в этом отношении мнение профессора Н.Ф.Добрынина.i Воспитание внимания нужно начать с воспитания непроизвольного внимания у младшего школьника. И первым условием будет развитие наблюдательности; затем – развитие чувств. Чем богаче и глубже чувства человека, тем большим он будет интересоваться, тем легче привлечь его внимание. Для этого воспитателю необходимо разбираться в потребностях и интересах ребенка.
Третье условие воспитания непроизвольного внимания – развитие опыта, развитие знаний. Чем больше ребенок знает, тем легче ему заинтересоваться новым.
Важным условием привлечения и поддержания внимания, отличает Ф.Н.Гоноболин, является хорошая организация урока. Для этого учитель должен добросовестно приготовиться к нему, придумать план занятий, бюджет времени и т.д.
В начале урока полезно сообщить цель, чтобы ученики понимали свою задачу, знали, чем они будут заниматься. Эти предварительные указания служат сигналом к работе, помогают детям собраться с мыслями. Именно в начале работы полезно вызвать у детей радостное ожидание предстоящего дела. Это заранее мобилизует их напряженное внимание. В трудных и скучных местах работы следует разъяснить ее важность, чтобы обеспечить произвольное внимание.
Большое значение для привлечения непроизвольного внимания имеют содержание учебного материала и форма его подачи: живой, яркий, в меру эмоциональный рассказ учителя, привлечение им конкретных примеров и факты, показ иллюстраций, применение наглядных пособий. Но очень важно при этом, чтобы ребенок был внимателен не только тогда, когда перед его глазами предметы и пособия; чтобы он умел сосредотачиваться на своих мыслях и представлениях.
Наличие колебаний, отвлечений внимания, быстрая утомляемость детей требуют частого отдыха, а также периодической смены занятий.
Однако не надо без нужды часто менять виды работы. Если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания. Кроме того, всякое переключение с одного вида занятий на другой связано с некоторыми трудностями и потерей времени.
Разнообразить работу на уроке можно не только сменой виды занятий. Необходимо, чтобы само изложение материала было не моторным и однообразным, а носило живой и динамический характер.
Небольшой отдых (2-3 мин.), физкультминутка на уроке полезно действуют на восстановление внимания детей.
Для мобилизации внимания необходимо активизировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и все, что доступно их силам, выполняли самостоятельно. Существует много приемов активизации учебной работы младших школьников. Так, например, в большинстве случаев менее целесообразно называть сначала фамилию ученика, а затем ставить ему вопрос. В этот момент внимание учащихся может быть направлено на что-то другое, а не на обдумывание ответа, так как вопрос обращен не к ним.
Большое значение для развития внимания имеет понимание учеником того, чему его учат. Если что-либо для него неясно, внимание может ослабнуть. Учитель должен давать детям такие задачи, которые требовали бы от них усилий, но были бы им доступны.
Для развития произвольного внимания ученика надо воспитывать у него сознательное отношение к учению, чувство долга, ответственность за свою работу и поведение. Произвольное внимание особенно зависит от характера и воли ребенка.
Левитина С.С. указывает в своей работе, что учитель в реальных условиях классно-урочного обучения сталкивается с двумя формами организации внимания учащихся: коллективным вниманием и индивидуальным вниманием Она основывается в своем труде на гипотезу П.Я.Гальперина о поэтапном формировании внимания и о контролирующей функции внимания. "Для управления формированием внимания школьника необходимо: 1) создать условия для индивидуализации деятельности по выделенным параметрам и 2) формировать умственное действие контроля, которое по Гальперину П.Я., складывается из двух основных операций – планирования и сличения с образцом".ii Левитина С.С. предложила, что обеспечить формирование умственного действия контроля можно при самостоятельной работе учащихся с программированным учебником. Результаты экспериментальной проверки подтверждают предположение, что управление процессом формирования внимания в условиях классно-урочного обучения можно осуществлять с помощью программированного учебника.
Вывод: таким образом, при правильно организованной работе учитель использует и непроизвольное внимание младших школьников, поэтому он успешно сможет решить и учебную и воспитательную задачи. А также впервые в истории психологии и педагогики существует реальная попытка сделать управляемым сложнейший процесс. Причем не извне, а в результате самоконтроля и самоорганизации ученика, что доказала гипотеза о поэтапном формировании внимания в рамках классно-урочной системы
i Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. М., 51, С.28.
ii Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? м., 1980. С. 65.