Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти «Школа № 62»
Доклад по теме:
«Воспитание и социализация школьников средствами физической культуры и спорта»
Выполнила:
учитель физической культуры
МБУ «Школа № 62»
Карпунина О.В.
Тольятти 2019
«Воспитание и социализация школьников средствами физической культуры и спорта»
Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети. Руссо Ж.
Одной из актуальных проблем современного общества является создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В этих условиях принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает поиск оптимальной модели социализации школьников, обеспечивающей интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций учащегося в обществе.
Между тем в работе с учащимися недооценивается значение физического воспитания, которое является и фактором социализации личности. Физическая культура содержит в себе значительные резервы для естественного включения учащихся в социализирующие ситуации познания, общения, творчества. В этом контексте социализация учащихся средствами физической культуры приобретает особое значение.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что у части выпускников средних школ оказываются слабо сформированными такие важные морально-волевые качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм.
Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков:
слабое физическое развитие подростков;
отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;
отсутствие у юношей физической и психологической выносливости;
отсутствие культа здорового образа жизни.
Какую роль играет физическая культура и спорт в жизни человека? Во всём мире люди её видят по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту и некоторые даже считают его бесполезной тратой времени. Другие люди видят смысл спорта и их, к счастью, больше чем первых, ну а для кого-то спорт – это средство существования.
Роль физического воспитания во все времена была чрезвычайно значимой в процессе формирования личности. Ведь что такое спорт? Это кропотливейший труд, это воспитание таких качеств как вера в себя, уверенность в своих силах, это умение добиваться своего и систематически, регулярно трудиться в поте лица, это понимание того, что означают слова, «ответственность перед собой и перед командой»…
Все эти качества спортом воспитываются и в нём же и проявляются. Способен ты на всё это в спорте – значит, сможешь проявить их и в жизни, ставя перед собой уже другие задачи. Спорт – это очень хороший индикатор, проявляющий, насколько человек способен полностью отдавать себя делу, которое является для него на данный момент главным. А ведь в сегодняшнем мире это качество имеет огромное, если вообще не определяющее, значение для достижения успеха в жизни. Плюс к тому спорт – это умение работать в команде, умение подчиняться, а не только руководить, умение достигать поставленных целей… Словом, спорт это своего рода модель жизни, которое многое раскрывает в характере человека, а многое в нём и формирует.
Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста и социального положения.
Физическая культура является средством не только физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, что, в свою очередь, влияет на развитие социальной структуры общества.
Высокий смысл спортивной деятельности заключается в самосовершенствовании, самоутверждении собственного я, в победе не только соперников, но и собственных слабостей. Учащийся должен глубоко осознать, что познание жизни и себя возможно только через преодоление сложностей: бороться, чтобы научиться преодолевать любые препятствия, уметь подвергать себя напряжениям, успешно переносить трудности и добиваться успеха.
Максимальное использование своих физических и интеллектуальных способностей учит учащихся стремлению к совершенству, воспитывает уважение к труду, получение удовлетворения не только от результата (выигрышей, побед), но и от процесса (упорных тренировок).
Важное значение в жизни любого учащегося играют спортивные секции. Секционная работа по спорту органически увязывается со всей работой по физическому воспитанию школьников (занятия, соревнования, зачёты), также она служит целям всестороннего физического развития и повышения спортивной подготовленности.
В нашей школе наиболее широкое распространение получили спортивные игры (футбол, баскетбол и волейбол), различные виды спорта (рукопашный бой, борьба, самбо и др.)
Учебно-тренировочная работа проводится в течение всего учебного года. В целях продолжения общего процесса и сохранения плана тренировки в течении круглого года учащимся рекомендуется участвовать в занятиях и спортивных соревнованиях там, где они находятся во время каникул.
Наряду с учебной работой в спортивных секциях большое значение имеет массовая физкультурная и спортивная работа школы, осуществляемая учителями физического воспитания и спортклубами. Массовая физкультурная работа ставит задачей рационально использовать досуг учащихся для укрепления их здоровья и физической подготовки. Она проводится в виде школьных соревнований, участия в районных и городских соревнованиях. А также во всероссийских массовых соревнованиях, таких как; «Кросс Наций» и «Лыжня России»
Занятия в спортивных секциях позволяют ощутить потребность общества в своей деятельности, почувствовать себя частью коллектива, получить возможность доказать, что ты не последний в нем.
У учащихся, занимающихся в спортивных секциях, вырабатываются такие стремления и потребности как:
потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;
стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе, стремление стать сильным, здоровым;
стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
чувство долга;
потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Приобретение, в процессе тренировок, обширного спектра двигательных возможностей, обеспечивает учащемуся наиболее гарантированный (чем у не занимающихся в спортивных секциях) успех в других видах деятельности и в разных жизненных ситуациях.
Я провела тестирование по исследованию волевых качеств. В тестировании приняли участие 20 учащихся 14-15 лет (10 человек - занимающиеся в спортивных секциях и 10 человек - не посещающие секции и кружки). Результаты занесены в таблицы и построены диаграммы. Тестирование показателей волевых качеств показало, что уровень волевых качеств у группы подростков систематически занимающихся в спортивных секциях выше, чем у подростков, не занимающихся в спортивных секциях.
Можно отметить, что ни у одного подростка занимающегося в спортивных секциях нет низкого уровня воли и уверенности в себе, только средний и высокий, при этом высокий уровень воли в процентном отношении превышает средний.
Таблица 1. «Самооценка силы воли» Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.www.muh.ru/content/doc/test_01.doc
занимающиеся в спортивных секциях | не посещающие секции и кружки |
высокий уровень воли – 55,6% средний уровень воли – 44,4% низкий уровень воли – 0% | высокий уровень воли – 38,2% средний уровень воли – 41,6% низкий уровень воли – 20,2% |
Таблица 2. «Социальная смелость» (уверенность в себе) www.personalita.ru/61.html
занимающиеся в спортивных секциях | не посещающие секции и кружки |
высокий уровень уверенности – 56,2% средний уровень уверенности – 43,8% низкий уровень уверенности – 0% | высокий уровень уверенности – 36,7% средний уровень уверенности – 43,3% низкий уровень уверенности – 20,0% |
Полученные результаты подтверждают гипотезы по формированию морально-волевых качеств подростка при занятиях физической культурой и спортом. Проведение экспериментального тестирования волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом показывает, что одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания.
Это ещё раз доказывает, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
Список литературы:
Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. – М., – №4. – 1999
Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. – М., 1997.
Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г., «Формирование спортивной мотивации», Омск, СибГАФК, 2000
Используемые сайты:
http://globalteka.ru/order/10778.html
http://karpinsk.net/news/951-znachenie-sportivnyh-sekciy-ne-pereocenite-sebya
http://www.cs-alternativa.ru/text/2051
http://text.tr200.biz/referat_psihologija/?referat=196044&page=1