«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Воспитание и социализация школьников средствами физической культуры и спорта»

Одной из актуальных проблем современного общества является создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В этих условиях принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает поиск оптимальной модели социализации школьников, обеспечивающей интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций учащегося в обществе.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа № 62»










Доклад по теме:

«Воспитание и социализация школьников средствами физической культуры и спорта»

















Выполнила:

учитель физической культуры

МБУ «Школа № 62»

Карпунина О.В.









Тольятти 2019

«Воспитание и социализация школьников средствами физической культуры и спорта»

Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети. Руссо Ж.

Одной из актуальных проблем современного общества является создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В этих условиях принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает поиск оптимальной модели социализации школьников, обеспечивающей интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций учащегося в обществе.

Между тем в работе с учащимися недооценивается значение физического воспитания, которое является и фактором социализации личности. Физическая культура содержит в себе значительные резервы для естественного включения учащихся в социализирующие ситуации познания, общения, творчества. В этом контексте социализация учащихся средствами физической культуры приобретает особое значение.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что у части выпускников средних школ оказываются слабо сформированными такие важные морально-волевые качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм.

Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков:

  • слабое физическое развитие подростков;

  • отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;

  • отсутствие у юношей физической и психологической выносливости;

  • отсутствие культа здорового образа жизни.

Какую роль играет физическая культура и спорт в жизни человека? Во всём мире люди её видят по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту и некоторые даже считают его бесполезной тратой времени. Другие люди видят смысл спорта и их, к счастью, больше чем первых, ну а для кого-то спорт – это средство существования.

Роль физического воспитания во все времена была чрезвычайно значимой в процессе формирования личности. Ведь что такое спорт? Это кропотливейший труд, это воспитание таких качеств как вера в себя, уверенность в своих силах, это умение добиваться своего и систематически, регулярно трудиться в поте лица, это понимание того, что означают слова, «ответственность перед собой и перед командой»…

Все эти качества спортом воспитываются и в нём же и проявляются. Способен ты на всё это в спорте – значит, сможешь проявить их и в жизни, ставя перед собой уже другие задачи. Спорт – это очень хороший индикатор, проявляющий, насколько человек способен полностью отдавать себя делу, которое является для него на данный момент главным. А ведь в сегодняшнем мире это качество имеет огромное, если вообще не определяющее, значение для достижения успеха в жизни. Плюс к тому спорт – это умение работать в команде, умение подчиняться, а не только руководить, умение достигать поставленных целей… Словом, спорт это своего рода модель жизни, которое многое раскрывает в характере человека, а многое в нём и формирует.

Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста и социального положения.

Физическая культура является средством не только физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, что, в свою очередь, влияет на развитие социальной структуры общества.

Высокий смысл спортивной деятельности заключается в самосовершенствовании, самоутверждении собственного я, в победе не только соперников, но и собственных слабостей. Учащийся должен глубоко осознать, что познание жизни и себя возможно только через преодоление сложностей: бороться, чтобы научиться преодолевать любые препятствия, уметь подвергать себя напряжениям, успешно переносить трудности и добиваться успеха.

Максимальное использование своих физических и интеллектуальных способностей учит учащихся стремлению к совершенству, воспитывает уважение к труду, получение удовлетворения не только от результата (выигрышей, побед), но и от процесса (упорных тренировок).

Важное значение в жизни любого учащегося играют спортивные секции. Секционная работа по спорту органически увязывается со всей работой по физическому воспитанию школьников (занятия, соревнования, зачёты), также она служит целям всестороннего физического развития и повышения спортивной подготовленности.

В нашей школе наиболее широкое распространение получили спортивные игры (футбол, баскетбол и волейбол), различные виды спорта (рукопашный бой, борьба, самбо и др.)

Учебно-тренировочная работа проводится в течение всего учебного года. В целях продолжения общего процесса и сохранения плана тренировки в течении круглого года учащимся рекомендуется участвовать в занятиях и спортивных соревнованиях там, где они находятся во время каникул.

Наряду с учебной работой в спортивных секциях большое значение имеет массовая физкультурная и спортивная работа школы, осуществляемая учителями физического воспитания и спортклубами. Массовая физкультурная работа ставит задачей рационально использовать досуг учащихся для укрепления их здоровья и физической подготовки. Она проводится в виде школьных соревнований, участия в районных и городских соревнованиях. А также во всероссийских массовых соревнованиях, таких как; «Кросс Наций» и «Лыжня России»

Занятия в спортивных секциях позволяют ощутить потребность общества в своей деятельности, почувствовать себя частью коллектива, получить возможность доказать, что ты не последний в нем.

У учащихся, занимающихся в спортивных секциях, вырабатываются такие стремления и потребности как:

  • потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

  • потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

  • стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

  • стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;

    • потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе, стремление стать сильным, здоровым;

    • стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

    • чувство долга;

    • потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

Приобретение, в процессе тренировок, обширного спектра двигательных возможностей, обеспечивает учащемуся наиболее гарантированный (чем у не занимающихся в спортивных секциях) успех в других видах деятельности и в разных жизненных ситуациях.

Я провела тестирование по исследованию волевых качеств. В тестировании приняли участие 20 учащихся 14-15 лет (10 человек - занимающиеся в спортивных секциях и 10 человек - не посещающие секции и кружки). Результаты занесены в таблицы и построены диаграммы. Тестирование показателей волевых качеств показало, что уровень волевых качеств у группы подростков систематически занимающихся в спортивных секциях выше, чем у подростков, не занимающихся в спортивных секциях.

Можно отметить, что ни у одного подростка занимающегося в спортивных секциях нет низкого уровня воли и уверенности в себе, только средний и высокий, при этом высокий уровень воли в процентном отношении превышает средний.


Таблица 1. «Самооценка силы воли» Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.www.muh.ru/content/doc/test_01.doc


занимающиеся в спортивных секциях

не посещающие секции и кружки

высокий уровень воли – 55,6%

средний уровень воли – 44,4%

низкий уровень воли – 0%

высокий уровень воли – 38,2%

средний уровень воли – 41,6%

низкий уровень воли – 20,2%





Таблица 2. «Социальная смелость» (уверенность в себе) www.personalita.ru/61.html

занимающиеся в спортивных секциях

не посещающие секции и кружки

высокий уровень уверенности – 56,2%

средний уровень уверенности – 43,8%

низкий уровень уверенности – 0%

высокий уровень уверенности – 36,7%

средний уровень уверенности – 43,3%

низкий уровень уверенности – 20,0%


Полученные результаты подтверждают гипотезы по формированию морально-волевых качеств подростка при занятиях физической культурой и спортом. Проведение экспериментального тестирования волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом показывает, что одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания.

Это ещё раз доказывает, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.






Список литературы:


Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. – М., – №4. – 1999

Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. – М., 1997.

Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г., «Формирование спортивной мотивации», Омск, СибГАФК, 2000

Используемые сайты:


    1. http://globalteka.ru/order/10778.html

    2. http://karpinsk.net/news/951-znachenie-sportivnyh-sekciy-ne-pereocenite-sebya

    3. http://www.cs-alternativa.ru/text/2051

    4. http://text.tr200.biz/referat_psihologija/?referat=196044&page=1









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее