Воспитание экологической культуры и экологического сознания

Воспитание экологической культуры и экологического сознания

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Инновационный  проект

«Воспитание экологической культуры и экологического сознания с целью последующего вовлечение отходов в оборот в качестве вторсырья»

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта.

Целесообразность осуществления инновационного проекта обусловлена как общими задачами, стоящими перед учреждениями образования республики – создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающие устойчивое развитие страны» - отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, так и локальной задачей, стоящей перед СШ № 1 г. Скиделя – создание авторской системы, направленной но повышение экологической культуры населения. Формирование экологического сознания, экологической культуры может происходить самыми разными путями и на разных уровнях государственного устройства: через политику, экономику, просвещение, и, конечно, через систему образования.

Проблема мусорного загрязнения планеты стояла всегда. В 20 веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквального всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень остро — дело в том, что пластмасса и другие синтетические материалы практически не разлагаются в земле, нанося колоссальный вред всему живому и неживому на сотни километров вокруг от мест организованных захоронений. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся только о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг. 

1. Пластик, в отличие от всех природных материалов, может разлагаться миллионы лет, выделяя при этом в атмосферу различные вредные вещества.

2. При сжигании (а именно так поступают с пластмассовыми отходами на большинстве свалок, чтобы освободить место для новых отходов) образуются:
а) тяжёлые металлы, которые разрушают озоновый слой планеты;
б) ядовитый дым, образующийся в результате сгорания пластмассы, попадает в лёгкие человека и животных, проживающих в непосредственной близости от свалки, и наносит непоправимый вред здоровью;
в) продукты разложения пластика поднимаются в атмосферу и впоследствии выпадают обратно на Землю в виде кислотных дождей.

3. Любой мусор (не обязательно пластмассовый, однако более 60% мусора, производимого человечеством, содержит пластик) занимает очень много места, которое можно было бы использовать в сельскохозяйственных целях.

4. Рекультивировать землю, на которой хотя бы в течение нескольких лет была свалка отходов жизнедеятельности человека, практически невозможно — в почве за этот срок накапливается огромное количество веществ, препятствующих росту растений.

Как становится ясно из вышесказанного, в последние десятилетия вопрос с мусором встал ребром — либо человечество побеждает мусор, либо мусор уничтожает человечество.

Таким образом, целесообразность осуществления инновационного проекта в СШ № ! г. Скиделя по нашему мнению, обусловлена следующими причинами:

  1. В небольшом городе Скиделе (численность 10 592 человека) находится ОАО «Агрокомбинат Скидельский», РУП Белмедпрепараты и ОАО «Скидельский сахарный комбинат». Часто говорили и писали о запахе возле Скиделя, причиной которого является разложение отходов после переработки сахарной свеклы, особенно при производстве лимонной кислоты, выпуск которой в стране налажен только здесь. Как видим, производств в городе много. Не секрет, что влияние заводов на экологию практически всегда носит негативный характер. Каждый из нас заинтересован в своем здоровье и здоровье своих близких.

  2. На 70% снизилось содержание витаминов и микроэлементов в овощах и фруктах за последние 100 лет. Виной этому истощение почв.

  3. Под полигоны для мусора на десятки лет отчуждаются громадные территории, их, безусловно, можно было бы использовать с большей пользой.

  4. Самый распространенный способ борьбы с отходами - вывоз их на свалки, не решает проблему, а усугубляет ее. Свалки - это не только эпидемиологическая опасность, они неизбежно становятся мощным источником биологического загрязнения.

  5. Пока не изобретены простые и дешевые методы по утилизации ТБО (твердых бытовых отходов), нам не стоит забывать о важности переработки мусора и следовать всем нехитрым инструкциям, которые позволят хотя бы чуть-чуть, но уменьшить количество мусора в нашем городе.



Формулировка целей и задач инновационного проекта

Цель инновационного проекта: повышение экологической культуры и экологического сознания населения г. Скиделя, что в дальнейшем значительно облегчит вовлечение отходов в оборот в качестве вторсырья.

Задачи:

  1. Осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности.

  2. Развитие экологической ответственности как личностного качества.

  3. Формирование научного подхода к рассмотрению и анализу современных экологических проблем.

  4. Использование сенсорного метода, предполагающего чувственное восприятие при наблюдении того или иного явления в реальной окружающей природной среде.

  5. Создание волонтерских отрядов на базе школ г. Скиделя, направленных на формирование экологического сознания населения города;

  6. Совместные встречи с населением города при участии ЖКХ г. Скиделя, направленные на воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, формирование нравственного отношения к природе.

  7. Организация собраний старост улиц, представителей волонтерского движения и представителей горисполкомов, направленных на улучшении местной экологической обстановки.

  8. Просветительская деятельность среди жителей г. Скиделя, работа с учителями и учениками школы, родителями по пропаганде экологических знаний.

  9. Проведение в городе недель экологии, а также экологических мероприятий.

Основными направлениями работы школы с целью реализации задач инновационного проекта являются:

Работа с педагогами: организация тематических лекториев,

активное использование форм и методов внеаудиторной деятельности,

проведение с участниками проекта лекций, семинаров, консультаций по проблеме,

организация педагогического самообразования участников проекта по проблеме,

публикации материалов педагогов-участников проекта,

разработка методических и дидактических материалов и рекомендаций.

Работа с родителями:

изменение подходов к проведению родительских собраний с точки зрения участия в данном проекте, в том числе, регулярное приглашение представителей сферы ЖКХ, горисполкомов на собрания.

организация постоянных лекториев для родителей,

использование возможностей гимназического сайта для работы с родителями.

Работа с учащимися:

Проведение лекториев с экологами города, представителями сферы ЖКХ,

участие в экологических конкурсах,

создание волонтерских отрядов, направленных на улучшении местной экологической обстановки,

создание видеороликов, брошюр о проблемах загрязнения в городе Скиделе, а также об экологически грамотном поведении человека,

посещение предприятий города с целью формирования у граждан чувства ответственности за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств.

Работа с ЖКХ г. Скиделя, горисполкомом и ЦМЖ:

Совместные встречи с населением города при участии ЖКХ г. Скиделя, направленные на воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, формирование нравственного отношения к природе.

Организация собраний старост улиц, представителей волонтерского движения и представителей горисполкомов, направленных на улучшении местной экологической обстановки.

Проведение в городе недель экологии, а также экологических мероприятий.

Описание программы, сроков проведения инновационной деятельности

Проблема мусора последнее время становиться все актуальнее. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся только о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг. 

Город Скидель не исключение. Взяв в руки извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, в перечне основных жилищно-коммунальных услуг вы увидите пункт «Обращение с твердыми коммунальными отходами». Но если уточнить, то это захоронение мусора. Свалки - это не только эпидемиологическая опасность, они неизбежно становятся мощным источником биологического загрязнения. Происходит это из-за того, что анаэробное (без доступа воздуха) разложение органических отходов сопровождается образованием взрывоопасного биогаза, который может представлять угрозу для человека, вредно воздействует на растительность, отравляет воду и воздух. Более того, главный компонент биогаза - метан - признан одним из виновников возникновения парникового эффекта, разрушения озонового слоя атмосферы и прочих бед глобального характера. В общей сложности из отходов в окружающую среду попадает более ста токсичных веществ. Нередко свалки горят, выбрасывая в атмосферу ядовитый дым.

Под полигоны для мусора на десятки лет отчуждаются громадные территории, их, безусловно, можно было бы использовать с большей пользой. И, наконец, чтобы обустроить полигон и содержать его на уровне современных экологических требований, нужны большие средства. Очень дорого обходится рекультивация закрытых (уже не действующих) полигонов. Это целый комплекс мер, цель которых - остановить вредное воздействие свалок на окружающую среду, в том числе на почву и подземные воды.

Нет никакого сомнения, что государственные мероприятия по решению проблемы мусорного загрязнения очень важны, однако полагаться только на государство в этом вопросе не стоит — люди сами должны делать всё возможное, чтобы в один прекрасный день избавиться от мусора и свалок.



Был проведен опрос среди населения города, в котором было опрошено 2893 человека.

Контейнерами для раздельного сбора и пунктами приема вторичных материальных ресурсов пользуются только 17 % населения города Скиделя.

Осознают необходимость сортировки своих бытовых отходов и готовы это делать в будущем или уже собирают раздельно 57 % опрошенных.

59 % сетуют на отсутствие контейнеров возле дома.

В городе Скиделе и прикрепленных к нему 5 участках (Вертелишки, Квасовка, Обухово, Озеры, Поречье) численность населения составляет 21 490 человек.

На все эти участки и г. Скидель выделено:

Контейнеров для стекла - 48

Контейнеров для ПЭТ-бутылок - 50

Контейнеров для бумаги и картона – 90

На наш взгляд, количество контейнеров недостаточное. Ведь возможность перерабатывать отходы и вовлекать их в оборот в качестве вторсырья существует и она используется.

Бумажные отходы отправляются на переработку на Слонимский завод «Альбертин».

Стеклянные отходы отправляются на переработку на частное предприятие «Гроднозаготторг».

ПЭТ-бутылки отправляются на переработку в ОАО «Белвторполимер».

Но кроме этого, как в городе Скиделе, так и на каждом участке, принадлежащем г. Скиделю (Вертелишки, Квасовка, Обухово, Озеры, Поречье), существует свой полигон. Полигон, принадлежащий г. Скиделю, находится в 10 километрах от Скиделя. Формируя экологическую культуру, экологическое сознание граждан нашего города, воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, мы могли бы научиться перерабатывать отходы и вовлекать их в оборот в качестве вторсырья.

Как видим возможность переработки существует, поэтому нужно не только увеличить количество контейнеров в г. Скиделе, но и рассказать населению о необходимости вовлекать отходы в оборот в качестве вторсырья.

Сроки проведения инновационной деятельности

Проект является долгосрочным. Но для того, чтобы увидеть начальный результат эффективности данного проекта, понадобится 1 учебный год.

Срок реализации данного проекта 1.09.2016 – 1.05.2017гг.

Описание критериев и показателей определения эффективности инновационной деятельности:

Для определения эффективности инновационной деятельности по внедрению программ, направленных на повышение экологической культуры и экологического сознания определены следующие критерии и показатели:

Личностное развитие участников проекта и населения г. Скиделя:

формирование индивидуально-личностной модели экологически грамотного поведения;

Воспитанность участников проекта и населения г. Скиделя:

воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, формирование нравственного отношения к природе;

Обученность участников проекта и населения г. Скиделя:

Поведение:

участие в улучшении местной экологической обстановки.

Экологическая обстановка в г. Скиделе:

увеличение числа контейнеров для раздельного сбора мусора в г. Скиделе,

меньшая загруженность близлежащего полигона в д. Беляковщина ТБО,

осознанный раздельный сбор мусора гражданами для последующего отходов в оборот в качестве вторсырья.

Кадровое обеспечение инновационного проекта



  • Государственное учреждение образования СШ № 1 г. Скиделя

  • Жилищно – коммунальное хозяйство г. Скиделя

  • Скидельский городской исполнительный комитет



Материально-техническое обеспечение

Для реализации инновационного проекта по созданию программы, направленной на воспитание экологической культуры населения г. Скиделя в школе будет создаваться соответствующая материально-техническая база:

  • многофункциональный кабинет для проведения лекториев, бесед конференций, где с помощью компьютера и мультимедийного проектора будет возможность просмотреть видеоматериалы с последующим обсуждением. Подборка фильмов будет осуществляться в соответствии со структурой и содержанием инновационного проекта;

  • сценарии мероприятий для привлечения волонтеров в волонтерские отряды

  • сценарии мероприятий для совместные встречи с населением города при участии ЖКХ и городского исполнительного комитета г. Скиделя, направленные на воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, формирование нравственного отношения к природе.

  • дидактические материалы по теме

  • выход в Интернет



Финансово-экономическое обеспечение

Внедрение инновационного проекта предполагает

- введение надбавок к заработной плате участникам проекта через централизованную бухгалтерию отдела образования.

- покупка контейнеров для раздельного сбора мусора в г. Скиделе

Предполагается привлечение благотворительной и спонсорской помощи для приобретения бумаги для создания тематических брошюр. Дополнительное бюджетное финансирование не требуется.







Ковалевская Мария Николаевна, учитель английского языка, классный руководитель 8 «Б» класса ГУО СШ № 1 г. Скиделя

Гродненский район

Г. Скидель

Ул. Октябрьская, 38 к. 210

231761

+375297813349







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее