«Зимний фестиваль знаний 2025»

Внеурочное занятие "Доброе слово всем приятно"

Воспитание у детей доброго отношения к ближним и вежливого обращения с окружающими, используя вежливые слова.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Классный час «Доброе слово» (начальные классы)

Цель: Показать ценность и значимость  доброго слова,

способствовать воспитанию культуры поведения через введение в активную речь «волшебных слов» и формированию нравственного качества личности, умения различать добро и зло.

Задачи:
• Расширение у учащихся значение понятия «добро» , «доброта» и «доброе слово»
• знакомство с закономерностями проявления добрых слов в личности человека и в окружающей жизни, целенаправленного воспитания в себе доброты;
• дать нравственную оценку добрым поступкам и показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому

Оборудование: 
компьютер, проектор, презентация в программе Point;
песня «Доброта» сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко; 
Моцарт симфония 6, музыка ангелов 1 часть; 


Ход занятия

-Каждый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется речью, вежливыми словами.

1.- «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь», - говорит нам пословица
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? (ответы детей)

- Нельзя забывать о том, что в слове заключается великая сила. Слово несёт в себе огромный смысл. Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека и от них в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда. Доброе слово способно приободрить, поднять настроение.

- А что оно может обозначать? ( Слайд)

«Вначале было слово, а слово был Бог» - прочтём мы в священном писании.

Христос сказал: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4)

В Евангелии от Марка Апостол Павел говорил: «Слово Божие - самое главное чудо, живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12)

- А вот ещё пословицы: «Доброе слово - дороже богатства», «Доброе слово, что ясный день».

- В каждом из нас живёт маленькое солнце - доброта, потому что она озаряет нас своими лучами, дарит тепло, заботу и внимание.

- Что такое доброта? (Высказывания детей и чтение стихов)

I эпиграф «Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте!...» (А. Чепуров)

II. «Во внутреннем мире человека доброта- это солнце»- Французский писатель Виктор Гюго

Ценней всего на свете Доброта, она сияет добрыми глазами,
Невидима, но яркими лучами, согреет и откликнется душа.
Меняет свою цену красота, от времени тускнеет, будто стразы, 
Но только, как блестящие алмазы, желанный лучик, светит Доброта.
Нет ничего прекрасней красоты, она достойна всяческих похвал,
Но только тот, кто Доброту познал, поклонится ей низко до земли.

«Доброе слово, что солнце». (Кластер) Слайд

- Послушаем стихи о добрых словах (На листочках)

1. Здравствуйте.
1.Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
О каком добром слове прочитали стихотворение? (Вывешиваю табличку со словом «здравствуйте» на доску). Скажите, как надо произносить это слово? (спокойно, приветливо ).
2. Добрый день.
2. Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
О каком добром слове, рассказали? (вывешивается табличка)
3. Доброго пути.
3 Нам желают: « Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь тоже к доброму чему – нибудь.

(вывешивается табличка).
4. Спасибо
4. За что мы говорим « спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.(вывешивается табличка)
5. Пожалуйста.
5.Отменить, что ли слово « пожалуйста»? Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без « пожалуйста» Нам становится неуютно.

(вывешивается табличка )
6. Простите.
6. Простите, я больше не буду нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать, и что обещал – забывать.
А если я всё же забуду,-Простите, я больше не буду.

7. Благодарю.

7. Маша знала слов не мало, но одно из них пропало,

И оно то, как на грех, говорится чаще всех.

Это слово ходит следом за подарком, за обедом,

Это слово говорят, если вас благодарят.

-А что означают слова «спасибо», «благодарю»?

(«Спасибо» - старинное слово, «спаси бог», «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благодарю» - «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».)


- Поработайте в группе

Найдите подходящие слова и доскажите фразу.

- Растает ледяная глыба от слова доброго….(«Спасибо»)
- Когда бранят за шалости, мы говорим:…(«Прости, пожалуйста»)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... («Спасибо»)
- И во Франции, и в Дании на прощание говорят ... До свидания!
- Посиди со мной сестра почитай мне, будь….. Добра.
- Ты мне помог!- я говорю мой друг, тебя……….. Благодарю.
- Забыл я книжку принести! За это ты меня ……. Прости. 
- Печально сказали мы дяде Никите: За чашку разбитую нас ……….. извините.
- На меня отцу не жалуйся, Я прошу тебя,…………….. пожалуйста.
- Твердите с утра: Спасибо, извините, Позвольте, разрешите, Я вас ..благодарю.

- «При солнышке тепло, а при матушке добро», гласит другая пословица.

Добро... Доброта... Что же это такое? Слово « добро» является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом.

С чем можно сравнить добро?
С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой, улыбкой, семьей, другом, красотой, лаской, теплом, счастьем, весельем, жизнью, любовью, праздником, радостью, смехом.
Это всё красивое, всё положительное, полезное, хорошее –синоним Благое.

Материнское Благословение, родительское благословение. 

- Расскажите , пожалуйста, кого из вас благословляли родители?

- Прочтём все добрые слова, о которых рассказали нам дети. Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? ( правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо.) Тогда они перестают быть « волшебными».

- А сейчас поиграем в игру: « Не ошибитесь, пожалуйста». Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово. Будьте внимательны.
1.Встаньте пожалуйста!
2.Попрыгайте.
3.Будьте добры, поднимите руки!
4.Присядьте!
5.Похлопайте в ладоши, пожалуйста!
6.Потопайте.
7.Садитесь пожалуйста!

Тогда слово может убить.

-Как вы понимаете это выражение?

Проклятье- в словаре об этом мы можем прочитать

- Ребята, посмотрите мы кажется попали в тупик «Вредных советов».
Жители этого тупика приготовили нам вредные советы. Давайте их послушаем и скажем, что в этих советах неправильного, вредного?
а) Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
Что - же в этом совете неправильного, вредного? Как надо поступать в такой ситуации?
б) Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
А что- же здесь неверно? Как бы ты поступил?
в) Если к папе или маме тётя взрослая пришла,
И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкраться , а потом,
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
Что в этом совете вредного? Как надо поступать в такой ситуации?
г) Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома- пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
Что здесь неправильного? А как надо поступать, если вас пригласили на день рождения?
Ребята, эти советы потому и называются вредными, что ими нельзя пользоваться.

- Давайте составим свои правила хороших манер поведения. (Слайд)

• Брать без спросу чужие вещи.
• Заботиться зимой о птицах.
• После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
• Не помогать взрослым.
• Дёргать за хвост собак или кошек, бросать камни в птиц.
• Обижать тех, кто младше и слабее.
• Не уступить место в автобусе.
• Ломать ветки деревьев и кустов.
• Помогать там, где нужна моя помощь;
• Заботиться о близких;
• Выручать друзей в беде;
• Улыбаться тем, с кем общаешься;

Пословица «Доброе слово лечит, худое калечит»
Всю свою жизнь человек познаёт « что такое хорошо, и что такое плохо». Люди понимают, что за всё, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом.
Слово « добро» является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом Доброта – признак силы, великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идёт борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов.
- Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы.
а) Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра над злом: («Золушка», «Аленький цветочек», «Мороз Иванович», «Крошечка –Хаврошечка», и др.)
Кроме того, своё отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках(Слайд)
«Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе слово и кошке приятно», «Жизнь дана на добрые дела», «От добра - добра не ищут», « На добрый привет – добрый ответ»
Разбор и пояснение пословиц.

Вывод: Издавна, люди понимали силу добрых слов, и отразили это в пословицах и поговорках, легендах и былинах, песнях и молитвах.

Попробуйте дома сочинить пословицу или поговорку о добром слове. А может кто –то сможет сочинить свою песню или молитву.

• Брать без спросу чужие вещи.
• Заботиться зимой о птицах.
• После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
• Не помогать взрослым.
• Дёргать за хвост собак или кошек, бросать камни в птиц.
• Обижать тех, кто младше и слабее.
• Не уступить место в автобусе.
• Ломать ветки деревьев и кустов.
• Помогать там, где нужна моя помощь;
• Заботиться о близких;
• Выручать друзей в беде;
• Улыбаться тем, с кем общаешься;

- А мы попробуем разобраться в поведении некоторых школьников и определить их манеры поведения.
а) Мальчик крикнул прохожему: « Скажите, сколько сейчас часов?»
(надо не кричать, а вежливо спросить: «Скажите, пожалуйста, который сейчас час?», а после ответа сказать «Спасибо»).
б) Девочка возмущённо пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовёт меня Валькой: А ты как его зовёшь? – спросила мама. Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Какая здесь ошибка в поведении девочки? ( девочка должна звать мальчика по имени, а не кричать « Эй ты!»)
Давайте подберём пословицу к поведению девочки.
5)Посмотрите, мы оказались на «Аллее Игр».
Проведём игру. Я стану читать рассказ, а вы вставляйте нужные «волшебные» слова.
Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь (пожалуйста). Женщина вежливо поблагодарила Вову (спасибо). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал (извините, пожалуйста).
И раз мы попали на площадь Добра, давайте попробуем сказать друг другу добрые, хорошие слова. У меня в руках волшебная палочка. Она способна делать добро. Как только в руках кого она окажется, в нём сразу раскроются его лучшие черты. Воспитатель даёт ребёнку палочку, говорит о его хороших качествах. И так, пока, палочка не побывает у каждого ребёнка. В конце обратить внимание на атмосферу тепла, доброжелательности. Приятно слушать про себя хорошие, добрые слова? А приятно говорить их другому?

Итог:

Давайте вспомним, о чём мы говорили? С какими вежливыми словами встречались? (слайд)
(2 ученика читают стихи)

8. Надо, очень надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей
Если будем мы хоть чуточку добрей!

9.«Не умирает доброта, что лечит нас и воскрешает.
И эта главная черта в роду людском не убывает 
Не прячьте доброты своей, откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей делитесь, распахните душу…»

-Всем людям нужно ценить и подчеркивать достоинства окружающих. Когда мы говорим комплементы, люди становятся добрее, нежнее, отзывчивее. 
День спонтанного проявления доброты помогает понять, насколько наши поступки влияют на других людей. И как легко поднять настроение другому человеку. Так давайте сделаем проявления доброты нашей ежедневной привычкой, и тогда мир обязательно станет чуточку добрее!



Составим Синквейн: 1. Слово

2. 2 прилагательных к этому слову

3. 3 глагола

4. Предложение с выбранным словом из 4 слов

5. Ассоциация

Рефлексия

Если я хочу стать добрее, то мне нужно научиться…. (Продолжите фразу)

Можно записать ее в свою записную книжку
- Ребята, я хочу вам раздать лекарство от грубости, драк и жадности.
Только запомните, перед тем как его принимать, надо загадать доброе желание.

Тогда лекарство обязательно подействует. ( раздаю витамины ).
Звучит песня: « Если добрый ты». (из м/ф « Про кота Леопольда)







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее