….
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ЧАС ЗДОРОВЬЯ»
Составитель: Ефремова Л.В.
учитель начальных классов
2015г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана на основе Закона «Об образовании» Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
беседы, рассказы, убеждения учителя;
слушание;
решение проблем;
обсуждение прочитанной литературы;
исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
игры;
ролевые игры;
рассказывание истории, сказок;
импровизированные сценки, спектакли;
мозговой штурм или мозговая атака;
изготовление газеты;
моделирование;
тренинги;
опросы, анкетирование.
Экскурсии:
посещение библиотек;
посещение развлекательных центров;
посещение музеев
посещение парка.
.
Основное содержание
1.Спортивно – оздоровительное направление
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.
Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Содержание работы |
1класс |
Форма работы | Час Здоровья. Уроки Айболита. Физкультминутки на уроках. Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: спортивные соревнования, Дни Здоровья. Беседы- встречи с работниками ЦРБ, школьным фельдшером. Организация походов выходного дня.
|
Программы и проекты | Внеклассная работа: «Секреты правильного питания», «Ступеньки здоровья», «Здоровьесберегающие пятиминутки», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Вода и жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух» |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 33 |
Форма подведения итогов | Соревнования, конкурсы, оформление альбомов об известных спортсменах села, района, области, страны, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов о народной игровой культуре, об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений. |
Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
В результате работы формируются следующие УУД:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности науроке и во врем проведении мероприятий;
- определять последовательность постановки целей с учетом конечного результата;
- уметь вносить коррективы в план и способ действий для достижения желаемого результата;
- осознавать, что усвоено и что еще подлежит усвоению;
- уметь выбрать линию поведения.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и мотивом;
- обеспечивать личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Познавательные УУД:
- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- уметь добывать, выделять и применять необходимую информацию;
- уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- уметь работать в команде;
- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями деятельности.
Общий ожидаемый результат:
Повышение качества образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования.
Результатом освоения программы внеурочной занятости является:
1. Освоение младшими школьниками трех уровней образовательных результатов:
первый уровень - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройствах общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание реальности и повседневности жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как знанчимыми для него носителями социальных знаний и опыта;
второй уровень - развитие позитивного отношения школьника к базовым общественным ценностям (человек, семья, отечество, природа, мир, труд, культура, здоровье), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьников в другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать);
третий уровень результатов - накопление школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии дети становятся деятелям, гражданами, свободными людьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирование коммуникативных, этических, социальных, гражданских компетенций;
- формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной.
Программы внеурочной занятости педагогов ориентированы на достижение результатов определенного уровня и имеют возрастную привязку: 1 класс – на приобретение школьниками социальных знаний; 2-3 класс - на развитие позитивного отношения школьника к базовым общественным ценностям; 4 класс – на накопление школьником опыта самостоятельного социального действия.
Учебное планирование внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительное направление:
Внеклассная работа 1 класса - 33 часа в год.
1 класс (Тематическое планирование –)
Тема 1. «Секреты правильного питания»
Тема 2. «Ступеньки здоровья»()
Тема 3. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»(
Тема 4. «В здоровом теле – здоровый дух»(
Тема 5. «Спортивные игры» (
Тематическое планирование внеклассной работы по спортивно-оздоровительному направлению
№ п/п | Наименование тем | Виды деятельности | Дата занятия | |
Теория | Практика | |||
1. | Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье | Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок | Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». |
|
2. | Дружи с водой Советы доктора Воды | Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр». Советы доктора Воды. | Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи словечко». |
|
3. | Дружи с водой Друзья вода и мыло | Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. | Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. |
|
4. | Уход за глазами Глаза-главные помощники человека | Беседа об органах зрения. Правила бережного отношения к зрению. Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок | Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» |
|
5. | Уход за ушами Чтобы уши слышали | Беседа. Правила сохранения слуха. | Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей». |
|
6. | Уход за зубами. Почему болят зубы | Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка. Игра «Угадай-ка!» |
|
7. | Уход за зубами Чтобы зубы были здоровыми
| Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар». Практическая работа. Тест. |
|
8. | Как сохранить улыбку красивой? | Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. | Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия. |
|
9. | Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать». | Оздоровительная минутка. Игра- соревнование «Кто больше?» Практическая работа. |
|
10. | Забота о коже Зачем человеку кожа | Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей. | Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов. Игра «Угадай-ка». |
|
11. | Надёжная защита организма.
| Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи». | Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа. |
|
12. | Забота о коже. Если кожа повреждена | Рассказ учителя о повреждениях кожи. | Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» |
|
13. | Как следует питаться Питание- необходимое условие для жизни человека | Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища. Разучивание пословиц и поговорок. | Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». |
|
14. | Как следует питаться Здоровая пища для всей семьи | Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала» | Оздоровительная минутка. Золотые правила питания. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». |
|
15. | Как сделать сон полезным? Сон-лучшее лекарство | Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам». |
|
16. | Настроение в школе Как настроение? | Беседа. Встреча с доктором Любовь. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. |
|
17.
| Настроение после школы Я пришёл из школы | Беседа. Работа с пословицами. | Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ». |
|
18. | Поведение в школе Я- ученик
| Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» |
|
19. | Вредные привычки | Беседа «Это красивый человек». | Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет». |
|
20 | Мышцы, кости и суставы Скелет - наша опора | Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование |
|
21 | Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина | Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн. |
|
22 | Полезен ли спорт для здоровья | Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» | Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья» |
|
23. | Как закаляться. Если хочешь быть здоров | Сказка о микробах. Правила закаливания. | Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно! |
|
24 | Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей. | Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами. | Экскурсия Просмотр фильма |
|
25 | Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. | Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. |
|
26 | Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья | Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь» | Оздоровительная минутка. Творческая работа. |
|
27 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность. Работа с пословицами.. | Оздоровительная минутка. Игра «Продолжи сказку» |
|
28. | Почему мы болеем | Рассказ учителя. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа в группах. |
|
29 | Кто и как предохраняет нас от болезней | Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил. | Оздоровительная минутка. Коллективная работа. |
|
30 | Кто нас лечит Сегодняшние заботы медицины | Беседа «Из чего получают лекарства» | Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает» |
|
31. | Народные игры. | Беседа по теме. | Разучивание народных игр Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд» |
|
32. | Подвижные игры Русская игра « Городки» | Беседа по теме. | Проведение спортивных соревнований «Веселая эстафета» |
|
33 | Обобщающее занятие «Доктора здоровья». | Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…» | Оздоровительная минутка. Повторение правил здоровья. |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
.
Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.
Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.
Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.
Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
Науменко Т.Н., Логинов И.М., Меринова Л.Н. Волгоград – Город-герой. - М., 1977.
Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.
Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.
Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.