«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Внеурочная деятельность "Час здоровья"

Разработка содержит пояснительную записку,цели, задачи,содержание и тематическое планирование.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки






….










Рабочая программа

внеурочной деятельности


«ЧАС ЗДОРОВЬЯ»










Составитель: Ефремова Л.В.

учитель начальных классов





















2015г.



Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности разработана на основе Закона «Об образовании» Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цель внеурочной деятельности:

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

  6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

  7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

  2. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  3. Организация информационной поддержки учащихся.

  4. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

Участники программы

Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной шко­лы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, роди­тели, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;

  • слушание;

  • решение проблем;

  • обсуждение прочитанной литературы;

  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры;

  • ролевые игры;

  • рассказывание истории, сказок;

  • импровизированные сценки, спектакли;

  • мозговой штурм или мозговая атака;

  • изготовление газеты;

  • моделирование;

  • тренинги;

  • опросы, анкетирование.

Экскурсии:

  • посещение библиотек;

  • посещение развлекательных центров;

  • посещение музеев

  • посещение парка.

.

Основное содержание


1.Спортивно – оздоровительное направление

Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.

Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Содержание работы


1класс

Форма работы

Час Здоровья. Уроки Айболита. Физкультминутки на уроках. Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: спортивные соревнования, Дни Здоровья. Беседы- встречи с работниками ЦРБ, школьным фельдшером. Организация походов выходного дня.


Программы и проекты

Внеклассная работа:

«Секреты правильного питания», «Ступеньки здоровья»,

«Здоровьесберегающие пятиминутки»,

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Вода и жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух»

Количество часов

в неделю

1

Количество часов в год

33

Форма подведения итогов

Соревнования, конкурсы, оформление альбомов об известных спортсменах села, района, области, страны, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов о народной игровой культуре, об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений.





Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся начальной школы

В результате работы формируются следующие УУД:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности науроке и во врем проведении мероприятий;

- определять последовательность постановки целей с учетом конечного результата;

- уметь вносить коррективы в план и способ действий для достижения желаемого результата;

- осознавать, что усвоено и что еще подлежит усвоению;

- уметь выбрать линию поведения.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и мотивом;

- обеспечивать личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные УУД:

- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- уметь добывать, выделять и применять необходимую информацию;

- уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- уметь работать в команде;

- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями деятельности.

Общий ожидаемый результат: 

Повышение качества  образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования.

Результатом освоения программы внеурочной занятости является:

1. Освоение младшими школьниками трех уровней образовательных результатов:

  • первый уровень - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройствах общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание реальности и повседневности жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как знанчимыми для него носителями социальных знаний и опыта;

  • второй уровень - развитие позитивного отношения школьника к базовым общественным ценностям (человек, семья, отечество, природа, мир, труд, культура, здоровье), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьников в другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать);

  • третий уровень результатов - накопление школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии дети становятся деятелям, гражданами, свободными людьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирование коммуникативных, этических, социальных, гражданских компетенций;

- формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной.

Программы внеурочной занятости педагогов ориентированы на достижение результатов определенного уровня и имеют возрастную привязку: 1 класс – на приобретение школьниками социальных знаний; 2-3 класс - на развитие позитивного отношения школьника к базовым общественным ценностям; 4 класс – на накопление школьником опыта самостоятельного социального действия.


Учебное планирование внеурочной деятельности


1. Спортивно-оздоровительное направление:

Внеклассная работа 1 класса - 33 часа в год.

1 класс (Тематическое планирование –)

Тема 1. «Секреты правильного питания»

Тема 2. «Ступеньки здоровья»()

Тема 3. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»(

Тема 4. «В здоровом теле – здоровый дух»(

Тема 5. «Спортивные игры» (





Тематическое планирование внеклассной работы по спортивно-оздоровительному направлению

п/п

Наименование

тем

Виды деятельности

Дата

занятия

Теория

Практика

1.

Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье

Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок

Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».


2.

Дружи с водой

Советы доктора Воды

Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр».

Советы доктора Воды.

Оздоровительная минутка.

Игра «Доскажи словечко».



3.

Дружи с водой

Друзья вода и мыло

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах.

Оздоровительная минутка.

Игра «Наоборот».

Творческая работа.


4.

Уход за глазами

Глаза-главные помощники человека

Беседа об органах зрения.

Правила бережного отношения к зрению.

Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок

Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно».

Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»



5.

Уход за ушами

Чтобы уши слышали

Беседа.

Правила сохранения слуха.

Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей».


6.

Уход за зубами.

Почему болят зубы

Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка.

Игра «Угадай-ка!»


7.

Уход за зубами

Чтобы зубы были здоровыми

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар».

Практическая работа. Тест.



8.

Как сохранить улыбку красивой?

Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы».

Творческая работа.

Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия.


9.

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать».

Оздоровительная минутка.

Игра- соревнование «Кто больше?»

Практическая работа.


10.

Забота о коже

Зачем человеку кожа

Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей.


Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов.

Игра «Угадай-ка».


11.

Надёжная защита организма.


Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи».

Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа.


12.

Забота о коже.

Если кожа повреждена

Рассказ учителя о повреждениях кожи.


Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»


13.

Как следует питаться

Питание- необходимое условие для жизни человека

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища.

Разучивание пословиц и поговорок.

Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».


14.

Как следует питаться

Здоровая пища для всей семьи

Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»

Оздоровительная минутка.

Золотые правила питания.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».


15.

Как сделать сон полезным?

Сон-лучшее лекарство

Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка

Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам».


16.

Настроение в школе

Как настроение?

Беседа. Встреча с доктором Любовь.


Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.


17.


Настроение после школы

Я пришёл из школы

Беседа. Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ».


18.

Поведение в школе

Я- ученик


Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»


19.

Вредные привычки

Беседа «Это красивый человек».

Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет».


20

Мышцы, кости и суставы

Скелет - наша опора

Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование


21

Мышцы, кости и суставы.

Осанка - стройная спина

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно!


Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн.


22

Полезен ли спорт для здоровья

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»

Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»


23.

Как закаляться.

Если хочешь быть здоров

Сказка о микробах. Правила закаливания.


Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно!


24

Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей.

Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами.

Экскурсия

Просмотр фильма


25

Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.

Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.


26

Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья

Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»

Оздоровительная минутка.

Творческая работа.


27

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность.

Работа с пословицами..

Оздоровительная минутка.

Игра «Продолжи сказку»


28.

Почему мы болеем

Рассказ учителя. Это интересно!

Оздоровительная минутка.

Работа в группах.


29

Кто и как предохраняет нас от болезней

Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил.

Оздоровительная минутка.

Коллективная работа.


30

Кто нас лечит

Сегодняшние заботы медицины

Беседа «Из чего получают лекарства»

Оздоровительная минутка.

Игра «Кто больше знает»


31.

Народные игры.

Беседа по теме.


Разучивание народных игр

Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд»


32.

Подвижные игры

Русская игра « Городки»

Беседа по теме.

Проведение спортивных соревнований «Веселая эстафета»


33

Обобщающее занятие «Доктора здоровья».

Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…»

Оздоровительная минутка. Повторение правил здоровья.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

  2. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.

  3. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.

  4. .

  5. Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.

  6. Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.

  7. Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.

  8. Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.

  9. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.

  10. Науменко Т.Н., Логинов И.М., Меринова Л.Н. Волгоград – Город-герой. - М., 1977.

  11. Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.

  12. Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.

  13. Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.

  14. Сборник литературно-художественных и публицистических про­изведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.





































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее