Мужской казачий костюм
В конце 17 — к началу 18 века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун.
Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались "походами за зипунами".
Бешмет
Русская
Рубахи были двух видов – русская и бешмет.
Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок.
Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать на манжет.
Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка.
Кожаные сапоги
с низким каблуком и
немного загнутыми
носками
Чирики – туфли-галоши, которые надевали поверх ичиг
Из верхней одежды казаки предпочитали архалук - «спиногрей» - нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон из овечьей или верблюжьей шерсти с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался.
Тулуп
Архалук
Бурка
- безрукавный плащ
белого, черного или бурого цвета,
сделанный из войлока.
Бурка — прекрасная защита от любой непогоды.
Бурка белого цвета для казаков оставалась элементом исключительно парадным. Надевалась по особым торжественным случаям, служила признаком достатка, стоила дороже обычных.
Военная форма
Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди,
открывавшем бешмет;
Рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, украшением черкески.
Красота и богатство казачьего костюма заключа-лась в том, чтобы в нем было больше серебра .
Черкеска
Костюм казаков состоял
из военной формы и повседневной одежды.
Черкеска с напатронниками и погонами,
папаха, сапоги
Шаровары и рубаха
Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца
гимнастёрка
черкеска
бешмет
бурку – на шинель,
а папаху заменить фуражкой.
Традиционная казачья форма была оставлена
как парадная.
Своеобразный
облик женского донского костюма
складывался веками.
В нем отразились особенности жизни казаков и органично слились традиции разных народов.
КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРОШЛОГО
РЕЗКО ОТЛИЧАЛСЯ ОТ ДРУГИХ ЖЕНСКИХ КОСТЮМОВ РОССИИ.
ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ОБЪЯСНЯЮТСЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ КАЗАЧЕК.
ЖЕНЩИНЫ ДОЛГО СОХРАНЯЛИ ТРАДИЦИОННУЮ ОДЕЖДУ ТЕХ МЕСТ, ОТКУДА ПРИШЛИ НА ДОН.
ОНИ ПОПАДАЛИ СЮДА В КАЧЕСТВЕ (ПЛЕННИЦ): ТАТАРКИ, ЧЕРКЕШКИ, ТУРЧАНКИ, ДРУГИЕ – ИЗ РУССКИХ СЕЛЕНИЙ.
ПОЭТОМУ СРЕДИ КАЗАЧЕК БЫТОВАЛО НЕСКОЛЬКО КОМПЛЕКСОВ ОДЕЖДЫ: С КУБЕЛЬКОМ, С САРАФАНОМ…
КАЗАЧИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРОШЛОГО
В ОСНОВЕ СВОЕЙ БЫЛ ТЮРКСКИМ.
КАЗАЧКИ НОСИЛИ ШАРОВАРЫ:
НА НИЖНЕМ ДОНУ — ШИРОКИЕ,
НА СРЕДНЕМ,
ВЕРХНЕМ ДОНУ — УЗКИЕ, ПОХОЖИЕ НА БРЮКИ-ДУДОЧКИ.
Дополняли костюмы казачек мужского кроя сорочка
то есть,
попросту – кафтаны.
Любили они
и юбки-плахты,
хорошо закрывающие
от ветра и холода.
Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присбоенным воротом, кофточки и юбки из ситца.
Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше
из ситца, а то и шелка.
В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка.
Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.
«Знуздалка» - платок, которым прикрывали часть лица жарким летом
Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками».
Важной деталью был и фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.
Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.
Гусарики
С нарядной одеждой носили обувь европейского типа — кожаные ботинки на шнурках . Гусарики — праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей.
С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна.
Ичиги
мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За сравнительно короткое время традиционная одежда донских казаков потерпела значительные изменения. Сегодня конечно уже казаки не носят каждый день свою национальную одежду они предпочитают современную, но старые казаки до сих пор хранят в старых комодах свои костюмы и одевают их только на праздники и берегут их, как память, как воспоминание. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
Домашнее задание по выбору:
* Нарисовать фасон современной женской одежды с элементами казачьего костюма
* Составить 2-3 вопроса по теме:
«Одежда казаков»
* Подобрать фотографии по теме урока
Спасибо за внимание!