«Осенний фестиваль знаний 2024»

Внеклассное мероприятие "Ты имеешь право"

Ученикам предлагается совершить путешествие в удивительную страну Правоведение. Ребята знакомятся с документами, содержащими права человека и гражданина, права ребёнка.В игровой форме знакомятся с правами и обязанностями.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Внеклассное мероприятие «Ты имеешь право!»



Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1.Способствовать формированию навыков применения основных прав и свобод

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, выставка детских рисунков, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих.


Ход мероприятия

  1. Организационно- мотивационный этап.

Детей сразу перед началом мероприятия разделить на группы:

Журналисты, художники, депутаты.


Слайд 1

Здравствуйте, дорогие ребята, рада вас видеть. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в удивительную страну Правоведение.

Нас ждет экспресс-поезд. (Большой макет поезда)

Давайте посмотрим в маршрутный лист. (на доске)


Первая станция: « Права», которая расскажет нам о правах ребенка.

Вторая станция «Обязанности», утверждающая: «Нет прав без обязанностей».

Чтобы путешествие было интереснее, давайте представим, что мы необычные пассажиры, а журналисты, художники – оформители, депутаты.

И так мы отправляемся. Счастливого всем пути.

( звук поезда или паровоза и песенка «Голубой вагон» - скатертью…)


Мы прибыли на первую Станцию «Права»

Права есть у всех людей. Права человеку никто не дает, он получает их от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права, которые записаны в важнейшем документе - Всеобщей декларации прав человека.

В каждом государстве с давних времен люди определяли правила поведения, создавая обычаи, традиции, даже в сказках говорилось о справедливости и о правильном поведении в обществе.

- Ребята, какие сказки вы можете назвать, где об этом говорится?

(Заячья избушка, Колобок, Лягушка - путешественница)

- О необходимости выполнять законы общества говорят и пословицы.

Я прошу журналистов познакомить нас с такими пословицами.

Слайд 2.

Дети зачитывают пословицы

Нет мяса без костей,

Вершин без горных склонов,

Нет пира без гостей,

Державы — без законов.


В каком народе живешь, такого закона и держись.

- В этих законах, ребята, закреплены наши права и обязанности.

- А есть ли особенные права у детей?


Слайд 3 со смешариками

Ребята, в каком документе записаны ваши права?


Слайд 4

Организация Объединенных Наций в 1989 году приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка», в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

И сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах.


Сейчас вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

Слайд 5

Для того, чтобы уменьшить страдания детей, большинство государств в мире проявляют заботу о своих маленьких жителях.

Слайд 6

Давайте остановимся на основных правах ребенка.

Одно из самых главных прав Право на жизнь.


Слайд 7


 О спартанцах


В Древней Греции было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали старейшины и решали, если крепкий – пусть живет, а если слабый, больной - от него избавлялись, сбрасывая в пропасть - такому не место в воинственном государстве.

- Как вы думаете, могли бы жители Спарты поступить так, если бы у них была Конвенция о правах ребенка?


Слайд 8


История знает немало примеров, когда из больных и хиленьких детей получались государственные деятели, великие полководцы. Таким был Александр Васильевич Суворов, с детских лет мечтавший о военной карьере. Рос он болезненным, слабеньким, но благодаря закаливанию, силе воли стал великим полководцем, известным во всем мире. В свои 70 лет он с русской армией совершил великий переход через Альпы. Дослужился до генералиссимуса, самого высокого воинского звания в России.


- Если бы он родился в Древней Спарте, что с ним было бы?


Слайд 9

Жизнь самое дорогое, что есть у человека. Её надо беречь всем,

в том числе и детям:

Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, как вы должны беречь свою жизнь?


Свою беседу мы будем иллюстрировать рисунками, которые выполнены учениками нашей школы на уроках обществознание. Прошу наших художников - оформителей поместить на маршрутном листе первый рисунок.

Слайд 10 «Право на имя».


Продолжим наш разговор и познакомимся со следующим важным правом каждого из нас. В «Конвенции о правах ребенка» говорится о том, что каждый имеет право на имя.


Я предоставляю слово журналистам, которые напомнят нам


отрывок из известной сказки: «…И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали … Дюймовочка».



Чем было слово Дюймовочка для этой маленькой девочки? (именем)


У каждого из вас есть имя. Они такие красивые и такие разные.

Родители заранее обдумывают имена для своих детей, дают им фамилию. Свидетельство о рождении - первый документ ребенка, который говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая заботится о его благополучии.


Я попрошу художников- оформителей поместить на маршрутный лист второй рисунок.

Слайд 11 Любой ребенок имеет право:

  • на жизнь со своими родителями;

Слайд 12 Ребенок имеет право на медицинскую помощь.

Слайд 13 «Право на образование»

Каждый ребенок имеет право на образование, он учится в школе, пишет, читает, играет с друзьями.

 

Слайд 14 .

Любой ребенок имеет право на досУг, игры и участие в культурной жизни.

Я попрошу художников внести в маршрутный лист все только что перечисленные права детей.

- Ребята, вы пользуетесь этими правами?

Сегодня мы назвали лишь некоторые из них ( показывает на доску) с другими вы познакомитесь на уроках обществознания.

На доске

Право на жизнь                       

Право на имя, фамилию, отчество.

Прав на жизнь со своими родителями;

Право на медицинскую помощь

 Право на образование

 Право на досуг.


А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». У каждого из вас есть по два знака – Зелёный - разрешающий, красный - запрещающий.

Сейчас наши депутаты будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будите поднимать соответствующий знак, и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка (разрешается)


Вот в углу стоит мальчонка

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)


С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается)


Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается)


Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается)


Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается)


Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить –

Это (разрешается)


Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).


- Молодцы, ребята!

Я предлагаю посмотреть шуточный сюжет о правах ребенка.

Слайд 15 Президент

Уважаемые депутаты, предлагаем вам продолжить перечень необычных прав ребенка.

Первая станция «Права» нам о многом рассказала.

И прежде чем отправиться на следующую станцию давайте наберемся сил.


Слайд. 15

Физминутка. (музыка)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Нас ждет станция «Обязанностей».

Слайд 16 «Во так внучек»

Предлагаю вам посмотреть ещё один сюжет из «Ералаша»

Ребята, какие права героя этого сюжета были соблюдены?

А почему тогда мы смеемся над ним?

Потому что в детстве, имея много прав, он не научился выполнять свои обязанности.

Каждому праву соответствует обязанность, это утверждают многие мудрые люди. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

Слайд № 17
Я прошу наших журналистов познакомить нас с пословицами и поговорками о единстве прав и обязанностей.

Какова сторона таков и обычай

Если народ един, он непобедим

Без полянки и леска в сердце – тоска

Чего себе не хочешь, того и другому не твори.


Какие обязанности соответствуют каждой из пословиц?

Ребята, я предлагаю вашему вниманию притчу


Был у отца единственный сын, и тот отбился от рук.

Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время, и на столбе не стало живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

-Что же ты плачешь? Спросил отец.- Ведь гвоздей на столбе больше нет.

Сын ответил:

- Гвоздей нет, а дырки остались…

ВОПРОСЫ:

1.Что символизировали вбитые в столб гвозди? ( он не выполнял своих обязанностей)

2.Почему мальчик заплакал? Он осознал свои ошибки, и ему стало больно, за то, что он огорчал родителей, не выполняя обязанностей, нарушал права близких.

Ребята, были у вас такие случаи , когда вы, не выполнив обязанностей, огорчали своих близких?

Какая из этих пословиц могла бы стать выводом из нашей беседы.

Ребята, а какие обязанности должен выполнять каждый гражданин страны?

Слайд 18. - обязанности

В самом главном законе Конституции РФ прописаны наши обязанности.

Я прошу художников поместить на маршрутный лист Обязанности.

Соблюдать законы государства.

Беречь окружающую среду.

Защищать своё Отечество.


Чтобы соблюдались наши многочисленные права мы должны просто выполнять наши обязанности.

Каждому праву соответствует обязанность. – (радуга)

Вот и заканчивается путешествие. Наш поезд подходит к конечной станции «Закон и порядок».

Мудрые говорят: « Кода в гармонии живут права и обязанности - люди счастливы».

Дорогие ребята, мне было очень приятно работать с вами и расставаясь я хотела бы сказать.


Слайд 19 - 24

Я хочу в твои ладошки

Положить совсем немножко:

Дуновенье ветерка,

Чтоб развеял все печали.

Лепесток от василька,

Чтоб друзья не забывали.

Лучик радуги цветной,

Чтобы мир купался в красках.

Шёпот звездочки ночной,

Чтобы снились сказки.

Каплю горного ручья,

Чтобы сердце было чистым.

А ещё в ладошки я положу

Свой взгляд лучистый.

И когда к тебе немножко

Грусть нечаянно нагрянет,

Ты раскрой свои ладошки,

И тебе теплее станет!


Частичку солнышка примите,

Её у сердца приколите,

Дарите людям добрый свет.

Такой даю я вам завет!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее