Внеклассное мероприятие «Добротой себя измерь» 2 класс
Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта», расширить знания учащихся о доброте и её роли в жизни человека, формировать позитивное восприятие мира, развивать навыки доброжелательного и заботливого отношения, побуждать стремление к добрым поступкам, воспитывать умение приносить радость себе и окружающим.
Оборудование: презентация; карточки с рисунком солнышка; толковый словарь С.Ожегова; таблички с надписями: добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добронравный, добродушный, достойный, добропорядочный; запись тихой, спокойной мелодии; запись песни «Дорогою добра».
Для работы в паре, в группах: текст рассказа В.Осеевой «Просто старушка», картинки с добрыми и плохими поступками.
Ход мероприятия:
Слайд №1
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих.
У вас на партах лежит рисунок солнышка, на котором написаны слова пожелания. Прочитайте, что же мы сегодня будем делать на нашем занятии
( искать, шутить, прощать, дружить, выдумывать, играть, фантазировать, грустить, думать, любить, мечтать, ошибаться, сомневаться….). Я очень надеюсь, что сегодняшнее мероприятие пройдет очень весело и хорошо. Сегодня мы поговорим об одном человеческом качестве, без которого человек не может называться человеком.
Слайд №2
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети!
-О каком человеческом качестве говорится в стихотворении? (Доброта)
-Я приглашаю всех встать и давайте скажем друг другу добрые пожелания. (Желаю счастья, желаю здоровья, желаю чистого неба над головой, желаю мира, желаю исполнения желаний…….).
-Услышать добрые слова приятно - это улучшает настроение. Но ещё приятнее оттого, что вы поделились своей добротой друг с другом, сказав добрые, хорошие слова.
Беседа
Слайд №3 - Ребята, что такое «доброта»? (ответы детей)
Слайд №4 - В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово "доброта" определяется как "Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро".
Слово "доброта" - это старое слово. Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, что люди, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились. Так ли это? (Ответы ребят)
Слайд №5 -Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать добрый человек? (Ответ ребят) (доброта, отзывчивость, терпимость, радость, переживание, милосердие, сострадание, деликатность).
Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
Как вы думаете, чего же больше в людях: добра или зла? (Ответы ребят)
-Ребята, Вы правильно сделали, что обратили внимание на то, что рядом с добром часто употребляется зло. Но добро всегда противодействует злу, борется с ним.
Сейчас прочитайте рассказ В.Осеевой «Просто старушка» (работа в паре)
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.
-Что вы можете сказать о поступке мальчика?
-Каким он оказался человеком?
-Почему девочка удивилась?
-Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
-Чему учит этот случай?
Слайд №6 -Кого из мультипликационных героев можно назвать добрым?
Слайд №7 (Айболит и волк из «Ну, погоди!)
Слайд №8 (Мыши и Кот Леопольд)
Слайд №9 (Шапокляк и Крокодил Гена)
Я предлагаю совершить путешествие в сказочную страну (звучит тихая, спокойная музыка). Сели поудобнее, закрыли глазки.
Итак, мы отправляемся с вами в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красива. В этой стране живет много маленьких волшебников.
Маленькие волшебники – это (перечисляю имена детей). Они очень заботливые и любят творить добрые дела. Пожилым людям помогают перейти дорогу, сделать покупки в магазине маленьким детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними.
Взрослые люди этой сказочной страны очень любят этих волшебников за их добрые сердца и большую заботу.
-Вы почувствовали себя волшебником сказочной страны?
-Представьте себе, что у нас появилась волшебная палочка и вы стали добрым волшебником.
-Подумайте, какое бы доброе дело вы совершили.
(Учитель читает стихотворение)
Стать добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
(Дети, передавая волшебную палочку, друг другу, называют вслух, какое бы доброе дело они совершили)
Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу.
Добрый и заботливый человек всегда необходим людям и очень нужен миру, планете, на которой мы с вами живем.
Работа в группах
-Сейчас я предлагаю вам выбрать нужную картинку. 1 группа будет выбирать картинки с добрыми, хорошими поступками. А 2 группа - наоборот с плохими, с теми, которые человек не должен делать.
-Вы совершили столько много добрых дел, что благодаря вам посмотрите, какой стала Баба-Яга. (Слайд № 10)
-Почему она была злой и некрасивой, а стала милой и доброй тётушкой?
-Наверное, только светлые, благородные мысли и поступки помогли Бабе-Яге стать такой.
-Давайте вместе подумаем. Какие же добрые поступки она могла совершить?
Все считают, что Яга
Хитрая и злая,
А мне кажется, она
Вовсе не такая.
Если ей причёску сделать,
Макияж ей нанести,
Зубы вставить побелее
И букет преподнести,
Да ещё сказать : «Бабуля,
Любим мы тебя как мать»,
Так изменится Ягуля,
Будет бабу не узнать.
Станет доброй и красивой,
Вас не будет обижать.
Хочет быть Яга любимой,
Это надо понимать!
-Её даже не хочется теперь называть Бабой-Ягой.
-Как бы вы изменили её имя? (Бабушка-Ягуля, Бабулечка-Ягулечка, Бабуленька-Ягуленька……)
« Инсценировка стихотворения М.Садовского « Доброе сердце».
Посмотрите выступление детей, и подумайте, что же можно сказать, о героях этого стихотворения?
« Доброе сердце»
Мальчик:
Я как то в дом принёс щенка
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу
Мама:
Ну что ж – сказала мама.
Пусть поживёт немножко.
В глазах его такая грусть,
Найдётся супа ложка.
Мальчик:
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого.
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама строго.
Мама:
Ну что ж – сказала мама.
Пусть поживёт немножко.
В глазах его такая грусть,
Найдётся каши ложка.
Мальчик:
Я под гнездом нашёл птенца
Над ним вороны вились.
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
Мама:
Ну что ж – сказала мама.
Пусть поживёт немножко.
В глазах его такая грусть,
Найдётся хлеба крошка.
Мальчик:
Однажды я принёс ежа, ужа и черепаху
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Мама:
Ну что ж – сказала мама.
Пусть живут.
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут,
И нам найдётся место.
-Что можете сказать о мальчике? маме?
-Как бы вы поступили на месте наших героев?
- Слушая вас, я убедилась, что у вас действительно добрые сердца.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.
-Давайте составим азбуку добрых слов, вспомним добрые слова на букву «Д»
( учитель вывешивает на доску карточку со словом «Доброта»)
Дети предлагают свои варианты «добрых слов»: (добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добронравный, добродушный, достойный, добропорядочный).
Составление кластера к слову «Доброта»
- Я очень рада, что наша азбука пополнилась хорошими словами!
Я сегодня всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Поделитесь своей добротой с другими (слайд № 11) ( слова благодарности от детей)
Исполняется песня «Дорогою добра», дети разукрашивают свои солнышки в тот цвет, какое у них настроение.