Внеклассное мероприятие по теме:
« Братья наши меньшие».
Цели: Прививать интерес и любовь к животным.
Воспитывать гуманное отношение к животным.
Оборудование: кошка и собака (игрушки), корзина.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня на наше занятие я принесла маленьких гостей, они сидят в этой корзиночке. Послушайте загадки про них.
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы,
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это ….(кот).
(Достаёт из корзинки игрушку- котёнка.)
Уж ты котенька-коток,
Котик, серенький лобок,
Поздоровайся с детьми,
Сколько деток, погляди!
(Котик «здоровается» с детьми, дотрагивается до каждого ребёнка, дети гладят котика.)
Учитель: Ребята, а кто из вас знает стихотворение о котёнке?
(Дети по желанию рассказывают стихи.)
Учитель: А теперь, ребята, я загадаю вам загадку про другого гостя.
Кто мой дом сторожит,
Под порогом лежит,
На чужого лает,
В дом не пускает?
Дети: Собака.
(Учитель достаёт из корзинки игрушку-собачку.)
Учитель: Кто знает стихотворение о собаке? Дети, а где живут кошка и собака?
Дети: Дома.
Учитель: Правильно, они живут рядом с нами, у нас дома, поэтому мы их называем домашними животными. А раз они у нас в гостях, то сегодня мы и будем о них говорить.
Эти животные дома живут,
Домашними их потому и зовут.
Мы их укрываем в тепле от мороза,
Их кормим и поим, коль надо стрижём,
Их ласково гладим, всегда бережём.
Они к нам привязаны, очень послушны
И к голосу нашему неравнодушны.
Собаки прилежно наш дом стерегут,
Все кошки, конечно, при доме живут
И нашу еду от мышей берегут. (Р. Сеф «Домашние животные».)
Физкультминутка.
Учитель: Собаки и кошки любят своих хозяев. И мы их тоже любим. Нам очень хочется погладить кошку или собачку и взять их на руки. Верно, дети?
Дети: Да.
Учитель: У животных, как и у нас с вами, бывает плохое настроение, когда не хочется, чтобы приставали, гладили, брали на руки и трогали. Сказать об этом они не могут, потому что не умеют говорить. И тут мы сами должны догадаться, хотят они с нами играть или нет. Если нет, то кошка шипит, а собака обычно рычит – предупреждает, чтобы их не трогали. Если человек не понял и снова пристаёт, тогда кошка может оцарапать или укусить. Царапины от кошачьих когтей очень болезненны и долго не заживают, а в ранки может попасть грязь. Кошка одновременно и ласковая, и хищная.
Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные.
Учитель: А вот если мы будем надоедать собаке, то она нас может укусить. Даже со своими животными надо быть очень осторожными, чтобы они нас не тронули. Ещё опаснее незнакомые животные. Мы видим на улице много кошек и собак, их тоже хочется погладить, особенно когда они подбегают к нам. Но этого делать нельзя. Надо спокойно отойти и ни в коем случае не трогать незнакомых кошек или собак. Они нас могут укусить и оцарапать, а могут быть больными и заразить нас. Тогда придётся долго лечиться. Если будете всё время об этом помнить и так поступать, то тогда никто вас не тронет.
В народе говорят и вам нужно запомнить:
Не дразни собаку, так не укусит.
Не замахивайся палкой, и собака не залает.
Не дразни кота – не оцарапает
Звучит музыка. На экране фотографии животных.
- Без этих существ невозможна жизнь на Земле: они улучшают настроение, спасают от одиночества, своим забавным поведением вызывают у человека улыбку.
- У кого есть уже дома кошка или собака?
- У кого нет?
-Кто хочет их иметь?
Сейчас мы узнаем, как вы обращаетесь со своими питомцами. Проведём игру «Хорошо – плохо».
Игра «Хорошо-плохо».
Если мы кормим кота рыбой, это хорошо или плохо?
Даём коту витамины?
Водим собаку на прогулку?
Играем с котом до тех пор, пока он не начинает царапаться?
Пытаемся кота посадить в коробку и заклеить её?
Пытаемся забрать маленьких щенят у собаки или котят у кошки, чтобы с ними вволю поиграть?
(на экране изображения кошек)
- Скажите, что вы знаете о кошках ?)
(ответы детей)
У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох.
Кошки очень чистоплотны. Часто умываются, тщательно вылизывая себя с головы до лап. Но кошки постоянно моются, вылизывая не столько грязь, сколько … собственный запах, чтобы не услышали мышки их приближение.
-Можете ли вы рассказать, как эти животные служат человеку?
(ответы детей)
Круг «специальностей», освоенных животными, гораздо шире, чем мы представляем. Вот сегодня я хочу вам рассказать об этом.
Слайд. Животные-сыщики.
Среди новых профессий, освоенных в последние годы собаками,- розыск по запаху контрабандных грузов, наркотиков.
Обученные собаки помогают находить людей под завалами после землетрясений, цунами.
На аэродромах, автовокзалах собак используют для поиска оружия, взрывчатых веществ в багаже пассажиров.
Слайд. Животные - пограничники
Днём и ночью помогают собаки охранять границы нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его, и если потребуется, вступают в схватку.
Слайд. Служебные собаки.
Служебные собаки пасут и охраняют стада.
Слайд. В горах сенбернары спасают попавших в беду людей.
Слайд. Ньюфаундленды спасают тонущих.
Слайд. Собаки на войне.
Во время ВОВ собаки выносили и вывозили раненых из-под огня, работали связными, помогали сапёрам разыскивать мины, подтаскивали снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков.
Слайд. Собаки-поводыри.
Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути.
Слайд. Пожарные собаки.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что это за собаки?
Слайд. Дворняжки.
Вежливые, словно колли,
Упрямые, как бульдоги,
Сильные, как волкодавы
Умные, как сенбернары
Храбрые - хоть на заставы,
Славным овчаркам в пару.
(дворняжки)
Учитель: Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали в космос.
А вы знаете их?
( Лайка, Белка и Стрелка, Уголёк и Ветерок, Денёк, Альбина, Белянка, Волга, Отважная, Пальма и др.)
Учитель: Многим животным поставлены памятники за заслуги перед человечеством. Наиболее известны памятники собакам.
В Ленинграде, где жил и работал великий русский учёный академик И.П.Павлов, сооружён памятник собаке, служившей науке.
В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине – ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.
В Берлине – собаке-проводнику слепых.
На Аляске – вожаку упряжки – Бальту, доставившему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.
В Италии – Верному, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина, убитого на войне.
Несколько лет назад в одном городе в автомобильной аварии погибла молодая пара. Вместе с ней в машине находилась овчарка, которая чудом осталась жива. Собака, видимо надеясь, что хозяева вернуться, в любую погоду, в течение 7 лет ждала их у обочины. Собаку пытались забрать к себе другие люди, однако пёс каждый раз возвращался к дороге. Люди несколько раз ему строили будку прямо у дороги, но пёс игнорировал удобства, сидя под дождём и находясь на ветру целых 7 лет. После смерти собаки люди поставили у дороги памятник, на котором написано всего два слова: «Памятник преданности».
Учитель: О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много.
Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни. Недаром поставлены им памятники.
Каждый человек мечтает иметь собаку. И неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг.
У одних мечты сбываются, у других нет.
Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания, заботы.
Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу, предал друга.
Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом
Учитель: Человек у которого доброе сердце, относится с любовью ко всему живому.
Я хочу рассказать вам об одном интересном случае, который произошёл в годы ВОВ.
В 1941году лейтенант Советской Армии, тяжелораненый, потеряв товарищей, истекая кровью, ползком дотащился до старой заброшенной мельницы, кое-как забрался в неё и потерял сознание. Очнулся среди ночи, и от страха мурашки забегали по спине: вокруг передвигались зелёные огоньки, чьи-то глаза, много глаз… Постепенно уяснил: кошки. Вся мельница была населена – перенаселена кошками. Поблизости находилась деревня. Немцы сожгли её, жителей угнали. И кошки с пепелища сбежали сюда. Здесь был кров, где можно было спрятаться от непогоды. Была пища – много мышей.
Так началось это необыкновенное сожительство: раненый человек и полсотни кошек… Сперва они приняли его враждебно: вот-вот выцарапают глаза; как набросятся все разом – несдобровать! Но постепенно дикари свыклись с его присутствием, некоторые стали подходить и тереться, мурлыкали, вероятно, вспомнили прежнее житьё-бытьё, хотя одичать успели все изрядно.
Лейтенант кормил их хлебными шариками – лепил колобки из мучной пыли. Раз кошки принесли голубя, а в другой раз крольчонка. Лейтенант всё съел. Мало-помалу отлёживался, поправлялся, ждал лишь когда сможет подняться на ноги.
Так шли дни: лейтенант уже прикидывал, когда сможет проститься с этим убежищем, приютившим его, как вдруг однажды под вечер нагрянули немцы.
Было уже довольно темно, когда внезапно раздалась речь, загремели кованые сапоги, очевидно, фашисты хотели устроить здесь ночлег.
Это шла часть отряда карателей, направленных против партизан. Они сбились с пути и решили дождаться утра. Если он попадёт к ним в руки – конец…
Но едва передний из них, поднявшись по шатким ступенькам, переступил порог мельницы, навстречу, вдруг поднялся такой оглушительный кошачий концерт, что не выдержал бы самый сильный и смелый. Кошки взвыли разом. Вслед за тем что-то тёмное пронеслось по воздуху и впилось в лицо немцу. Это был большой чёрный кот, глава хвостатой колонии, страшно злобный и неподкупный. Его нападение нагнало на немца такой ужас, что он попятился, свалился с лестницы и увлёк в своём падении других. Немцы с позором отступили от мельницы, не остались ночевать. Опасность миновала.
А утром пришли наши партизаны. Они забрали с собой лейтенанта. Перед уходом, прощаясь с кошками, он сказал: «Как-то бы отблагодарить их. Ведь друзья… Без них ,пожалуй, не было бы меня в живых… Может, еды, что-ли дать?» У партизан были кое-какие припасы. Они разложили куски мяса и сала на ступеньки лестницы на порог и ушли.
Добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных да и самой природы. (Учитель зажигает свечу, просит подойти детей).
Протяните руки к этому огоньку. Вы чувствуете тепло? Всё живое на свете стремиться к теплу. Это тепло должно жить в сердце каждого из нас, пусть оно согревает вас и тех, кто вас окружает. Давайте дарить тепло людям и природе, не будьте равнодушными к чужой беде, и ваши сердца будут добрыми, и нам всем будет жить лучше и легче.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.