Мероприятие по географии "Путешествие по России" 8 класс
Дата проведения:21 апреля 2014 г.
Кто проводит: учитель географии Бети М.О.
Цель мероприятия - вызвать познавательный интерес к географии, желание учащихся расширять свой кругозор.
Задачи:
Познавательные - закрепить и углубить знания, полученные на уроках географии о природных процессах и явлениях, происходящих на территории нашей страны, о рекордах России;
Развивающие – развивать логическое мышление, быстроту мышления, принимать правильные решения, работая в команде.
Воспитательные - воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе.
Средства обучения – персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, фломастеры, маркеры.
Ход мероприятия: в игре-викторине принимают участие учащиеся 8 класса. Класс представлен из 2 команд, состоящих из 6-7 человек. Команда выбирает капитана. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Вступительное слово
Мы с вами живём в России, стране которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу продолжить словами поэта Бокова.
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чём её звезд. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба
И если ты причастен к ней -
Россия не с гор берёт начало, а с тебя.
Ребята я знаю, что все вы любите путешествовать, но какое же путешествие может быть в течение учебного года, и поэтому я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие по необъятным просторам России. Посетим разные станции, на которых вы покажете свои знания, смекалку, фантазию, эрудицию. И так мы начинаем наше путешествие.
1 станция «Разминка»
1. Бриз - это не город, а …….. (ветер)
2.Айсберг - это не вулкан, а …….(отколовшаяся часть ледника)
3.Тундра - это не река, а …….(природная зона)
4.Гейзер - это не растение, а ….(фонтанирующий горячий источник)
5. Алтай – это не растение а, …… (горы)
6.Волга – это не озеро, а ……. (река)
2 станция “В стране Сообразилия” (География + Смекалка)
Ведущий (учитель) задает каждой команде вопросы-загадки о природе, природных явлениях и географических объектах. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
В географии чертеж
На ковер большой похож.
И на нем моя страна
Из конца в конец видна (карта)На ноге стоит одной,
Крутит –вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.(глобус)Карты в нем одна к одной
Сшиты в типографии.
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии. (атлас)Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
(Ком + Пас = Компас.)
Ну а в этой части света
Проживает полпланеты,
И, конечно, здесь, без спора,
Самые большие горы.
Только здесь, поверьте мне,
Люди ездят на слоне. (Азия)У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. (река Лена)Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспию убегая. (река Волга)
Известно всем: есть мыс Лопатка
На полуострове… (Камчатка)Я - город-герой,
Стою над Невой. (Санкт-Петербург).Две первые буквы найдете в “бору”,
Четыре последних составят игру.
По целому трудно бывает пройти,
Вам лучше его обойти. (бо + лото = болото)
3 станция “Восхождение к вершине знаний”
Учитель задает географические вопросы. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
Назовите крупнейший по своим запасам угольный бассейн России? (Тунгусский)
Назовите самое большое и глубокое море у берегов России. (Берингово)
Назовите самое мелководное море на Земле. (Азовское)
Назовите самое холодное и ледовитое море у берегов России. (Восточно-Сибирское)
Назовите самый большой полуостров России. (Таймыр)
Назовите самый большой остров России. (Сахалин)
Назовите самую длинную горную систему России. (Урал)
Назовите самую высокую вершину России. (Эльбрус)
Назовите самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
Самый высокий действующий вулкан России? (влк. Ключевская Сопка)
4 станция «Собери карту»
Каждая команда получает разрезанную контурную карту, сложив, её она должна определить территорию. Какая команда быстрее выполнит задание, та и победит.
Переменка « Рисовалка» «Озелени планету»
Представьте себе, что Вас заселили на необитаемую планету (воздушный шар). До вашего прибытия на этой планете, не было ни какой растительности. Не росли цветы, деревья, трава. Вам надо озеленить планету. На ваших планетах - «Воздушных шарах», за 1 минуту посадить (т.е. нарисовать), как можно больше цветов. Побеждает, та команда, которая больше «посадит» цветов. ( Каждая команды получает по одному воздушному шару: фломастеры и начинают рисовать цветы на воздушном шаре).
Звучит музыка.
Учитель подводит итог. У какой команды больше цветов на воздушном шаре, та получает поощрительный жетон.
5 станция «Вопрос из сундучка»
Сундучок не пустой
В нём вопрос непростой.
Есть подсказки у меня,
угадайте-ка, друзья!
Подсказка №1. Этот прибор еще в древности был изобретен китайцами. Он имел вид разливательной ложки с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью.
Подсказка № 2.Устанавливался прибор на отполированную пластину, ложка легко вращалась вокруг оси своего выпуклого основания.
Подсказка № 3. В XI веке в Китае впервые появилась плавающая стрелка этого прибора. Обычно она имела форму рыбки. Эту рыбку опускали в сосуд с водой.
Подсказка №4. В XI веке китайский учёный предложил использовать для стрелки обычную иголку, намагниченную и прикрепленную в центре корпуса к свободно висящей шелковой нитке.
Подсказка № 5. В начале XIII века «плавающая иголка» стала известна европейцам. Прибор произвёл переворот в мореплавании. Это был первый навигационный прибор, позволяющий прокладывать курс в открытом море.
6 станция “Географический аукцион”
Правила конкурса сходны с правилами телевизионной программы “Своя игра”. Команда называет вопрос, на который хочет ответить. (Жеребьевка проводится с помощью воздушных шаров, приглашаются капитаны, у кого первым лопнет шар, тот имеет право выбирать вопрос первым.)
Имена путешественников на карте России | 10 | 20 |
Географическое положение России | 10 | 20 |
Природа и регионы России | 10 | 20 |
Тема: Имена путешественников на карте России
10 баллов. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии, материка Евразии и России, названной в его честь.(Семен Челюскин)
20 баллов. Русский офицер, капитан-командор русского флота, датчанин по национальности (1681-1741 гг.). Возглавил Первую и Вторую (она же Великая Северная) Камчатские экспедиции, во время которых обошел берега Камчатки, Чукотского полуострова, достиг побережья Северной Америки, открыл некоторые из Алеутских островов. В его честь названо море, самое глубокое у берегов России, и пролив (Витус Беринг).
Тема: Географическое положение России
10 баллов. Самая северная точка России находится:
а) в архипелаге Северная Земля;
б) в архипелаге Шпицберген;
в) в архипелаге Земля Франца Иосифа (ответ: В)
20 баллов. Россия расположена:
а) в северном и западном полушариях;
б) в северном и восточном полушариях;
в) в северном, восточном и западном полушариях;
г) только в северном полушарии (ответ: в северном, восточном и западном полушариях)
Тема: Природа и регионы России
10 баллов. Выберите две основные причины высокой заболоченности равнинных тундр:
наличие многолетней мерзлоты
большое количество осадков
малое количество осадков
большая испаряемость
малая испаряемость
(ответ: 1,5)
20 баллов. Назовите самую большую реку Европы, где она берет свое начало, куда впадает, ее правый и левый самый крупный приток, по какой равнине она протекает? (река Волга. Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспий, протекает по Русской равнине, Ока (правый приток), Кама (левый).
Рефлексия
«Зеленый» – все задания для меня были по силам
«Желтый» – я не все знаю, но есть желание продолжать изучение географии России
«Розовый» - у меня есть большие пробелы в знаниях
На столах каждой команды разложены листы бумаги разных цветов, на которых ребятам предлагается изобразить “смайлики”. Если понравилось мероприятие, оно вызвало интерес и желание продолжить изучение географии на уроках, то надо нарисовать “смайлика” на красном листочке. Если нет – то “смайлик” черного цвета. Листки прикрепить на доске. Учитель сразу может сделать вывод о результативности данного мероприятия.
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать,
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Подведение итогов.