Фирсова Наталия Константиновна,
учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения
«Лицей № 107» г. Саратова
Внеклассная работа по химии
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.
Одной из форм учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа по химии.
Основными задачами внеклассной работы по химии являются формирование и развитие интереса, склонности к изучению химии, выявление способностей и дарований к этому предмету, расширение кругозора, овладение специальными умениями и навыками экспериментальной работы в химической лаборатории, а также со специальной научной и популярной литературой.
В ходе внеклассной работы осуществляются оформление химического кабинета, учащиеся получают дополнительные возможности социальной адаптации, развивается их самостоятельность, творческие способности, нравственные качества личности, проводится профессиональная ориентация.
Чтобы внеклассная работа была успешной, массовой и продуктивной необходимо предварительно заинтересовать учащихся на уроках. Нужно, чтобы у определенной части учащихся появилась увлеченность предметом и потребность более углубленно заниматься химией, чтобы у них возникла внутренняя мотивация, побуждающая детей к активной внеклассной деятельности. Это особенно важно, так как вся внеклассная работа строится в школе на принципе добровольности.
Внеклассную работу по химии в зависимости от числа участников и от формы ее организации можно подразделить на:
индивидуальную (составление докладов, рефератов, работа с литературой и т.д.);
групповую (практикумы, факультативные занятия, химической кружок, выпуск химической газеты, буклетов и т.д.);
массовую (химические вечера, школьные химические олимпиады и конкурсы, викторины, КВН, научно-практические конференции, элективные курсы, учебные экскурсии, встречи по профессиям и т.д.).
В своей работе большое внимание уделяю внеурочной работе.
Наиболее массовым (наиболее трудоемким и ответственным, но и более эффективным) видом внеклассной работы по химии в школе является проведение Дней химии.
Примерный план меропрятий Дней химии может включать:
проведение классных часов в начальных и старших классов;
проведение открытых уроков;
проведение экскурсий;
выпуск каждым классом тематических стенных газет и плакатов;
отчеты о работе химических кружков;
изготовление тематических стендов и буклетов;
проведение общественного смотра знаний по химии (конкурсы, викторины, школьная олимпиада по химии; подготовка и проведение тематического вечера по химии) и т.д.
Большой популярностью у учеников пользуются проводимые химические вечера, сказки, КВН.
К внеклассной работе относится работа химического кружка «Химия и жизнь». Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 8-х классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Кружок «Химия и жизнь» реализует связь школы с жизнью, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивая интерес и создавая связи между предметам, изучаемыми в школе, такими как информатика, биология, экология, география.
С кружковцами проводим исследовательскую работу: химический анализ воды, влияние пищевых добавок на организм, исследование почвы и т.д.
В целях развития интереса и любви к химии, а также в целях развития навыков самостоятельной работы необходимо практиковать индивидуальные творческие и исследовательские работы учащихся по химии. Работа по подготовке включает в себя все этапы исследовательской работы: определение области, объекта и предмета исследования и выбор темы, проблемы и оценка актуальности исследования, изучение научной литературы, выдвижение гипотезы, формулировка цели и задач исследования, определение методов исследования, проведение эксперимента, оформление работы и тезисов, защита результатов исследования на конференции.
Лучшие проекты принимают участие в районных и городских конференциях разного уровня. Так социальный проект «Биосфера п. Юбилейный», подготовленный учениками 9-10 классов занял 3-е место, а исследовательский проект «Исследование моторных масел с целью определения соответствия маркировочным обозначениям» занял 2-е место в муниципальной научно-практической конференции «Прорыв в науку 21 века».
Таким образом, хорошо подготовленная и проведенная внеклассная работа по химии положительно влияет на качество знаний и повышение успеваемости. Внеклассная работа по химии способствует решению проблемы профессиональной ориентации молодежи.
Литература:
Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение, 1976. -191 с.
Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – Москва: Глобус, 2007.