«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Влияние духовно- нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Влияние духовно- нравственного воспитания

на формирование дружеских отношений в коллективе.


В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными. Устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. Все это привело к тому, что у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Для настоящего времени в отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.

К сожалению, массово тиражируемая современная литература, телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало уделяют внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на экранах телевизоров бесконечные сцены насилия, жестокости, убийств, начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в жизни, а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают, что жизнь - это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на который никто не имеет права посягать. И поэтому важным направлением школы является возрождение духовных ценностей как основы консолидации общества. Задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир каждого школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Благодаря возможностям современных учебников, составленных в соответствии с ФГОС, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Урок и внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, побед; огорчения от неудач, ошибок. Так зарождаются дружеские отношения.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

-формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В дружном коллективе предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микро групп, а для всего класса в целом.Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как своей и в тоже время нашей общей.

Ведущей воспитательной задачей является - формировать личность, способную к самореализации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом. И, как следствие, - формирование крепкого, дружного классного коллектива.

Средствами реализации этой задачи могут стать:

- коллективные творческие дела класса;

- цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;

- участие в соревнованиях, конкурсах;

- участие в школьных коллективных творческих делах;

- творческий отчет класса;

- походы, экскурсии, коллективные поездки.

Важным условием решения данной задачи является чувство гордости за свой класс, когда ученик отождествляет себя с классом. Сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием активности каждого члена коллектива.

Сделать детей эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет личностно - ориентированный подход в обучении, посредством духовно-нравственного воспитания.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений,  педагоги используют все доступные формы и методы работы: • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные,  проблемные и народные игры; • непосредственно образовательная деятельность; • моделирование и анализ заданных ситуаций; • сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток; • беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок; • рассматривание картин и иллюстраций; • решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов; • организация выставок детского творчества;

• метод проектов и др. При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Никакая другая деятельность не сможет  сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнёром, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует  развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и  индивидуальных особенностей детей. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры  педагог  способен помочь ребенку установить контакт с окружающим  миром, а также со сверстниками и взрослыми. В игре формируются моральные качества; ответственность перед  коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы,согласова-ние действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Задача  воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дру-жбе, справедливости, взаимной ответственности.

Обязательным компонентом в развитии дружбы является художестве-ная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать хорошее, помогает осознать человеческие  взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.  Одним из эффективных средств развития дружеских отношений у детей младшего школьного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно  вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером поло-жительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к  окружающей действительности, к по-ступкам  людей, вызывает стремление  подражать хорошему и противиться  плохому,  тем самым заложить в душе и  сознании ребёнка определённые  моральные установки. Эффективным методом формирования дружбы является беседа, в ходе ко-торой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Эффективными являются беседы с рассматриванием картин, способствует появлению отклика сострадания, побуждает ребенка находить правильные  способы проявления сочувствия, оказания помощи. Важным подспорьем в развитии доброжелательности является репродуктив-ная деятельность детей – решение проблемных ситуаций.

Задачи:

1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим; 2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной  ситуации;

3) формировать умение находить разные способы решения.

Таким образом духовно-нравственное воспитание играет главную роль в сплочении коллектива, в формировании дружеских отношений.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее