В. А. ЖУКОВСКИЙ.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА
Цели: пробудить интерес учащихся к личности В. А. Жуковского, его общественной и педагогической деятельности; дать краткую характеристику творчества; расширить представление о своеобразии романтизма Жуковского и излюбленных лирических жанрах поэта; показать глубину переживаний и раздумий поэта в стихотворениях «Вечер», «Желание» и др.
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль …
А. С. Пушкин
I. Вступительное слово учителя о В. А. Жуковском.
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – талантливый поэт и переводчик. Более пятидесяти лет своей жизни посвятил Жуковский литературной деятельности, заняв в истории русской поэзии особое место. Именно с Жуковского, по мнению В. Г. Маранцмана, началась история русского романтизма. Настоящую славу поэту принесли романтические поэмы, баллады, элегии, песни, сказки.
Одной из особенностей романтической поэзии Жуковского был ее глубоко личный характер. «… для меня в то время было: жизнь и поэзия – одно» – писал поэт. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею», – отметил В. Г. Белинский.
II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В. А. ЖУКОВСКОГО
История его фамилии. Родился в 1783 г. в селе Мишенском Тульской губернии. Отец – богатый помещик Афанасий Иванович Бунин. Мать – пленная турчанка Сальха, получившая при крещении русское имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Фамилию и отчество Жуковский получил от своего крестного отца Андрея Григорьевича Жуковского, дворянина, жившего в усадьбе Буниных. Это будущему поэту позволило избежать участи незаконнорожденного.
Образование. Первоначальное образование получил в семье Буниных, где Жуковский рос на правах воспитанника. Далее частный пансион, главное народное училище, из которого Жуковского исключили «за неспособность». Обучение в тульском доме В. А. Юшковой, приобщение к литературному творчеству. 1797–1800 гг. – важнейшие годы формирования будущего поэта, это учеба в Благородном пансионе при Московском университете, который Жуковский окончил с серебряной медалью. Первые литературные опыты Жуковского.
2. ТВОРЧЕСТВО В. А. ЖУКОВСКОГО
Чтение стихотворений «Майское утро» (1797), «Сельское кладбище» (1802), «Вечер» (1807) (по выбору учащихся).
Излюбленный лирический жанр – элегия. Именно в элегии «Вечер» с гораздо большей полнотой отразилась личность автора, его внутренний мир. (Элегия – стихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения.)
Баллады Жуковского.
Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие. В балладах особенно ярко проявился своеобразный романтизм Жуковского («Людмила», «Светлана», «Перчатка», «Кубок» и др.). Всего Жуковский написал 39 баллад, за что его и прозвали «балладником». Основная тема баллад – тема любви, безнадежное томление по счастью, тоска, грусть, религиозные настроения.
Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями о прочитанных балладах.
Романтическая лирика. Отражение в романтических стихах обстоятельств личной жизни поэта. (Жуковский потерял лучшего друга – Андрея Тургенева. Личная жизнь поэта не сложилась. Его преданная любовь к Маше Протасовой браком не закончилась, так как молодые люди были кровными родственниками.)
Чтение учащимися и анализ стихотворений о любви: «Желание», «К ней», «Песня», «Певец», «Мечты» и др.
«Певец сердечных утрат» – так называл Жуковского Белинский.
3. В. А. ЖУКОВСКИЙ – ПОЭТ-ПАТРИОТ
И В. А. ЖУКОВСКИЙ – ЧЕЛОВЕК
Важное место в творчестве поэта занимает военно-патриотическая лирика («Песня над гробом славян-победителей», «Вождю победителей» и др.). В 1812 году Жуковский вступает в Московское народное ополчение. Во время Бородинского сражения поэт находится на поле боя, хотя прямого участия в военных действиях не принимает.
Дальнейший жизненный и творческий путь Жуковского связан с Петербургом. Поэт принимает активное участие в столичной культурной жизни. А с 1815 года Жуковский служит при дворе. Он учитель и наставник наследника престола (будущего Александра II), свои педагогические обязанности связывает со стремлением воспитать наследника русского престола в правилах гуманности, уважения законности.
В. А. Жуковский принимает живейшее участие в судьбе многих поэтов, художников, артистов. (Содействовал возвращению из ссылки А. С. Пушкина, А. И. Герцена, М. Глинки, способствовал освобождению из солдатчины Е. Баратынского, а из крепостных – Т. Шевченко, помогал декабристам и их семьям.)
Необходимо отметить личные нравственные качества Жуковского, оказывавшие влияние на находившихся с ним в тесной дружбе людей: он был человеком необыкновенной доброты и отзывчивости.
4. В. А. ЖУКОВСКИЙ – «ГЕНИЙ ПЕРЕВОДОВ» (А. С. ПУШКИН)
Он познакомил русского читателя с лучшими поэтами Англии, Германии, Франции, Греции, Персии. Он перевел гомеровский эпос. Оригинальность переводческой манеры Жуковского раскрыта им самим в письме к Н. В. Гоголю (1848): «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и все, однако, мое» [11, с. 63–64].
Домашнее задание (по группам).
1-я группа. «Певец во стане русских воинов». Чтение, анализ.
2-я группа. «Эол
ова арфа». Чтение, анализ.
ВИКТОРИНА по жизни и творчеству В.А.Жуковского
Кто автор строчек: «Его стихов пленительная сладость // пройдет веков завистливую даль»? (А.С.Пушкин)
Представителем какой эпохи был Жуковский? (Романтизма)
Кто родители поэта? (Плененная турчанка Сальхи и помещик Тульской губернии Афанасий Иванович Бунин)
Дата рождения Жуковского? (29 января 1783 года)
Почему у поэта разное с отцом фамилия? (Был незаконнорожденный, усыновлен бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским, жившем в доме Бунина)
Куда в возрасте 6 лет был зачислен будущий поэт? (В Астраханский гусарский полк)
Где получал образование Жуковский? (В частном пансионе, в Тульском народном училище, в доме крестной матери В.А.Юшковой, в Благородном пансионе при Московском университете)
Где Жуковский обрел настоящих друзей, тоже, как и он, влюбленных в «изящную европейскую словесность»? (в Благородном пансионе при Московском университете)
После окончания пансиона Жуковский вступил в литературное общество, целью которого было ….. (…знакомство читателей с новинками западноевропейской литературы)
Главная задача этого литературного общества? («Служение добродетелям и истине»)
Начало литературной деятельности? (Перевод элегии Томаса Грэя «Сельское кладбище»)
Сколько лет было тогда Жуковскому? (19 лет)
Что вызвало глубокое разочарование в жизни молодого Жуковского? (Отказ матери Марии Протасовой дать согласие на брак)
Название журнала, который ы 1808 году возглавил Жуковский? («Вестник Европы»)
Какие произведения Жуковского были опубликованы в этом журнале? (Поэмы «Людмила» и «Светлана»)
Как отнеслась литературная общественность к публикации этих произведений поэта? (Взбудоражили общество и послужили началом нового литературного направления – романтизма)
Какую роль в жизни Жуковского сыграла война 1812 года? (Вступает в народное ополчение и доходит до Вильно)
Какое произведение поэта, написанное в то время, стало «гимном русским победителям родной земли»? (Стихотворение «Певец во стане русских воинов»)
Где Жуковский познакомился с А.С.Пушкиным? (В литературном обществе «Арзамас»)
В связи с чем Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»? (Выход поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»)
Кем в Петербурге при царском дворе трудился Жуковский? (Чтец при императрице Марии Федоровне, учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны, наставник наследника престола – Николая II)
Обращаясь к лирике, Жуковского, во-первхых, беспокоят …. (Вечные вопросы судьбы)
В 1842 году Жуковский уезжает в Германию и заключает брак с ….? (Дочерью своего друга – Елизаветой Рейтерн)
Дата смерти поэта? Где похоронен? (12 апреля 1852 года, Петербург, Александро – Невская Лавра, рядом с Карамзиным)
Какой жанр литературы утвердил Жуковский? (Жанр баллады)