Викторина по сказкам А.С.Пушкина
Цель: обобщение знаний учащихся по сказкам А.С.Пушкина
Задачи: - способствовать развитию интереса к чтению;
- создать условия для формирования активной читательской позиции;
- стимулировать работу по развитию познавательной активности;
- создать условия для формирования учащимися умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников; воспитания любви к своей культуре.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Дети рассаживаются по командам (две команды, дети разделились заранее по желанию), выбирают капитана.
Вступительное слово учителя: Огромен и разнообразен мир сказок А.С. Пушкина. Хитрый работник Балда, царь Салтан, царевна Лебедь и золотая рыбка, жадная старуха… А кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или шмеля, стать царевичем или царевной, очутиться хотя бы во сне в прекрасном мире сказок А.С.Пушкина? Осуществить эту мечту сегодня нам поможет викторина по сказкам великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
- Какие сказки поэта вы знаете?
- О героях каких сказок я говорила в своем вступительном слове? (Дети называют сказки)
- Сегодняшний урок- викторина посвящен трем известным вам сказкам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- Игра наша будет происходить по правилам (зачитываются правила игры).
Правила
1. Жребий определяет, какая из команд начнет отвечать первой. Команда выбирает название сказки и количество баллов, которое хотелось бы получить за правильный ответ. Капитан читает вопрос. Команде отводится 20 секунд на размышления.
2. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам.
3. За каждый правильный ответ команда получает от 10 до 50 баллов (в зависимости от «цены» вопроса). В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.
А подводить итоги и подсчитывать баллы будет наше жюри (учитель представляет жюри – это могут быть учителя или родители, я приглашала старшеклассников – своих выпускников).
Итак, мы начинаем нашу викторину.
2. Проведение викторины.
Команда, победившая по жребию, первой выбирает сказку и количество баллов (например: «Сказка о рыбаке и рыбке за 50 баллов»). Если не ответили, ход переходит к сопернику. Далее вторая команда выбирает вопрос. Викторина заканчивается, когда закончились все вопросы. Жюри подсчитывает общее количество правильных ответов в баллах.
Вопросы и задания викторины
10 баллов: Как начинается сказка?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жили-были дед да баба».
В. «Жил старик со своею старухой».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
20 баллов: Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум.
Б. Отпустил в море.
В. Отправился к ювелиру.
Г. Сварил уху.
30 баллов: Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик?
А. Удочкой.
Б. Бреднем.
В. Неводом.
Г. Сачком
40 баллов: Кем желала стать старуха в самой заветной своей мечте?
А. Княгиней тьмы.
Б. Владычицей морской.
В. Королевой.
Г. Царицей.
50 баллов: Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
А. Не садись не в свои сани.
Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
В. Рыбак рыбака видит издалека.
Г. Любишь брать - люби и отдать.
10 баллов: Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?
А. Ткали.
Б. Пряли.
В. Шили.
Г. Гадали.
20 баллов: Какой титул был у Гвидона в сказке?
А. Князь.
Б. Принц.
В. Царевич.
Г. Королевич.
30 баллов: Какую песню исполняла белка в сказке?
А. "Во поле берёза стояла".
Б. "Во саду ли, в огороде".
В. "Ой мороз, мороз".
Г. "Ах вы, сени мои, сени".
40 баллов: Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным
образом вырос город?
А. Один дуб.
Б. Две пальмы.
В. Три сосны.
Г. Берёзовая роща
50 баллов: Куда укусил шмель сватью бабу Бaбaриху?
А. В глаз.
Б. В лоб.
В. В нос.
Г. В ухо.
10 баллов: Где пушкинский поп повстречал своего будущего работника Балду?
А. На улице.
Б. На базаре.
В. На дороге.
Г. В церкви.
20 баллов: За какую плату работал пушкинский Балда у Попа?
А. За 3 рубля.
Б. За 3 щелка по лбу.
В. За 3 подзатыльника.
Г. За 3 поцелуя в лоб.
30 баллов: За сколько человек работал Балда?
А. За двоих.
Б. За троих.
В. За четверых.
Г. За семерых.
40 баллов: За кем или за чем «гонялся» поп в пушкинской сказке?
А. За шмелём.
Б. За бесёнком.
В. За дешевизной.
Г. За золотым петушком.
50 баллов: Какое состязание предложил Балда бесёнку?
А. Обежать стог сена.
Б. Переплыть реку.
В. Поднять и снести кобылу.
Г. Отгадать загадку.
3. Подведение итогов урока-викторины.
Учитель: Итак, все вопросы закончились, наше жюри подведет итоги. А пока жюри работает, посмотрите сценку – отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» (отрывок заранее подготовлен учащимися).
Далее сообщаются результаты игры. Победители награждаются призами (на усмотрение учителя, исходя из возможностей), проигравшая команда получает утешительные призы.
Учитель: Вы молодцы, ребята. Хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Думаю, вам было интересно на уроке, и у вас появилось желание перечитать любимые сказки.
4. Домашнее задание: выполнить иллюстрацию к одной из сказок, выучить проиллюстрированный отрывок.