«Зимний фестиваль знаний 2025»

Викторина "Литературный ринг"

Данная методическая разработка послужит прекрсным помощником в проведении внеклассного мероприятия по литературе. Включен материал из школьного курса литературы.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Викторина по литературе «Литературный поединок»

Викторина проводится с целью формирования у молодого поколения мотивации к познавательной деятельности и развития интереса к литературному наследию русских писателей.

Задачи:

- расширение и углубление знаний по творчеству русских писателей;

- привлечение читательского внимания к творчеству писателей;

- содействие образовательному процессу в области русской литературы;

- продвижение книги и чтения.

Оборудование: компьютер, проектор.

Наглядность: презентация


Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие студенты! Сегодня мы проведем викторину «Литературный ринг», вспомним писателей и произведения, которые вы изучали в школе, и выявим лучшего знатока литературы.

Для начала вам необходимо образовать небольшие группы и придумать название и девиз своей команды на литературную тематику (заслушивание команд).

А сейчас приступим к нашей викторине. На каждую команду вам даны листы бумаги. В течение викторины все ответы необходимо записывать на эти листы. Тщательно обдумывайте, совещайтесь и прислушивайтесь к мнению друг друга. Желаю удачи!


Задание 1. Узнай литературного героя.

  1. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод…». «…господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную радужных цветов косынку…». «…в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде выдано… он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки…проснувшись поутру очень, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням…надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях».

(Чичиков. «Мертвые души» Н.В. Гоголь)


  1. Мужчина средних лет (ему где-то за 40). Он живет в провинциальном захолустье, где активно занимается своей большой усадьбой. Внешность его очень напоминает внешность медведя. Характер и манеры героя не такие деликатные, как у других персонажей поэмы. (Собакевич. «Мертвые души» Н.В. Гоголь).


  1. Единственная женщина среди пятерых помещиков, которых посещает главные герой поэмы. Это хозяйственная, деловая, но глуповатая помещица. Одинокая вдова живет в своей усадьбе и полностью посвящает себя хозяйству. О семье героини известно мало: у нее есть сестра, которая живет в Москве.

(Коробочка. «Мертвые души» Н.В. Гоголь).


  1. Это пожилой одинокий мужчина, состоятельный помещик, владелец большой усадьбы и более тысячи крепостных. Невероятно скупой и экономный человек. Он ходит в обносках, живет среди хлама и ничего не выкидывает. Герой настолько жаден, что не дает ни капли денег даже своим детям и внукам, которые нуждаются в помощи. Урожай гниет на складах, но при этом на обед гостям предлагаются только сухари. (Плюшкин. «Мертвые души» Н.В Гоголь).


  1. Глухонемой крепостной крестьянин. Он служит дворником у старой капризной барыни в Москве. Однажды спасает маленькую собачку, которую бросили в реку. Вскоре собачка становится лучшим другом. Однажды старая барыня приказывает избавиться от собачки и герой лично решает убить животное. После смерти собаки герой покидает дом барыни и возвращается в деревню, где прожил всю жизнь.

(Герасим. «Му-му» И.С. Тургенев).


  1. Дворянин, помещик. Ему 32-33 года. Он живет в Петербурге и редко выходит из дома. Любит поспать и вкусно поесть. Влюбляется в молодую дворянку, но их роман заканчивается разрывом. Позже женится на трудолюбивой вдове.

(И.И. Обломов «Обломов» И.А. Гончаров).


  1. Знакомый главного героя романа. Первый гость, который приходит к главному герою романа. Это молодой франт. Богатый дворянин, модник и любитель светской жизни. Носит самую модную одежду и прическу. Каждый день бывает на балах, в театре и тд. (Волков. «Обломов» И.А. Гончаров).


  1. Сын богатой купчихи. У него есть сестра. Женат на молодой женщине, главной героине драмы. Возраст героя не уточняется автором, но судя по всему, это не молодой мужчина. Это бесхарактерный человек, «маменькин сынок», не смеет ступить и шагу без согласия мамы. При этом он глубоко несчастлив и живет в доме матери. (Тихон, «Гроза», А.Н. Островский)


Задание 2. «О каком авторе идет речь?»

  1. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». (В.А. Жуковский).

  2. У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов. (Л.Н. Толстой).

  3. Бабушка неоднократно возила на лечение на Северный Кавказ, туда же был сослан за стихотворение «Смерть поэта». (М.Ю. Лермонтов).

  4. Родился будущий поэт 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя). Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, будущий поэт был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии этого литературного деятеля произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула. (А.Фет).

  5. В 1828 году в жизни писателя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила ему удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще. Произведение «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее повесть переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Ведь до этого творчество не приносило автору успеха. (Н.В. Гоголь).


Задание 3. Дайте определение литературному термину.

Литота –

Антитеза –

Гипербола –

Анафора –

Метафора –

Оксюморон –

Эпитет –

Градация –


Задание 4. Из какого произведения иллюстрации? (слайды из презентации).

А). Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Б). А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка».

В). А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Г). Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

Д). А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Е). Н.В. Гоголь «Нос».

Ж). Н.В. Гоголь «Шинель».

З). Л.Н. Толстой «После бала».


Задание 5. Чей портрет? (слайды из презентации)

А). А.А. Фет

Б). А.П. Чехов.

В). Д.И. Фонвизин.

Г). К.Г. Паустовский.

Д). И.Д. Крылов.

И). В.А. Жуковский.

К). А.С. Грибоедов.

Л). Н.В. Гоголь

М). И.С. Тургенев.

Н). А.А. Ахматова.


Задание 6. Откуда эти эпиграфы?

  1. Звучат они так: «О, rus. О, Русь». («Евгений Онегин»)

  2. «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». («Ревизор»).

  3. "Береги честь смолоду" («Капитанская дочка»)

  4. "Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю" («Мцыри»).

  5. "во всех ты душенька, нарядах хороша («Барышня-крестьянка»)

  6. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда («Станционный смотритель»)

Задание 7. Из слова ПОСЛОВИЦА необходимо составить как можно больше слов.


Подведение итогов.


Всем спасибо за активное участие! Призываю вас уделять больше внимания чтению книг, поскольку именно книга формирует лучшие качества человека.

Содержимое разработки

Литературный ринг

Литературный ринг

Узнай литературного героя

Узнай литературного героя

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

О каком авторе идет речь?

О каком авторе идет речь?

Дайте определение термину Литота – Антитеза – Гипербола – Анафора – Метафора – Оксюморон – Эпитет – Градация –

Дайте определение термину

Литота –

Антитеза –

Гипербола –

Анафора –

Метафора –

Оксюморон –

Эпитет –

Градация –

Из какого произведения иллюстрации?

Из какого произведения иллюстрации?

А)

А)

Б)

Б)

В)

В)

Г)

Г)

Д)

Д)

Е)

Е)

Ж)

Ж)

З)

З)

Чей это портрет?

Чей это портрет?

А)

А)

Б)

Б)

В)

В)

Г)

Г)

Д)

Д)

Е)

Е)

Ж)

Ж)

З)

З)

И)

И)

К)

К)

Из каких произведений эпиграфы?

Из каких произведений эпиграфы?

Звучат они так: «О, rus. О, Русь». «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
  • Звучат они так: «О, rus. О, Русь».
  • «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
  • "Береги честь смолоду"
  • "Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю"
  • "во всех ты душенька, нарядах хороша
  • Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда
ПОСЛОВИЦА

ПОСЛОВИЦА

Спасибо за участие!

Спасибо за участие!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее