«Зимний фестиваль знаний 2025»

Ветер. Разрушительная и созидательная работа ветров.

урок окружающего мира по теме Ветер. конспект предназначен для 3 класса.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний»


Тема урока. Ветер. Разрушительная и созидательная работа ветров


Цель: уточнить и расширить знания обучащихся о ветре; объяснить причины возникновения ветра, расширить знания о разрушительной и созидательной работе ветров.


Задачи:

- познакомить с разновидностями ветра, его особенностями, значением для человека и окружающего мира,

- учить работать с дополнительной литературой,

- обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества,

- развивать умение работать в группе.


Оборудование: учебник "Окружающий мир» 3класс (Г.Г.Ивченкова), иллюстрации, справочная литература, тест по теме «Свойства воздуха», карточки с текстами стихотворений, компьютерная презентация.


Ход урока


I. Организационный момент. Создание ситуации успеха.

- Я рада вас видеть в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу , гостям и настройтесь на работу.


1.Минутка календаря.

- Расскажите о погоде сегодняшнего дня: дата, облачность, осадки, ветер, температура.

- Что говорит об этом дне народный календарь.

10 ноября

- В этот день осматривали и утепляли дома, скот помещали в зимние стойла.

- Ребята, какие приметы ноября вы знаете?

Какова погода в ноябре, таков и май будет.

Ноябрь — ворота зиме.

Ноябрь — не зима, а только предзимье.

Ноябрь окаменит воды, наладит переходы.

В ноябре снега надует — хлеба будет.

Сколько бы снега в ноябре не выпало — оттепели его сгонят.

Ноябрь — последний месяц живой воды.

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Ноябрьские ночи до снега темны.

2. Актуализация знаний.

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (чему-то научиться)

- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?

( нужно учить новое, не забывая старого, уметь наблюдать за происходящим).

- Прежде, чем приступить к работе, вспомним все ваши знания по теме «Свойства воздуха». Выполним тестовую работу. Взаимопроверка.


II. Подведение к проблеме.


- Что интересного наблюдали по дороге в школу? (Дети рассказывают о своих наблюдениях).

- А я сегодня утром встретила хорошего своего знакомого. Вы догадаетесь кого, если отгадаете мою загадку:


Он бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Очень нежно обнимает.

Иногда и подгоняет,

Если очень он сердит.

Только что он был везде,

Миг - и нет его нигде!


III. Мотивация. Формулирование проблемы.


- Какие слова вам помогли отгадать загадку?

- А что умеет делать ветер? (Ветер приносит прохладу, дождь. Умеет свистеть, стучать, крутит ветряные мельницы, надувает паруса. Может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже ломать деревья).

- А что такое ветер?( Это движение воздуха над поверхностью земли).

- Ребята, а как мы можем получить ветер?(подуть - и ощутим ветерок; помахать руками перед лицом - и почувствуем ветерок.)

- Вы хорошо перечислили признаки и действия ветра. А теперь прочитайте стихотворение. Какой образ ветра себе представили?


(Стихотворения на карточках 2 варианта)

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до травы.

С веток яблоки срывает,

Тащит шапку с головы.

Растрепал зеленый ельник,

В щели узкие проник.

Что он делает, бездельник,

Ошалелый озорник?



Ветер, ветер, где ты был?

В поле мельницу крутил,

Перенес пыльцу с цветов,

Поиграл меж облаков.

С ребятишками я в парке

Наигрался в догонялки.

В море паруса поднял,

В город дождик я пригнал.

Много за день я успел.

Отдохнуть хочу от дел.


IV. Выдвижение гипотезы.


- Какие интересные образы вы себе представили.

- Но у меня возник вопрос "Ветер друг или враг человеку?"

- Ваши мнения разделились. Поскольку пока мы не можем дать ответ на поставленный вопрос, то давайте постараемся используя слова с которыми мы сегодня встретились на уроке сформулировать тему и цели урока.


V. Формулировка темы и целей урока.


VI. «Открытие» детьми новых знаний.

- Вспомните, что происходит с воздухом при нагревании? (Воздух при нагревании расширяется).

- Что происходит с воздухом при охлаждении? (Воздух при охлаждении сжимается).

- Проведём новый опыт. Узкую полоску бумаги держим над включённой в сеть лампочкой – бумага поднимается вверх. Вывод. (При нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх).

Выключили лампу – вниз. Вывод. (При охлаждении воздух сжимается и опускается вниз).

- В природе происходит похожее явление, нагреваясь воздух поднимается вверх.

- Что же в природе приводит в движение воздух?

- Поверхность Земли нагревается солнечными лучами неравномерно. Поэтому в одних местах воздух становится более тёплым, а в других холодным. При нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх. А его место стремится занять холодный воздух. Так возникает движение воздуха в природе, т.е. ветер.


- Рассмотрим ещё один пример образования ветра в природе. Летом вы ходите купаться? Что быстрее и сильнее нагревается солнцем: вода или суша? Как будет днём дуть ветер? А что остывает быстрее? Ночью воздух теплее над водоемом, как ночью будет дуть ветер?

Вывод: ветер всегда так дует: днём с водоема на сушу, а ночью с суши на водоем.

- Такие ветры называют бризами. Бриз — это местный ветер. Его скорость небольшая.

- Давайте ещё раз убедимся в том, как образуется ветер . Поверхность поля нагревается солнцем быстрее, чем поверхность листьев в лесу. Где же воздух будет теплее? Воздух над полем, значит он устремляется вверх. А более холодный воздух над лесом устремится в сторону поля. Т.е. возникает ветер.


- Постарайтесь сформулировать определение понятия ветер.

- Сравним свои выводы с выводами в учебнике. (с.54)


VII. Свойства ветра.


- Мы часто слушаем прогноз погоды. Вы обращали внимание на то, что говорят о ветре.

- Говоря о ветре называют несколько свойств: направление, влажность, силу и температуру.

1. Направление ветра.

- Ветер часто меняет направление. Направление ветра называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера, его называют северным, а если с юга, то южным и так далее.



-Существует прибор для измерения направления ветра. Знаете ли вы как называется этот прибор? Флюгер – приспособление для определения направления и силы ветра. История устройств для определения направления и силы ветра насчитывает более двух тысячелетий. Кто и когда изобрёл флюгер – доподлинно неизвестно.

2. Сила ветра.

- По силе (скорости) ветры делятся на тихие, слабые, умеренные, сильные, разрушительной силы (ураган, тайфун, смерч, торнадо).


Шкала Бофорта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Шкала разработана английским адмиралом Фрэнсисом Бофортом в 1806 году. С 1874 года принята для использования в международной синоптической практике.


3. Влажность ветра.

- По влажности ветры делятся на сухие и влажные. Это зависит от количества водяных паров в воздухе.


4. Температура ветра.

- Предположите, на какие группы делятся ветры по температуре. (Теплые, холодные).


VIII. Значение ветра.

- Мы узнали о ветре много нового. Как вы думаете людям , окружающему нас миру нужен ветер? Для чего ?(Ветры переносят семена многих растений, помогают работать мельницам, плыть парусникам. А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами. Представляете, чем бы мы дышали, если бы вся эта грязь так и оставалась бы висеть над нашей головой? )

- Приносит ли вред окружающему нас миру, людям ветер? Какой? (Смерч, тайфун, бури, ураганы - приносят разрушения. Ветры - суховеи сушат землю,

деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.)

- Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.

IX. Самостоятельная работа.

Работа в тетрадях (с.22)

1. - Определи по рисункам, какой дует ветер. Проверьте друг друга.

2. – Придумайте аппарат, который может летать по воздуху, плавать по воде и ездить по земле. Нарисуй такой аппарат.


X. Рефлексия.


- Вспомните все о чем узнали сегодня на уроке и закончите любое из предложений.

Я сегодня узнал :

Мне было интересно :

Мне хотелось бы еще :

Мне было трудно :

Я расскажу родителям :


XI. Домашнее задание.

- задание литературное – вспомнить произведения, где упоминается ветер.

-задание творческое- написать мини-сочинение о том, чтобы вы стали делать, если бы умели летать.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее