Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний»
Тема урока. Ветер. Разрушительная и созидательная работа ветров
Цель: уточнить и расширить знания обучащихся о ветре; объяснить причины возникновения ветра, расширить знания о разрушительной и созидательной работе ветров.
Задачи:
- познакомить с разновидностями ветра, его особенностями, значением для человека и окружающего мира,
- учить работать с дополнительной литературой,
- обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества,
- развивать умение работать в группе.
Оборудование: учебник "Окружающий мир» 3класс (Г.Г.Ивченкова), иллюстрации, справочная литература, тест по теме «Свойства воздуха», карточки с текстами стихотворений, компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание ситуации успеха.
- Я рада вас видеть в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу , гостям и настройтесь на работу.
1.Минутка календаря.
- Расскажите о погоде сегодняшнего дня: дата, облачность, осадки, ветер, температура.
- Что говорит об этом дне народный календарь.
10 ноября
- В этот день осматривали и утепляли дома, скот помещали в зимние стойла.
- Ребята, какие приметы ноября вы знаете?
Какова погода в ноябре, таков и май будет.
Ноябрь — ворота зиме.
Ноябрь — не зима, а только предзимье.
Ноябрь окаменит воды, наладит переходы.
В ноябре снега надует — хлеба будет.
Сколько бы снега в ноябре не выпало — оттепели его сгонят.
Ноябрь — последний месяц живой воды.
В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрьские ночи до снега темны.
2. Актуализация знаний.
- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (чему-то научиться)
- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?
( нужно учить новое, не забывая старого, уметь наблюдать за происходящим).
- Прежде, чем приступить к работе, вспомним все ваши знания по теме «Свойства воздуха». Выполним тестовую работу. Взаимопроверка.
II. Подведение к проблеме.
- Что интересного наблюдали по дороге в школу? (Дети рассказывают о своих наблюдениях).
- А я сегодня утром встретила хорошего своего знакомого. Вы догадаетесь кого, если отгадаете мою загадку:
Он бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Очень нежно обнимает.
Иногда и подгоняет,
Если очень он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!
III. Мотивация. Формулирование проблемы.
- Какие слова вам помогли отгадать загадку?
- А что умеет делать ветер? (Ветер приносит прохладу, дождь. Умеет свистеть, стучать, крутит ветряные мельницы, надувает паруса. Может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже ломать деревья).
- А что такое ветер?( Это движение воздуха над поверхностью земли).
- Ребята, а как мы можем получить ветер?(подуть - и ощутим ветерок; помахать руками перед лицом - и почувствуем ветерок.)
- Вы хорошо перечислили признаки и действия ветра. А теперь прочитайте стихотворение. Какой образ ветра себе представили?
(Стихотворения на карточках 2 варианта)
Ветер воет, завывает,
Гнет деревья до травы.
С веток яблоки срывает,
Тащит шапку с головы.
Растрепал зеленый ельник,
В щели узкие проник.
Что он делает, бездельник,
Ошалелый озорник?
Ветер, ветер, где ты был?
В поле мельницу крутил,
Перенес пыльцу с цветов,
Поиграл меж облаков.
С ребятишками я в парке
Наигрался в догонялки.
В море паруса поднял,
В город дождик я пригнал.
Много за день я успел.
Отдохнуть хочу от дел.
IV. Выдвижение гипотезы.
- Какие интересные образы вы себе представили.
- Но у меня возник вопрос "Ветер друг или враг человеку?"
- Ваши мнения разделились. Поскольку пока мы не можем дать ответ на поставленный вопрос, то давайте постараемся используя слова с которыми мы сегодня встретились на уроке сформулировать тему и цели урока.
V. Формулировка темы и целей урока.
VI. «Открытие» детьми новых знаний.
- Вспомните, что происходит с воздухом при нагревании? (Воздух при нагревании расширяется).
- Что происходит с воздухом при охлаждении? (Воздух при охлаждении сжимается).
- Проведём новый опыт. Узкую полоску бумаги держим над включённой в сеть лампочкой – бумага поднимается вверх. Вывод. (При нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх).
Выключили лампу – вниз. Вывод. (При охлаждении воздух сжимается и опускается вниз).
- В природе происходит похожее явление, нагреваясь воздух поднимается вверх.
- Что же в природе приводит в движение воздух?
- Поверхность Земли нагревается солнечными лучами неравномерно. Поэтому в одних местах воздух становится более тёплым, а в других холодным. При нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх. А его место стремится занять холодный воздух. Так возникает движение воздуха в природе, т.е. ветер.
- Рассмотрим ещё один пример образования ветра в природе. Летом вы ходите купаться? Что быстрее и сильнее нагревается солнцем: вода или суша? Как будет днём дуть ветер? А что остывает быстрее? Ночью воздух теплее над водоемом, как ночью будет дуть ветер?
Вывод: ветер всегда так дует: днём с водоема на сушу, а ночью с суши на водоем.
- Такие ветры называют бризами. Бриз — это местный ветер. Его скорость небольшая.
- Давайте ещё раз убедимся в том, как образуется ветер . Поверхность поля нагревается солнцем быстрее, чем поверхность листьев в лесу. Где же воздух будет теплее? Воздух над полем, значит он устремляется вверх. А более холодный воздух над лесом устремится в сторону поля. Т.е. возникает ветер.
- Постарайтесь сформулировать определение понятия ветер.
- Сравним свои выводы с выводами в учебнике. (с.54)
VII. Свойства ветра.
- Мы часто слушаем прогноз погоды. Вы обращали внимание на то, что говорят о ветре.
- Говоря о ветре называют несколько свойств: направление, влажность, силу и температуру.
1. Направление ветра.
- Ветер часто меняет направление. Направление ветра называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера, его называют северным, а если с юга, то южным и так далее.
-Существует прибор для измерения направления ветра. Знаете ли вы как называется этот прибор? Флюгер – приспособление для определения направления и силы ветра. История устройств для определения направления и силы ветра насчитывает более двух тысячелетий. Кто и когда изобрёл флюгер – доподлинно неизвестно.
2. Сила ветра.
- По силе (скорости) ветры делятся на тихие, слабые, умеренные, сильные, разрушительной силы (ураган, тайфун, смерч, торнадо).
Шкала Бофорта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море. Шкала разработана английским адмиралом Фрэнсисом Бофортом в 1806 году. С 1874 года принята для использования в международной синоптической практике.
3. Влажность ветра.
- По влажности ветры делятся на сухие и влажные. Это зависит от количества водяных паров в воздухе.
4. Температура ветра.
- Предположите, на какие группы делятся ветры по температуре. (Теплые, холодные).
VIII. Значение ветра.
- Мы узнали о ветре много нового. Как вы думаете людям , окружающему нас миру нужен ветер? Для чего ?(Ветры переносят семена многих растений, помогают работать мельницам, плыть парусникам. А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами. Представляете, чем бы мы дышали, если бы вся эта грязь так и оставалась бы висеть над нашей головой? )
- Приносит ли вред окружающему нас миру, людям ветер? Какой? (Смерч, тайфун, бури, ураганы - приносят разрушения. Ветры - суховеи сушат землю,
деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.)
- Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.
IX. Самостоятельная работа.
Работа в тетрадях (с.22)
1. - Определи по рисункам, какой дует ветер. Проверьте друг друга.
2. – Придумайте аппарат, который может летать по воздуху, плавать по воде и ездить по земле. Нарисуй такой аппарат.
X. Рефлексия.
- Вспомните все о чем узнали сегодня на уроке и закончите любое из предложений.
Я сегодня узнал :
Мне было интересно :
Мне хотелось бы еще :
Мне было трудно :
Я расскажу родителям :
XI. Домашнее задание.
- задание литературное – вспомнить произведения, где упоминается ветер.
-задание творческое- написать мини-сочинение о том, чтобы вы стали делать, если бы умели летать.