Тема: В царстве птиц.
Цель: планируется, что к концу урока ученики пополнят знания о птицах, поймут, насколько богато и разнообразно царство птиц, будут уметь строить полные предложения, правильно употреблять в речи прилагательные, образовывать глаголы.
Задачи:- обобщить и систематизировать знания учеников о птицах;
-развивать умение строить полные предложения, правильно
употреблять в речи прилагательные, образовывать глаголы;
-активизировать процессы мышления: анализ, синтез, сравнение;
-развивать мелкую моторику;
-содействовать воспитанию любви и заботливых отношений к птицам.
Оборудование: картинки с изображением птиц, сюжетная картинка «Помоги птицам», разрезные картинки с изображением птиц, рисунок самолёта, геометрические фигуры, фломастеры, кассета с записью голосов птиц, магнитофон, гнездо птицы, схема птицы, энциклопедия птиц Беларуси, семечки, крошки, ягоды рябины, тарелочки для сортировки корма с символами, мультимедиа.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Сядет на место тот, кто назовет показанных птиц ласково.
Ученики называют ласково птиц (курица – курочка, петух – петушок, утка - уточка).
Беседа о птицах
Звучат голоса птиц на аудиозаписи.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают:
Кто это поет? (птицы)
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке? (о птицах)
Что есть у птиц, по чем мы их узнаем? (голоса)
Голоса каких птиц вы услышали? (кукушка, клекот аиста, …)
Какое сейчас время года? (зима)
А перед зимой? (осень)
Куда улетают осенью птицы? (в теплые края). Почему? (наступают холода, а птицам нечего есть).
Как называются эти птицы? (перелетные)
Почему они так называются?
Назовите перелетных птиц (кластер). Уточняются названия остальных птиц. Как назовем их одним словом. (зимующие) Почему?
Как называются птицы, которые могут летать и плавать? (водоплавающие)
Назовите водоплавающих птиц.
3. Загадки «Кто живет в курятнике?»
Учитель загадывает загадки, а ученики их отгадывают.
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю. (курица)
Звонко время отмечает,
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
«Спать пора!» - поет…. (петух)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку – спотыкалочку. (утка)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
- Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня… (индюк)
-Учитель: Какие это птицы? (домашние)
4. Работа по складыванию птицы из разрезных частей (из геометрических фигур) с называнием частей тела.
Учитель: Что есть у всех птиц?
(Ученики называют и показывают части тела птицы: туловище, голова, крылья, перья, клюв, лапы, хвост, шея.)
Учитель: Сравните самолет с птицей. Чем они похожи? (Ученики рассматривают картинки самолета и птиц, отвечают: летают, имеют крылья, хвост)
Учитель: Чем отличаются? (воробей, индюк – птицы, а самолет – воздушный транспорт)
Учитель: Чем покрыто тело птиц? (перьями, пухом)
Учитель: Для чего нужны перья? (чтобы птицы не мерзли и не поранили тело)
Учитель: Чем птицы друг от друга отличаются? (размером, окраской, опереньем)
5. Физкультминутка
Учитель читает стихотворение. Дети машут руками, качают головой, распрямляют спину, садятся.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
6. Чтение информации о птицах.
Учитель знакомит ребят с «Энциклопедией птиц Беларуси», с 1-2 птицами, занесенными в красную книгу.
7. Сортировка корма для птиц (ягоды рябины, семечки, крошки, тарелочки для сортировки).
Учитель предлагает детям сортировать корм для птиц. Дети сортируют корм по тарелочкам, называя птиц, которые будут его клевать. Рассказывают, зачем надо зимой кормить птиц.
8. Дидактическая игра «Где, чей дом?» (кармашки с символами, карточки с птицами)
Задание выполняет у доски один ученик (размещает карточки с птицами в нужный кармашек), а другой складывает разрезную картинку «Петух». Взаимопроверка.
9. Релаксация (музыка)
10. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»; «Нелепица» (работа в паре)
Один ребенок отвечает на условие игры «Кто как голос подает», а другой – «Нелепица». Обсуждают в парах, правильно ли они выполнили задание, учитель корректирует.
1-ый ученик: курица (квохчет), петух (кукарекает), воробей (чирикает), ворона (каркает), голубь (воркует), синица (свистит), утка (крякает), соловей (поет), кукушка (кукует). («Кто как голос подает?»)
2-ой ученик: Птенцы высиживают яйца. Из яиц вылупились крокодильчики. Дети сделали для аистов скворечники. Тело птицы покрыто шерстью. Птенцы строят гнезда. Скворец живет в будке. («Нелепица»)
11. Дидактическая игра «Рассмотри и назови».
Учитель: Ваня учился фотографировать птиц. Но, когда он напечатал фотографии, оказалось, что птицы на них получились неполностью. Рассмотрите Ванины фотографии и отгадайте, каких птиц он фоторграфировал.
Составьте предложения по образцу: «На этой фотографии ласточкино крыло.» Дети выполняют задание.
12. Игра «Скажи одним словом»
Учитель предлагает по образцу выполнить задание: У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).
У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют … (длиннохвостой).
13. Рефлексия.
Учитель: Что нового о птицах вы узнали на уроке?
Учитель: Почему надо заботиться о птицах?
Учитель: Как вы заботитесь о птицах?