7 КЛАСС
ТЕМА УРОКА 2: «В музыкальном театре. Опера»
ТИП УРОКА: Урок расширения и углубления знаний
ЦЕЛЬ: Расширить и углубить понятие «опера»
ФОРМИРОВАНИЕ УУД:
Личностные действия – научиться воспринимать оперное искусство
Регулятивные действия – самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык героев оперы
Познавательные действия – знать жанры оперы
Коммуникативные действия – уметь слушать и вступать.
Ход урока
Организационный момент
Повторение предыдущего материала
Музыкальная викорина
Угадай мелодию - фрагменты произведений (Повторение с прошлого урока)
Основная часть
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в музыкальный театр.
- Что такое театр? Что вы о нем знаете? (ответы детей)
Теа́тр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности...
Назовите самые известные театры нашей страны? (Большой театр г.Москва, Марииский театр г.Санкт – Петербург.
- Кто из вас был в театре?
- Как назывались спектакли , которые вы смотрели?
- Вспомните, как называется спектакль, где все герои поют?
Ответы уч-ся: Опера.
- Правильно. А где происходит показ оперы?
В музыкальном театре.
Давайте сформулируем тему урока. В музыкальном театре . Опера.
- Определите цель нашего урока.
Ответы уч-ся: знакомство с музыкальным спектаклем – Опера.
составьте план работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
углубление знаний об опере;
ознакомление с исполнителями;
закрепление знаний о разновидностях вокальных и инструментальных жанров в опере;
знакомство с оперой Н.А. Римского–Корсакова «Садко».
Работа над новым материалом.
Задание 1. углубление знаний об опере.
- Возникла опера в Италии в 17 веке.,во Флоренции и первоначально называлась «драма с музыкой». Именно эта страна считалась родиной бельканто – прекрасного пения. Опера – самый сложный из всех видов музыки жанр. Вспомните, как переводится слово опера с итальянского?
- Ответы уч-ся: труд, сочинение.
- Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актеры, к которым зрители привыкли, вдруг вместо того чтобы разговаривать, запели. Поэтому оперу восприняли неоднозначно. Некоторые отнеслись с интересом, но были и такие, кто не воспринимал этот жанр. И все-таки опера стала распространяться по всему миру, завоевывая симпатии зрителей.
Первую оперу написал в 1600 году итальянский композитор Джакопо Пери. Это была "Эвридика", спектакль, во время которого певцам аккомпанировал ансамбль из четырех музыкантов. Хотя арии не были особенно веселыми и напоминали церковные псалмы, опера впервые была исполнена на свадьбе французского короля Генриха IV. Ошибочно раньше считали, что родоначальник оперы - Клаудио Монтеверди, написавший в 1607 году оперу "Орфей".
Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.
В России же опера появилась только в 19 веке.
- Где и когда появилась опера?
- Почему в Италии?
Запомните. ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это драматический музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют.
- В каких театрах идут оперные спектакли?
Ответы уч-ся: В музыкальных театрах.
- Чем опера отличается от театра?
Ответы уч-ся: в опере музыка первостепенна. Действие оперы происходит под сопровождение симфонического оркестра.
Во многих крупных городах есть театры оперы и балета. В Москве находится несколько театров, но самый популярный театр оперы и балета - Большой театр.(Слайд 8)
Какие виды искусств присутствуют в опере? Музыка, хореография, изобразительное искусство и обязательно литература. На литературный сюжет пишется опера или либретто.
Важную роль в опере играет либретто. Кто знает, что такое либретто?
Либретто – краткое содержание музыкального спектакля.
Стили оперы Опера 17 века – Барочная
Опера 18 века – Классическая
Опера 19 века – Романтическая
Опера 20 века – Реалистическая
ЖАНРЫ ОПЕРЫ
Комический
Трагический
Эпический
Лирический
Сказочный
Исторический
Рок-опера
Опера-балет
В основе оперы лежит драматургия, на которой держится все содержание оперы.
Это ее основной стержень, который держит зрителя в напряжении, сохраняя интригу.
Иными словами, опера – это музыкальный спектакль, музыкально-театральная постановка.
Законы драматургии
ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРА
Завязка драмы, интрига, знакомство с героями, то есть – ЭКСПОЗИЦИЯ
Развитие действия, переплетение интриг, то есть – РАЗРАБОТКА
Наивысшая точка напряжения в развитии или КУЛЬМИНАЦИЯ
Развязка драмы, конец или ФИНАЛ.
В опере мы встречаем произведения как вокального, так и инструментального жанра.
К произведениям вокального жанра в опере относятся: песни, арии, ансамбли, дуэт, трио, речитативы, хор и т.д.
Что такое ария и какую роль она играет в опере?
(Слово «ария» итальянского происхождения и обозначает песню. Это сольный музыкальный номер в опере. Ария раскрывает образ главного героя, рисует его музыкальный портрет. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. )
Какую роль играет в опере хор?.....
(Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор – это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа».)
Речитатив – вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора.
Дуэт, трио – вокальное произведение для двух, трех голосов.
Что ещё помогает определить и лучше понять героев опер? Конечно это тембры (окраска) голосов. Давай вспомним классификацию мужских и женских голосов и оперных героев, которыми можно играть определённую роль в опере.
сопрано - высокий женский голос
меццосопрано альт
мужские голоса: тенор, баритон бас
К произведениям инструментального жанра в опере относятся: увертюра (вступление), симфонические картины, эпизоды и т.д.
Кто делает оперу?
Композитор – пишет музыку Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст Дирижер – управляет оперным оркестром
Режиссер-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперыХудожник осветитель – разрабатывает свет на сцене Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа Бутафор – изготавливает предметы для сцены Костюмеры, гримеры, работники сцены
Сегодня мы обратимся к творчеству Н.А. Римского-Корсакова. знакомство с оперой «Садко».
В основу оперы композитор положил северорусскую новгородскую былину про бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта Садко, про волшебную силу его искусства. Песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду.
Опера начинается вступлением, которое рисует образ моря. Этот образ проходит через все произведение. Послушайте вступление и скажите, Как композитор передает характер моря? (Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.)
Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?
Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.
Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.
В опере «Садко», как в любой сказке много чудес. Но самое большое чудо сотворило искусство человека. Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову в чудесного доброго человека.
Послушаем песню Садко «Ой ты, темная дубравушка» и песню Волховы «Колыбельная». Послушайте и охарактеризуйте их.
Слушание «Ой ты, темная дубравушка» «Колыбельная».
Ответы уч-ся: анализ произведений.
Что роднит эти образы, а что различает?
Ответы уч-ся: Песни Садко и Волховы написаны композитором в духе народных протяжных лирических напевов. Музыкальное сопровождение напоминает звучание гуслей. Песня Садко как бы пробуждает природу. Поднимается ветерок, а вода начинается колыхаться.
В колыбельной звучат мягкие убаюкивающие интонации, плавная, таинственная, нежная мелодия, словно из старинных напевов. Зачарованным сном спит гусляр. Она поет над спящим Садко свою прощальную колыбельную, после чего разливается в полноводную судоходнуюреку Волхову.Музыка Садко пробудила в царевне человеческую душу, сердце, которое любит и страдает. Она горячо любит Садко и отдала свою жизнь во имя счастья людей.
Итог урока
- Сегодня мы еще раз поговорили о таком вокальном жанре как опера. Опера - синтез нескольких видов искусств. В основе лежит литературное произведение. Либретто – краткое изложение сюжета оперы.
Исполнение песни
Рефлексия
Выставление оценок.