Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи»
Сектор научно-исследовательской деятельности и инновационного развития
Одобрено
на педагогическом совете
сектора НИДИР
Протокол №____от ________
Календарное планирование
к учебно-тематическому плану «Экология и человек»
(72 часа; 2 час в неделю)
Возрастная категория: средний и старший школьный возраст.
( 8 -11 классы)
Пояснительная записка.
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Важность экологического образования и воспитания детей и подростков в современном мире переоценить невозможно. Доказать обучающимся, что в природе всё взаимосвязано, помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать природные связи – главная идея дополнительной образовательной программы «Экология и человек », которая имеет эколого-биологическую направленность и реализуется в МБОУ ДО ДТ ДМ.
Основу курса составляют теоретические знания о взаимоотношениях природы, человека, общества и родного края.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. У детей , занимающихся в объединении «Экоград» по учебно –тематическому плану «Экология и человек» формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Школьники узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Воспитанники получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Это очень важно для воспитанников данного учреждения, так как вся группа из ГБОУ РО Ростовской школы – интерната ,которая ориентируется на спортивно ориентированное учреждение и ребятам очень близко тема здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации человека и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления. Обучение основывается на принципах экологического образования:
-принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
-принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
-принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
-принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Много внимания уделяется практической деятельности обучающихся, основанной на краеведческом принципе.
Программа способствует интеграции естественных наук и гуманитарных наук, укрепляет систему экологического познания.
Современный ребенок, особенно городской, зачастую оторван от природы, и в то же время он тянется к ней, проявляет интерес к животному и растительному миру своего родного края. Это стремление необходимо поддерживать и развивать в каждом конкретном воспитаннике , включая в процесс дополнительного образования такие формы организации учебно-воспитательной работы, как исследовательская, проектная деятельность, создавая условия для его экологического воспитания посредством творчества.
У старших и средних школьников возрастает интерес к научному познанию мира, повышается уровень их экологических знаний.
Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.
ЦЕЛЬ программы: развитие у обучающихся знаний и навыков проведения проектно-исследовательских работ по изучению и оценке состояния окружающей среды.
ЗАДАЧИ программы:
1) ознакомить с экологической и природоохранной терминологией;
2) сформировать и развить понятие о прикладных экологических аспектах.
развивающие:
1) развивать применение знаний, умений и навыков при решении экологических задач;
2) развивать навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой;
3) научить принимать решения и формулировать выводы.
воспитывающие:
1) воспитывать активную жизненную позицию, чувство гражданской ответственности;
2) воспитывать готовность к позитивному поведению в области охраны окружающей среды;
3) воспитывать социальные навыки и умения: использовать знания, навыки и т.д. во взаимодействии с другими людьми, с природой.
Учебно тематический план рассчитан на 3 года обучения. На 1году обучения в неделю проводится два занятия по 45 минут , в год – 72 часа.
Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся со значительной долей самостоятельности, использование различных источников информации: энциклопедий, справочников, словарей, карт.
Содержание учебно – тематического плана ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (12-15 человек) и рассчитана на старшее возрастное звено (14-17 лет) в учреждении дополнительного образования. Данная программа учитывает также и занятия с детьми, имеющими ограничения здоровья.
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, учебная игра и т.д., а также экологические рассказы, что легко воспринимается школьниками и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, презентации и фильмы с экологической тематикой.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле.
2 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Теорет. | Практ. |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
2. | Основные направления охраны природы. Природопользование. | 4 | 2 | 2 |
3. | Основные формы организации жизни | 4 | 2 | 2 |
4. | Окружающая среда и здоровье человека | 4 | 2 | 2 |
5. | Среды жизни на Земле. Экологические факторы. | 4 | 2 | 2 |
6. | Лес как биотический фактор: влияние антропогенной нагрузки. | 4 | 2 | 2 |
7. | Вода как абиотический фактор | 4 | 2 | 2 |
8. | Температура как абиотический фактор | 4 | 2 | 2 |
9. | Почва как биотический фактор | 4 | 2 | 2 |
10. | Эндогенные факторы. | 4 | 2 | 2 |
11. | Биотические взаимоотношения в биоценозе | 4 | 2 | 2 |
12. | Заповедники и заказники Ростовской области | 3 | 0 | 3 |
13. | Антропогенные факторы | 4 | 2 | 2 |
14. | Экология квартиры | 4 | 2 | 2 |
15. | Влияние привычек на здоровье человека | 4 | 2 | 2 |
16. | Здоровый образ жизни, закаливание, режим дня | 4 | 2 | 2 |
17. | Организм и среда | 4 | 2 | 2 |
18. | Психолого-педагогическая диагностика | 3 | 0 | 3 |
19. | Экологические конкурсы, викторины, фотовыставки, презентации по пройденным темам. | 2 | 0 |
2 |
20. | Итоговое занятие | 2 | 2 |
|
| Итого: | 72 | 34 | 38 |