«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

УТП кружка "Экология и человек"

Примерные темы,разработка УТП "Экология и человек".

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи»

Сектор научно-исследовательской деятельности и инновационного развития



Одобрено

на педагогическом совете

сектора НИДИР

Протокол №____от ________



Календарное планирование

к учебно-тематическому плану «Экология и человек»


(72 часа; 2 час в неделю)





Возрастная категория: средний и старший школьный возраст.

( 8 -11 классы)

Пояснительная записка.

Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Важность экологического образования и воспитания детей и подростков в современном мире переоценить невозможно. Доказать обучающимся, что в природе всё взаимосвязано, помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать природные связи – главная идея дополнительной образовательной программы «Экология и человек », которая имеет эколого-биологическую направленность и реализуется в МБОУ ДО ДТ ДМ.

Основу курса составляют теоретические знания о взаимоотношениях природы, человека, общества и родного края.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. У детей , занимающихся в объединении «Экоград» по учебно –тематическому плану «Экология и человек» формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Школьники узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Воспитанники получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Это очень важно для воспитанников данного учреждения, так как вся группа из ГБОУ РО Ростовской школы – интерната ,которая ориентируется на спортивно ориентированное учреждение и ребятам очень близко тема здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации человека и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления. Обучение основывается на принципах экологического образования:

-принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

-принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

-принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;

-принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Много внимания уделяется практической деятельности обучающихся, основанной на краеведческом принципе.

Программа способствует интеграции естественных наук и гуманитарных наук, укрепляет систему экологического познания.

Современный ребенок, особенно городской, зачастую оторван от природы, и в то же время он тянется к ней, проявляет интерес к животному и растительному миру своего родного края. Это стремление необходимо поддерживать и развивать в каждом конкретном воспитаннике , включая в процесс дополнительного образования такие формы организации учебно-воспитательной работы, как исследовательская, проектная деятельность, создавая условия для его экологического воспитания посредством творчества.

У старших и средних школьников возрастает интерес к научному познанию мира, повышается уровень их экологических знаний.

Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.

ЦЕЛЬ программы: развитие у обучающихся знаний и навыков проведения проектно-исследовательских работ по изучению и оценке состояния окружающей среды.

ЗАДАЧИ программы:

1) ознакомить с экологической и природоохранной терминологией;

2) сформировать и развить понятие о прикладных экологических аспектах.

развивающие:

1) развивать применение знаний, умений и навыков при решении экологических задач;

2) развивать навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой;

3) научить принимать решения и формулировать выводы.

воспитывающие:

1) воспитывать активную жизненную позицию, чувство гражданской ответственности;

2) воспитывать готовность к позитивному поведению в области охраны окружающей среды;

3) воспитывать социальные навыки и умения: использовать знания, навыки и т.д. во взаимодействии с другими людьми, с природой.

Учебно тематический план рассчитан на 3 года обучения. На 1году обучения в неделю проводится два занятия по 45 минут , в год – 72 часа.

Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся со значительной долей самостоятельности, использование различных источников информации: энциклопедий, справочников, словарей, карт.

Содержание учебно – тематического плана ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (12-15 человек) и рассчитана на старшее возрастное звено (14-17 лет) в учреждении дополнительного образования. Данная программа учитывает также и занятия с детьми, имеющими ограничения здоровья.

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, учебная игра и т.д., а также экологические рассказы, что легко воспринимается школьниками и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, презентации и фильмы с экологической тематикой.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле.

























2 год обучения



п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Теорет.

Практ.

1.

Вводное занятие

2

2

0

2.

Основные направления охраны природы.

Природопользование.

4

2

2

3.

Основные формы организации жизни

4

2

2

4.

Окружающая среда и здоровье человека

4

2

2

5.

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

4

2

2

6.

Лес как биотический фактор: влияние антропогенной нагрузки.

4

2

2

7.

Вода как абиотический фактор

4

2

2

8.

Температура как абиотический фактор

4

2

2

9.

Почва как биотический фактор

4

2

2

10.

Эндогенные факторы.

4

2

2

11.

Биотические взаимоотношения в биоценозе

4

2

2

12.

Заповедники и заказники Ростовской области

3

0

3

13.

Антропогенные факторы

4

2

2

14.

Экология квартиры

4

2

2

15.

Влияние привычек на здоровье человека

4

2

2

16.

Здоровый образ жизни, закаливание, режим дня

4

2

2

17.

Организм и среда

4

2

2

18.

Психолого-педагогическая диагностика

3

0

3

19.

Экологические конкурсы, викторины, фотовыставки, презентации по пройденным темам.

2

0



2

20.

Итоговое занятие

2

2



Итого:

72

34

38

































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее