Условия успешного овладения навыком чтения для обучающихся в начальной школе. Необходимость формирования полноценного навыка чтения у обучающихся начальной школы закреплена во ФГОС НОО, а также во всех общеобразовательных программах по литературному чтению для начальной школы. Для овладения навыком чтения у обучающихся необходимо сформировать мотив (заинтересованность) к прочтению, они должны осознавать цель данной деятельности. При этом изначально мотив и цель являются внешними стимулами и исходят от взрослого, постепенно становятся внутренними. В процессе обучения чтению ребенок должен овладеть графическими обозначениями (буквами), способами слияния их в слоги и слова. Параллельно с изучением звуко-буквенных обозначений формируются основные навыки читательской деятельности. Сформированность полноценного навыка читательской деятельности означает, что младший школьник не только механически переводит графические знаки в акустические, но и понимает смысл прочитанного, чтение выразительно и соответствует смысловой структуре текста, ребенок может выделить части текста, его тему и идею, пересказать сюжет, выделить основные художественные средства. Формирование данных навыков происходит в двух взаимосвязанных направлениях: выработки техники и отработки осознанности. Техническая сторона процесса чтения складывается из следующих навыков: правильность (безошибочное чтение, в соответствии с нормами орфоэпии), плавность (ровное слитное чтение, без лишних изменений тона, пауз); выразительность (соблюдение интонационного рисунка и пауз), беглость (чтение со скоростью разговорной речи)1. Ведущим навыком выступает сознательность прочтения, которая проявляется: – в понимании всех читаемых слов; – в умении понять текст и переложить его по требованию учителя; – в умении понять содержание и перевести его в личный опыт (рефлексии). При этом правильное понимание смысла прочитанного зависит от характера текста (связности, конкретности, лексических особенностей) и психологической установки читающего (чтение для формального понимания при выполнении учебной задачи; чтение для удовлетворения интереса к сюжету; чтение для получения деловой и практической информации). Все этапы овладения навыком чтения обычно обучающиеся проходят последовательно при стандартных способах обучения2. Обязательными условиями успешного овладения данными навыками является достаточный уровень развития: речи, словесно-логического мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, всех видов памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторной), взаимодействия анализаторных систем. Ребенок обычно достигает развития всех уровней к 6 – 7 годам, что является показателем готовности к школьному обучению. Содержание работы по формированию навыка чтения в соответствии с названными ступенями направлено на: 1. Формирование мотивации к освоению чтения. 2. Формирование устойчивых навыков звукоразличения, знаний букв и понимание звуко-буквенных связей, что обеспечивается полисенсорным восприятием и запоминанием звуковых и буквенных эталонов (правильности). 3. Освоение навыка слияния букв в слог, затем чтение слов и коротких предложений по слогам (плавности), понимания смысла прочитанного. 4. Формирование навыка слитного чтения слов, развитие смысловой догадки и интонации (выразительности). 5. Совершенствование компонентов технической стороны чтения и развитие смысловой догадки и осмысления текстовой информации (беглости). Формирование навыков переработки прочитанной информации, рефлексии3. Таким образом, формирование полноценного навыка чтения у обучающихся младшего школьного возраста с нормативным развитием осуществляется последовательно и нацелено на формирование всех ее компонентов технической (правильности, плавности, выразительности, беглости) и смысловой сторон, мотивации и рефлексии, должны быть сформированы все фонематические процессы, звукопроизношение, аналитико-синтетическая деятельность, память, внимание, восприятия.


