«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок внеклассного чтения "Басни И.Крылова"

Углубить и закрепить знания учащихся о жанровых особенностях басни, творческий и жизненный путь выдающегося русского баснописца Ивана Крылова; учить находить аналоги между изображением в баснях и поступками людей; совершенствовать умение читать в лицах, инсценировать басню, передавать в интонации характеры действующих лиц; развивать навыки образного и критического мышления; умение сотрудничать в группах, парах; воспитывать чувство милосердия, порядочности, честности, вырабатывать отрицательное отношение к жестокости, неискренности, эгоизма, лени и т.д.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Басня учит, как на свете жить.

Цель: Углубить и закрепить знания учащихся о жанровых особенностях басни, творческий и жизненный путь выдающегося русского баснописца Ивана Крылова; учить находить аналоги между изображением в баснях и поступками людей; совершенствовать умение читать в лицах, инсценировать басню, передавать в интонации характеры действующих лиц; развивать навыки образного и критического мышления; умение сотрудничать в группах, парах; воспитывать чувство милосердия, порядочности, честности, вырабатывать отрицательное отношение к жестокости, неискренности, эгоизма, лени и т.д.

Оборудование: Портрет И.Крылова, иллюстрации и рисунки по теме, маски зверей и птиц, опорные схемы, задания для групп, задания для проведения интерактивных стратегий: «Справочное бюро», «Ассоциативный куст», «Диаграмма Вена», «Сенкан», «Мозговая атака», «Микрофон», «Предсказание», «Представь себя», «Пресс».

Ход урока

Ι. Организация класса.

Девиз урока: Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а рассуждать.

Дружно и плодотворно работать.

ΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

1. Методика «Предвидение».

О ком мы будем говорить на уроке, вы догадаетесь, отгадав кроссворд:

Кроссворд «Крылов»

1. Птица, которая подкидывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

2. Выгоняли рога погулять на луга и они вечерком прибрели с молоком. (Корова)

3. Кошка огромная по лесу скачет, на ушках кисточки она не прячет. (Рысь)

4. Вот так рыжая плутовка! След свой заметает ловко! (Лиса)

5. Без расчески причесался! И умылся без воды, в кресло мягкое забрался и запел на все лады. (Кот)

6. В синем небе голосок – словно крохотный звонок. (Жаворонок)

К

У

К

У

Ш

К

А



К

О

Р

О

В

А



Р

Ы

С

Ь



Л

И

С

А


К

О

Т


Ж

А

В

О

Р

О

Н

О

К



- Да, мы сегодня будем говорить об И.Крылове и его баснях. Басня для нас – это настоящий театр комедии, сатиры и драмы. Пороков, недостатков, злободневных проблем в нашем обществе еще хватает, а коль есть пороки, коль есть то, что нужно исправлять, будут и басни.

2. Упражнения на развитие читательских навыков.

Задачи от ее Премудрости-басни.

Скороговорки, в которых можно узнать животных из басен Крылова.

1-й ученик.

Лиса по лесу шла, лиса лычки драла, лиса лапти плела: мужу двое, себе трое, и детишкам по лаптишкам.

2-й ученик.

Шла кукушка мимо сада, поклевала всю рассаду.

3-й ученик.

Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.

4-й ученик.

Наварила щука щей, угощала двух лещей.

5-й ученик.

Волки рыщут пищу ищут.

6-й ученик.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

7-й ученик.

Мышка мишке в лапы - пышку,

Мишка ест и хвалит мышку.

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1. Построение ассоциативного куста.



Животные Растения

Баснописец Мудрость

Добро Басня Зло

Крылов «Чиж та Голубь»

Мораль Стихотворное произв.



2. «Мозговая атака».

- Что такое басня?

(Басня – небольшой, чаще всего стихотворное произведение поучительного содержания)

- Как называется автор басни?

(Баснописец)

- Как называется поучительный вывод басни?

(Мораль)

- Кто был первым баснописцем?

(Эзоп)

3. Метод «Диаграмма Вена»





Басня Совместное Сказка





Сравнительная характеристика этих жанров.

И в басне и в сказке действуют сказочные персонажи. Басни более сжатые; они значительно короче сказок и рассказывают об одном событии. Сказки преимущественно прозаические произведения, а басни – стихотворные. В сказках рядом с животными действуют и люди, герои басен – исключительно звери, птицы, насекомые, предметы.

4. Метод «Микрофон».

Вам было задание каждой группе подготовить новые сведения из биографии И.Крылова.

Знакомство с творческим и жизненным путем баснописца. (Дети отвечают в микрофон).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Работа в группах.

Лидер из каждой группы выходит к доске и выбирает басню, над которой будет работать его группа.

1-я группа – «Кукушка и Петух».

2-я группа – «Стрекоза и Муравей».

3-я группа – «Чиж и Голубь».

4-я группа – «Волк и Кот».

Напоминаю правила работы в группах.

1-е задание. Найдите строки басни, которые звучат, как пословица, прочитайте с поучительной интонацией.

2-е задание. Инсценировка басни.

3-е задание. У каждой группы в конверте пословицы, нужно выбрать ту, которая подходит к басне:

а) Два лжеца одной правды не скажут. («Кукушка и Петух»)

б) Под лежачий камень вода не течет. («Стрекоза и Муравей»)

в) Не смейся с другого, чтобы тебе не было такого. («Чиж и Голубь»)

г) Что посеешь – то и пожнешь. («Волк и Кот»)

4-е задание. Что неправильно нарисовано на иллюстрации к басне.

6. Задания для коллективной работы.

Работа с таблицей.

Найдите черты характера, которые присущи каждому животному:

Медведь

Лиса

Заяц

Черепаха

Собака

Сова

Пчела

Трудолюбивая

Хитрая

Неуклюжий

Мудрая

Медленная

Верный

Робкий



7. Подбери антонимы.

Басни обличают негативные черты характера человека. В соответствии с отрицательных черт подобрать положительные: Невежливый – (вежливый);

Скупой – (щедрый);

Ленивый – (трудолюбивый);

Агрессивный – (мирный);

Злой – (добрый).

8. Работа в группах.

Метод «Совместный проект».

Игра «Представь себя...»

Поэты. Составить сенкан «Байка».

Пародисты. Показать движениями, мимикой, жестами басню «Лебедь, Щука и Рак»

Эрудиты. Какие басни Крылова вы знаете или читали еще? Каких еще баснописцев вы знаете?

Прозаики. Составить текст-описание петуха.

9. Метод «Пресс».

Почему именно звери, птицы, растения стали действующими лицами басни?

(За то, что именно они, наделенные человеческими чертами, дали возможность человеку посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки, которые мешают жить).

Почему человечество ощутило потребность в басне?

(Басня порождает в человеке желание стать лучше, совершеннее, научиться жить в ладу с собой и миром. Басни учат человека видеть свои недостатки, говорить о них, смеяться с них, а значит – исправлять их).

ΙV. Итог урока.

1. Как басни заставили вас переоценить свои собственные поступки?

2. Чему научил сегодняшний урок?

3. Оценивание.

4. Слово учителя.

С каждым годом вы пополняете знания, становитесь мудрее. Вопросы добра и зла, равнодушия и человечности всегда волновали людей, беспокоят и сейчас. А вы на примерах героев басен должны воспитывать те черты характера, которые помогли бы вам стать настоящими людьми.

Басни Крылова учат нас быть:

Ласковыми, честными, добросовестными, чуткими, искренними, щедрыми, вежливыми, смелыми, мудрыми, терпеливыми, трудолюбивыми, скромными.

(Черты характера написаны на лучиках солнца, каждому по очереди вручаются лучики).

V. Домашнее задание.

Написать свою собственную концовку к басне «Стрекоза и муравей».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее