Тема 5 урока в 5 классе: «Древние образы в народном искусстве. Древо жизни».
Цель: познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)
Задачи:
формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;
Ход урока:
I. Организация урока.
II. Изучение нового материала.
- Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда.
-Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы. А найти всему объяснения очень хотелось. Именно отсюда обилие у нашего народа сказок, былин, преданий.
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с древними образами в народном искусстве (первообразами).
Презентация «Древние образы в народном искусстве»
-Ребята, глядя на иллюстрации, скажите мне, пожалуйста, каким образом наши предки могли украшать свою одежду, предметы быта, свой дом снаружи и изнутри? (ответы детей)
Правильно: они вышивали узоры на одежде и таких предметах быта, как скатерти, рушники. Расписывали посуду, прялки, мебель. Занимались резьбой по дереву.
-А для чего они все это делали? (ответы детей)
-Они стремились привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делали они это при помощи своего искусства.
-Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
1. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.
2. Символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
3.Символы воды.
-Ребята, а как бы вы изобразили воду, если бы были древними славянами?
Волнистая горизонтальная линия – вода
Волнистая вертикальная линия – дождь.
-В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но, как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».
4. Образ матери-земли.
Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.
5.Образ коня.
Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Конь олицетворял движущееся по небу солнце.
В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.
Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.
Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.
6.Образ птицы.
В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.
Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.
7.Древо жизни.
В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
- В произведениях народного искусства часто встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это и есть Мировое древо или Древо жизни. А еще его могут называть Древо познания, Древо центра, Древо плодородия, небесное или космическое Древо.
Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.
Ветви – огонь, ствол – земля, корни – вода. Отсюда на ветвях дерева часто изображают солнце, звезды, луну, огни, шары или плоды, символы небесных светил, на стволе и рядом с ним – изображения животных, в корнях – земноводные, рыбы. То есть, это образ стихий.
Трем частям Мирового древа соответствуют три части человеческого тела: голова – крона, туловище – ствол, ноги – корни.
Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.
IV. Актуализация знаний
Ребята, подскажите мне, пожалуйста, где использовался образ Мирового древа, Древа жизни?(Ответы детей)
В русских народных сказках, загадках, песнях нам встречаются яблони с золотыми листьями и плодами, дающими молодость; чудесная золотая сосна, на которой сидят райские птицы; дуб до самого неба.
В русских народных промыслах: хохломская роспись, городецкая роспись, вышивка, резьба по дереву.
Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки.
Русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:
Дерево скоро садят, да нескоро от него плоды едят.
От хорошего дерева — хороший плод.
Дерево по плодам, а человек по делам познается.
Кривое дерево не разогнется прямо.
• Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.
• Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась.
V. Практическая работа.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
-Что нового сегодня узнали на уроке? Что особенно понравилось?
3