«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

5 кл ИЗО. Древние образы в народном искусстве. Древо жизни

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Тема 5 урока в 5 классе: «Древние образы в народном искусстве. Древо жизни».

Цель: познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

  • развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;

Ход урока:

I. Организация урока.

II. Изучение нового материала.

- Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда.

-Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы. А найти всему объяснения очень хотелось. Именно отсюда обилие у нашего народа сказок, былин, преданий.

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с древними образами в народном искусстве (первообразами).

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

-Ребята, глядя на иллюстрации, скажите мне, пожалуйста, каким образом наши предки могли украшать свою одежду, предметы быта, свой дом снаружи и изнутри? (ответы детей)

Правильно: они вышивали узоры на одежде и таких предметах быта, как скатерти, рушники. Расписывали посуду, прялки, мебель. Занимались резьбой по дереву.

-А для чего они все это делали? (ответы детей)

-Они стремились привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делали они это при помощи своего искусства.

-Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

1. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

2. Символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

3.Символы воды.

-Ребята, а как бы вы изобразили воду, если бы были древними славянами?

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

-В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но, как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».

4. Образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

5.Образ коня.

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

6.Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

7.Древо жизни.

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

- В произведениях народного искусства часто встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это и есть Мировое древо или Древо жизни. А еще его могут называть Древо познания, Древо центра, Древо плодородия, небесное или космическое Древо.

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Ветви – огонь, ствол – земля, корни – вода. Отсюда на ветвях дерева часто изображают солнце, звезды, луну, огни, шары или плоды, символы небесных светил, на стволе и рядом с ним – изображения животных, в корнях – земноводные, рыбы. То есть, это образ стихий.

Трем частям Мирового древа соответствуют три части человеческого тела: голова – крона, туловище – ствол, ноги – корни.

Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

IV. Актуализация знаний

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, где использовался образ Мирового древа, Древа жизни?(Ответы детей)

В русских народных сказках, загадках, песнях нам встречаются яблони с золотыми листьями и плодами, дающими молодость; чудесная золотая сосна, на которой сидят райские птицы; дуб до самого неба.

В русских народных промыслах: хохломская роспись, городецкая роспись, вышивка, резьба по дереву.

Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки.

Русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:

 Дерево скоро садят, да нескоро от него плоды едят.

 От хорошего дерева — хороший плод.

 Дерево по плодам, а человек по делам познается.

 Кривое дерево не разогнется прямо.

• Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.

• Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась.


V. Практическая работа.

VI.  Рефлексия. Подведение итогов.        

-Что нового сегодня узнали на уроке? Что особенно понравилось?

                                                         



3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее