Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Любимой мамочки портрет»
УМК «Школа 2100»
Составитель:
Нагойбасова Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории.
г. Березники, 2017г
Пояснительная записка
Данный урок разработан для учащихся 2-го класса, обучающихся по УМК « Школа 2100». Главный акцент на уроке делается на развитие умения определять тип склонения имен существительных в начальной форме по роду и окончанию. На протяжении всего урока сочетается традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций. При решении проблемных вопросов используется групповая и парная формы работы. Дети вступают в предметную дискуссию, согласовывают разные точки зрения и получают общий результат. В ходе ряда исследований учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока. Также включены в содержание урока упражнения творческого характера. Многие приёмы и формы работы обеспечивают активность и самостоятельность мышления учащихся.
План-конспект урока
Класс: 2 класс
Учитель: Нагойбасова С.Ю.
Предмет: русский язык
Тема: « Любимой мамочки портрет»
Цель урока:
-Научить составлять текст, используя опорные слова по теме.
Задачи урока:
-Формировать умение распознавать в словах безударные гласные звуки.
-Отрабатывать способы проверки безударных гласных в корне слова.
-Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимопомощь.
-Развивать креативное мышление, речь учащихся, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, память, внимание, эмоции.
Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).
Планируемые результаты:
Предметные:
-повторить понятия «ударные» и «безударные» гласные;
-различать понятия «проверяемая» и «непроверяемая» гласная;
- совершенствовать навыки написания и проверки написания безударных гласных в корне слова;
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; ---планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-высказывать своё предположение.
КоммуникативныеУУД:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основной метод, используемый на уроке – проблемный.
Проблема, решаемая на уроке - «Как правильно писать слова с безударными гласными?»
Оборудование: ПК, экран, учебники, словари.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения:
-словесные: беседа, работа с учебником;
-наглядные: наблюдение, сравнение;
-практические: устные и письменные упражнения, задания исследовательского характера;
-технологии: личностно-ориентированная (Якиманская И.С.), здоровьесберегающие.
Оборудование: учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс 2 ч., карточки со словами, карточки для групповой работы.
Список литературы:
-популярное пособие для родителей и педагогов «И учёба, и игра: русский язык», авторы: Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова, 2009
-игровые технологии обучения и воспитания в 3-4 классах «Урок-игра: Ура! Ура!», автор: Н.Ф. Дик, 2008
-сборник занимательных упражнений по русскому языку «Русский с увлечением», авторы: А.Ундзенкова, О.Сагирова, 2012
Содержание урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
Оргмомент.
|
| Говорят вслух: -Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты тихо сели И на учителя посмотрели…
| ||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности. Мозговая гимнастика. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: включиться в учебную деятельность на личностно- значимом уровне; подготовиться к активной работе в классе. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Методы: словесные; стимулирования познавательного интереса.
| - Сегодня нам предстоит сложная работа. Настройтесь!!! Начинаем урок русского языка с мозговой гимнастики для улучшения мыслительной деятельности. -Закройте глазки. Представьте, что вы маленькое беззащитное деревце, которое только что посадили. Вам одиноко, страшно, тревожно. Покажите свои ощущения. - Но наступила весна. Откройте глазки. Стало припекать солнышко. По стволу дерева от самых корней до верхушки полился сок, зазеленели листочки, веточки потянулись к солнышку. Деревце распрямилось, почувствовало силу, оглянулось по сторонам… А вокруг такая красота! И стало деревцу радостно и спокойно. Улыбнитесь друг другу - и у вас все получится. Вы будете работать в группах.
| Дети выполняют движения, согласно тексту. | ||||||||||||||||||
Разминка для ума. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознать свою учебную деятельность; обучать собеседника и вести диалог; готовность признавать существования различных точек зрения. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условие для реализации умений нового способа деятельности.
| 1) Как называется картина или фотография, на которой изображен человек? 2) Назовите антоним к слову «грустная». 3) Два соседа – непоседы. День на работе, ночь на отдыхе. На доске появляются слова: Портрет, веселая, глаза - Какое слово лишнее?
- Меня очень порадовал последний ответ. Как вы думаете, почему? (т.к. мы сейчас работаем над темой «Безударные гласные в корне слова») К этим словам позднее еще вернемся
| портрет
веселая
глаза
1) веселая, т.к. в нем 3 слога, а в других по 2; 2) веселая, т.к. это имя прилагательное, а остальные слова имена существительные; 3) глаза, т.к. в нем 5 букв, а в остальных по 7; 4) глаза, т.к. безударную гласную в корне можно проверить, а в остальных словах нет.
| ||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться на основе имеющихся знаний делать выводы и обобщения; формировать умение реализовывать новые способы действий.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию у учащихся умений реализации нового способа действия; овладение учебными действиями и языковыми средствами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Методы: создание ситуации взаимопомощи; заинтересованность результатами парной работы; поиск контактов и сотрудничества; учебный диалог.
| - Как проверить безударную гласную в корне слова?
- А сейчас я проверю, умеете ли вы применять это правило на практике.
| Дети рассказывают 2 способа проверки безударной гласной в корне слова: – изменение формы слов и - подбор родственного слова
| ||||||||||||||||||
Работа по учебнику с.133, №231 Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться на основе имеющихся знаний делать выводы и обобщения; обучать собеседника и вести диалог; готовность признавать существования различных точек зрения Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по разрешению проблемной ситуации, способствовать формированию у учащихся умений реализации нового способа действия; овладение учебными действиями и языковыми средствами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Методы: создание ситуации взаимопомощи; заинтересованность результатами парной работы; поиск контактов и сотрудничества; учебный диалог.
| - Работа строится по алгоритму: 1) Прочитайте слова 2) Исключите слова – глаголы 3) Поставьте в словах ударение, выделите корень 4) Сделайте вывод 5) проверьте слова 1 способом 6) Проверьте слова 2 способом - Какое слово нельзя проверить 2-мя способами. Запишите на листочке! | Дети выполняют работу в парах по алгоритму. | ||||||||||||||||||
Сообщение темы.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформировать цель урока используя опорные слова. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: выявление затруднений и корректировка знаний. Методы: наглядный; создание проблемной ситуации.
| - Кто может сформулировать главную цель сегодняшнего урока?
- Сегодня будем не только отрабатывать умение писать слова с безударными гласными в корне, но и постараемся использовать эту орфограмму в словах мини-сочинения. А тему определите сами. Она связана со словами из «Разминки для ума» и предстоящим праздником (Международный женский день). - Посовещайтесь в группах.
Учитель открывает доску, на которой оформлены фотопортреты мам. - Вот они самые красивые, самые чудесные наши мамы!
| -Будем учиться писать слова с безударными гласными в корне и подбирать проверочные слова.
Дети сообщают тему: «Любимой мамочки портрет» | ||||||||||||||||||
Беседа «Чудесный день 8ое марта»
| - Каждый год в начале марта женщины всей планеты отмечают прекрасный праздник. За красоту, доброту, понимание мы славим своих мам, бабушек, дарим им цветы. - В какое время года это бывает? - Весной все в природе оживает, обновляется. Многие писатели посвятили свои произведения этому времени года. Вот и у нас в учебнике есть рассказ на эту тему. с. 135, № 235 (1 абзац) - Проверю, видите ли вы в тексте слова с безударными гласными в корне. Задание: Найдите в предложениях 1 абзаца слова с безударными гласными в корне. Подберите проверочное. Итог: Я убедилась, что находить безударные гласные в словах и проверять вы научились, тогда смело приступаем к мини-сочинению.
|
Дети читают текст в учебнике, находят слова с безударными гласными в корне.
| ||||||||||||||||||
Физминутка (песенка мамонтенка)
|
| Под музыку дети выполняют движения | ||||||||||||||||||
Подготовительная работа к написанию сочинения.
| – Что главное в портрете? Аукцион «Используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения скажите, какие бывают глаза, волосы, улыбка…» - Какие части должны быть в сочинении? - Главная мысль вашего сочинения? Написание сочинения
|
| ||||||||||||||||||
Чтение сочинений. Анализ.
|
|
| ||||||||||||||||||
Домашнее задание | Составить рассказ или презентацию на тему «Самый лучший подарок для своей мамы?»
|
| ||||||||||||||||||
Итог. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать правильной оценке деятельности своей и класса Методы: словесный, наглядный.
|
-Какие слова с безударными гласными встретились?
|
|