Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме»
Цель урока: систематизировать знания детей о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках; рассмотреть случаи обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Задачи урока:
личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре и группе;
регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение;
- уценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
познавательные:
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- находить ответы на вопросы.
Учебник: Л.Ф. Климанова, Т. Е. Бабушкина «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2015
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
II. Постановка учебной задачи (открытие нового знания). Первичное закрепление.
1. - В начале урока мы должны узнать тему урока и определиль свои цели и задачи. Т.е. что мы узнаем и чему мы научимся.
- Я вам предлагаю самим догадаться какая тема сегодняшнего урока. Вы ее легко определите если включите свою память, т.к. мы это уже изучали в 1 классе.
- Итак, у меня в руках «условный знак», который поможет вам догадаться о чем мы будем говорить на уроке. (Это квадрат.) - А что он обозначает в русском языке? (согл.звук)
- Вспомним, на какие группы делятся согласные звуки?
- Итак о чем мы будем говорить? (О тв. и мяг. сог. зв.)
А как обозначаются звуки на письме?(буквами)
- Итак ,давайте все что мы сейчас сказали соединим и сформулируем тему урока:
« Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
- Давайте откроем учебник проверим и прочитаем совпала ли наша сформулированная тема с учебником.(стр.120)
- Это вам было знакомо? Значит мы будем с вами что делать на уроке? (повторять и закреплять) - Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные и применять полученные знания.) Что поможет нам в достижении цели?(Выполнение различных заданий.) 2. Минутка чистописания. - Какие буквы у меня написаны на доске?( Гласные.) Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика). - Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику. - Напишите по образцу буквы.
- Сколько всего гласных букв в русском языке? 10 Назовите их. Сколько звуков? 6 - Как вы думаете а зачем я их взяла? Ведь тема нашего урока- согласные звуки и буквы, какая у них связь? (они показывают какой согл. впереди) На какие группы их можно разделить? - Какие буквы показывают на мягкость предыдущего согласного звука?
- Какие буквы показывают на твердость предыдущего согласного звука?
- Какие гласные написаны на доске? Все ли гласные здесь? ( Нет.) - а, о, у, ы,… Какой не хватает? ( э) Допишите. - Что мы вспомнили? (Что гласные указывают какой впереди согласный.) - Давайте проверим по учебнику верно ли мы все вспомнили про гласные .(стр.121)
3. Словарная работа. На доске слова. - Что это за слова? Что у них общего?(непроверяемая безударная гласная)
- Запишите их правильно и распределив в два столбика. В 1-й напишите слова, в которых гласные буквы показывают на мягкость предыдущего согласного звука., а во 2-й- твердость предыдущего согласного звука . а)Народ , капуста, лопата. б) Деревня, извините, ветер, месяц,
- Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную. - Поменяйтесь тетрадями. Проверяем словарь. (один ученик у доски). Оцените себя с помощью знаков !, +, - Итак, что помогает нам определить какой согласный твердый, а какой мягкий? (стоящая за ним гласная) 4. - Все ли согласные подчиняются гласным? - Какие из них всегда твёрдые, а какие – всегда мягкие? На доске – опора: «Всегда твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц]» «Всегда мягкие согласные звуки [ч’], [щ̒], [й΄]» - Приведите примеры слов с этими звуками.(Жираф,шина,цирк,чашка,щука,майка)
Вывод. Их надо запомнить! Раз они не меняются то у них и нет пары по твердости-мягкости,т.е они непарные. Раз они не такие как все ,то и написание у них особенное. Вспомните какие правила связаны с их написанием с гласными. ( жи-ши, ча-ща, чу-щу) - Давайте закрепим эти знания. Запишем несколько слов с этими звуками и сделаем их тратскрипцию.
5. Работа по учебнику. Стр.122 упр.199 Списать ,подчеркнуть мягкие согласные зеленым цветом ,а твердые согласные-синим. (Взаимопроверка) На что вы опирались когда определяли какой звук? (Смотрели на гласную, произносили)
6. Закрепление. “Найди ошибки”. - Ребята наши гласные буквы решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)
На берозах стучят датлы. - Спишите это предложение без ошибок. Найдите в не основу.( Один ученик у доски)
III. Рефлексия. Итог урока
- Подведём итог нашей работы на уроке.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Как обозначается твёрдость согласных на письме?(гласными- а, о, у, ы, э )
- Как обозначается мягкость согласных на письме? (я, е, е, ю, и).
Все ли им подчиняются? А что еще может указывать на мягкость согласного? (Ь)
-Верно, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
- Сегодня на уроке мы выполняли разные задания. Что понравилось и особенно запомнилось? - Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные” .
-Мне тоже понравилась ваша работа на уроке. Всем спасибо за работу! Вы молодцы!