«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка во 2 классе по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Урок русского языка по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Урок разработан в рамках ФГОС.

Цель урока: создать условия для закрепления умения писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: «Буквосочетания жи - ши, ча – ща, чу – щу».

Цель:создать условия для закрепления умения писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу.

Задачи:

Предметные:

  • Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

Метапредметные:

  • Способствовать развитию речи учащихся, внимательности.

  • Способствовать расширению словарного запаса.

  • Способствовать развитию орфографической зоркости.

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков при работе.

  • Способствовать развитию малой моторики рук.

Личностные:

  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме.

Оборудование: учебник, тетради, письменные принадлежности, карточки для работы в паре и в группе.



ХОД УРОКА



  1. Орг. момент.

Мы сюда пришли учиться, СЛАЙД 2
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно! (УЧЕНИК)

  1. Минутка чистописания.

-Итак, ребята, начинаем трудиться и старательно открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Ребята, какая орфограмма в слове классная? (удвоенная согласная буква СС)

-Молодцы. Подберите однокоренные слова к слову классная. (класс)

-Молодцы.

Обратите внимание на слайд. В словах ПРИШЛИ, СЛУШАЕМ назовите шипящий звук. (Ш) СЛАЙД 3, 4

-Какие еще шипящие звуки вы знаете? (Ч, Ж, Ш, Щ) СЛАЙД 5

-Почему их так называют? (Потому что они шипят)

Назовите слова с этими звуками.

-Ребята, а давайте покажем, как жужжит пчела (ЖЖЖЖЖ)

-А как мы звуками показываем, что надо сидеть тихо? (ШШШ)

-Умнички.

-Сегодня к нам на урок пришли гости, а вот кто они вы узнаете, отгадав загадки.

-Слушаем внимательно и не выкрикиваем.

1.Эта буква как жучок

Растопырила шесть ног,

И, конечно, знаешь ты,

Что за ней не ходит «ы»! (Ж)СЛАЙД 6


-Молодцы, ребята, наш первый гость буква Ж.


2.Для шипенья хороша

В алфавите буква ... (Ш) СЛАЙД 7



3.Никого часы не ждут,

С громким тиканьем идут:

Тик-так! Тик-так!

Не обгонишь их никак.

Бьют часы на каланче,

Превращаясь в букву … (Ч) СЛАЙД 8

-Слушаем следующую загадку.

4.«Щетка», «Щука», «Щит», «Щавель»...

Что в них общего? Проверь.

И, конечно, вы узнали

Букву общую в начале.

Что за буква? Назови.

Хором дружно: раз, два, три! (Щ) СЛАЙД 9


-Молодцы, ребята.

-Так кто же наши сегодняшние гости? (Шипящие звуки, буквы Ж, Ш, Ч, Щ)СЛАЙД 10

-Верно, ребята.

-Ребята, а кто знает, почему они у нас разного цвета, в разных сарафанчиках? (Потому что Ж Ш всегда твердые, а Ч Щ –мягкие)

-А чем различаются буквы от звуков? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы слышим и говорим)

-Умнички мои. Скажите, а эти буквы мы можем писать или читать? (Читать)

-Почему? (Потому что они печатные)

-Верно, дети. А теперь давайте печатные буквы превратим в письменные.

2. Минутка чистописания.

ч щ(ПОКАЗ УЧИТЕЛЯ НА ДОСКЕ)

3. Актуализация знаний.

-Ребята, с какими гласными буквами мы можем записать эти буквы? (а, о, у, ы, э, ё, е)

-А с буквами я, ю можно? (Нет)

- А вот почему, мы узнаем, послушав сказку.

-Так почему же нельзя, писать эти буквы с я и ю. (Потому что эти гласные поссорились и появилось правило)

-Молодцы.

-Подумайте, ребята, а для чего к нам на урок пришли буквы Ж, Ш, Ч, Щ? (Мы будем работать с ними)

-Кто может сформулировать тему урока? (Буквосочетания жи ши ча ща чу щу) ТЕМА НА ДОСКЕ.

-Какую цель поставим на уроке? (Мы будем закреплять умения писать слова с жи ши ча ща чу щу)

-Правильно. Молодцы.

4. Работа по теме урока.

-Ребята, на партах у каждого есть карточки с гласными буквами. Сейчас будут появляться загадки, а наша задача прочитать и отгадать их. Как только вы отгадаете слово, вы должны поднять ту гласную букву, с которой пишется это слово.

1. Он пятнист, высок и строен,
Добродушен и спокоен.
Шею длинную имеет.
Лазать, прыгать не умеет.
Он относится к копытным.
Любит, чтоб обед был сытным.
У гиганта мирный нрав.
Как зовут его?(Жираф) СЛАЙД 11

-Умнички.

2. Пять пальцев, как у людей, но пальцы у нас без ногтей. (Перчатки) СЛАЙД 12

3. Ох прожорливая рыба,

Своенравна и строптива,

Тело словно как стрела,

И большая голова! (Щука) СЛАЙД 13


4.Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ежик) СЛАЙД 14


Над тобой, надо мной

Пролетел мешок с водой.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча) СЛАЙД 15


-Молодцы, ребята.

- Какое правило мы закрепляли, выполнив это задание? (Буквосочетания жи ши ча ща чу щу)

-Поднимите руку, кто допустил ошибку?

-Посмотрите на слайд. (НА СЛАЙДЕ СЛОВА ЖИРАФ, ПЕРЧАТКИ, ЩУКА, ЁЖИК)СЛАЙД 16

-А какие слова обозначают животных? (Жираф, щука, ёжик)

-Ребята, а где живут жирафы? СЛАЙД 17

ВЫХОДИТ РЕБЕНОК И РАССКАЗЫВАЕТ ИФОРМАЦИЮ. (1-2 минуты)

-А что знаете про ежей? ИНФО РЕБЕНОК. СЛАЙД 18

-Кто такая щука? ИНФО РЕБЕНОК. СЛАЙД 19

-Ребята, а героем какой сказки была щука?

-Молодцы, ребята.

Физминутка. СЛАЙД 20

-Ребята, сейчас будем работать в паре. Перед вами карточки со словами. Ваша задача распределить эти слова на 2 группы. СЛАЙД 21

-Давайте проверим. СЛАЙД 22

- По какому признаку их объединили в группы? (в первом столбике слова записаны в единственном числе, а во втором столбике во множественном)

Ёж ежи

Ковш ковши

Камыш камыши

Чиж чижи

Ландыш ландыши

-Какая орфограмма есть в словах второго столбика?

-С какой гласной буквы записаны слова?

-Умнички.

5. Игра «Орфографический мяч»

- Теперь поиграем в игру «Орфографический мяч». Послушайте внимательно условия игры. Я бросаю мяч и называю слово в единственном числе, вы возвращаете мяч мне и называете это же слово во множественном. Слова, которые вы будете называть, запоминайте.

• Лужа¸ стриж, мышь, крыша, нож, малыш, уж.

-Каким правилом будем пользоваться при написании этих слов? (Жи ши)

-Теперь, с заглавной буквы, запишите слова, которые вы запомнили во множественном числе.

-Проверяем. (Слайд) СЛАЙД 23

-Кто допустил ошибку в этих словах?

-Молодцы.

6. Работа по учебнику. СЛАЙД 24

Стр. 11 упр. 14.

-Теперь ребята, поработаем с учебником. Открыли учебники на странице 11. Упражнение 14. Прочитайте. Что нам нужно сделать?

-Проверяем. СЛАЙД 25

8. Работа в группе. Закрепление.

- Сейчас вы разделитесь на несколько групп. (5 групп)

1. Группа – собери слова. (Настя, Максим, Артём, Тая, Арина Б)

2. Группа – Составить памятку – правило. (Арина, Игорь, Афина, Кира)

3. Группа - Ребусы. (Вероника, Дима, Ясмина, Лёша, Илья)

4. Группа – найди ошибки. (Юля, Рауль, Костя, Виталий, Алиса)

5. Группа - Вставить нужное буквосочетания или собери предложение. ( Кристина, Рома, Даша, Никита)

ПРОВЕРКА*

-Молодцы, ребята.

10. Словарная работа. Работа в паре.

Ребята, сейчас вы будете работать в паре. На парте у вас есть конверты. Аккуратно откройте их. Ваша задача собрать пословицы.

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

РАЗОБРАТЬ КАЖДУЮ ПОСЛОВИЦУ. СЛАЙД 26

-Ребята, определите, количество букв и звуков в слове ДРУЗЬЯМИ? ( 8 букв, 8 звуков)

-Докажите. (ь знак не обозначает звука, а буква я после ь знака обозначает 2 звука й и а)

- А еще когда ? (В начале слова и после гласных)

- Ребята, подберите синоним к слову «друг». (Товарищ)

-Молодцы, это слово нужно запомнить. Как вы думаете, почему? (Это словарное слово)

-Какие слова мы называем словарными? (Слова, которые мы не можем проверить)

- Посмотрите на слайд. СЛАЙД 27

-Спишите внимательно это слово. Разделите на слоги, поставьте ударение. Подчеркните орфограмму.

-Давайте составим словосочетания со словом «товарищ», чтобы было связано с темой нашего урока.

-Например: купил для товарища, подарок товарищу, еду к товарищу.

-Подчеркните орфограммы.

-Теперь, давайте составим предложение с этим словом. (Ребята пошли в гости к товарищу)

-Подчеркните орфограмму.

-Подчеркните главные члены предложения.

РЕЗЕРВ КАРТОЧКИ СЛАЙД 28

ПРОВЕРКА СЛАЙД 29

11. Итог урока.

-Ребята, давайте вспомним,кто у нас был в гостях? (Буквы Ж Ш Ч Щ)

-Какова была тема урока?

-Какую цель ставили перед собой?

12. Рефлексия.

-Скажите дети, какое сейчас время года?

Какой праздник приближается?

-Я вам предлагаю украсить наш новогодний шарик. А вот чем мы будем украшать, вы узнаете, отгадав загадку.

- Послушайте внимательно. СЛАЙД 30

Эту звездочку ладошкой

Я легко поймаю,

Полюбуюсь – но немножко –

Очень быстро тает? (Снежинка)

-Ребята, у каждого из вас перед собой есть 3 снежинки зеленого, красного и желтого цветов.

-Если вам все было понятно на уроке, украсьте игрушку снежинкой голубого цвета, если было понятно, но все равно нужно немножко повторить, снежинкой желтого цвета, если вообще ничего не было понятно – снежинкой красного цвета.

13. Оценивание.

14. Дом. Задание.СЛАЙД 31

уч. с. 13 упр. 19 или уч. с. 14 упр. 22

-Молодцы, ребята. Спасибо за урок. СЛАЙД 32

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее