Тема: «Буквосочетания жи - ши, ча – ща, чу – щу».
Цель:создать условия для закрепления умения писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу.
Задачи:
Предметные:
Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
Метапредметные:
Способствовать развитию речи учащихся, внимательности.
Способствовать расширению словарного запаса.
Способствовать развитию орфографической зоркости.
Способствовать развитию коммуникативных навыков при работе.
Способствовать развитию малой моторики рук.
Личностные:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме.
Оборудование: учебник, тетради, письменные принадлежности, карточки для работы в паре и в группе.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Мы сюда пришли учиться, СЛАЙД 2
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно! (УЧЕНИК)
Минутка чистописания.
-Итак, ребята, начинаем трудиться и старательно открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Ребята, какая орфограмма в слове классная? (удвоенная согласная буква СС)
-Молодцы. Подберите однокоренные слова к слову классная. (класс)
-Молодцы.
Обратите внимание на слайд. В словах ПРИШЛИ, СЛУШАЕМ назовите шипящий звук. (Ш) СЛАЙД 3, 4
-Какие еще шипящие звуки вы знаете? (Ч, Ж, Ш, Щ) СЛАЙД 5
-Почему их так называют? (Потому что они шипят)
Назовите слова с этими звуками.
-Ребята, а давайте покажем, как жужжит пчела (ЖЖЖЖЖ)
-А как мы звуками показываем, что надо сидеть тихо? (ШШШ)
-Умнички.
-Сегодня к нам на урок пришли гости, а вот кто они вы узнаете, отгадав загадки.
-Слушаем внимательно и не выкрикиваем.
1.Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»! (Ж)СЛАЙД 6
-Молодцы, ребята, наш первый гость буква Ж.
2.Для шипенья хороша
В алфавите буква ... (Ш) СЛАЙД 7
3.Никого часы не ждут,
С громким тиканьем идут:
Тик-так! Тик-так!
Не обгонишь их никак.
Бьют часы на каланче,
Превращаясь в букву … (Ч) СЛАЙД 8
-Слушаем следующую загадку.
4.«Щетка», «Щука», «Щит», «Щавель»...
Что в них общего? Проверь.
И, конечно, вы узнали
Букву общую в начале.
Что за буква? Назови.
Хором дружно: раз, два, три! (Щ) СЛАЙД 9
-Молодцы, ребята.
-Так кто же наши сегодняшние гости? (Шипящие звуки, буквы Ж, Ш, Ч, Щ)СЛАЙД 10
-Верно, ребята.
-Ребята, а кто знает, почему они у нас разного цвета, в разных сарафанчиках? (Потому что Ж Ш всегда твердые, а Ч Щ –мягкие)
-А чем различаются буквы от звуков? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы слышим и говорим)
-Умнички мои. Скажите, а эти буквы мы можем писать или читать? (Читать)
-Почему? (Потому что они печатные)
-Верно, дети. А теперь давайте печатные буквы превратим в письменные.
2. Минутка чистописания.
ч щ(ПОКАЗ УЧИТЕЛЯ НА ДОСКЕ)
3. Актуализация знаний.
-Ребята, с какими гласными буквами мы можем записать эти буквы? (а, о, у, ы, э, ё, е)
-А с буквами я, ю можно? (Нет)
- А вот почему, мы узнаем, послушав сказку.
-Так почему же нельзя, писать эти буквы с я и ю. (Потому что эти гласные поссорились и появилось правило)
-Молодцы.
-Подумайте, ребята, а для чего к нам на урок пришли буквы Ж, Ш, Ч, Щ? (Мы будем работать с ними)
-Кто может сформулировать тему урока? (Буквосочетания жи ши ча ща чу щу) ТЕМА НА ДОСКЕ.
-Какую цель поставим на уроке? (Мы будем закреплять умения писать слова с жи ши ча ща чу щу)
-Правильно. Молодцы.
4. Работа по теме урока.
-Ребята, на партах у каждого есть карточки с гласными буквами. Сейчас будут появляться загадки, а наша задача прочитать и отгадать их. Как только вы отгадаете слово, вы должны поднять ту гласную букву, с которой пишется это слово.
1. Он пятнист, высок и строен,
Добродушен и спокоен.
Шею длинную имеет.
Лазать, прыгать не умеет.
Он относится к копытным.
Любит, чтоб обед был сытным.
У гиганта мирный нрав.
Как зовут его?(Жираф) СЛАЙД 11
-Умнички.
2. Пять пальцев, как у людей, но пальцы у нас без ногтей. (Перчатки) СЛАЙД 12
3. Ох прожорливая рыба,
Своенравна и строптива,
Тело словно как стрела,
И большая голова! (Щука) СЛАЙД 13
4.Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ежик) СЛАЙД 14
Над тобой, надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча) СЛАЙД 15
-Молодцы, ребята.
- Какое правило мы закрепляли, выполнив это задание? (Буквосочетания жи ши ча ща чу щу)
-Поднимите руку, кто допустил ошибку?
-Посмотрите на слайд. (НА СЛАЙДЕ СЛОВА ЖИРАФ, ПЕРЧАТКИ, ЩУКА, ЁЖИК)СЛАЙД 16
-А какие слова обозначают животных? (Жираф, щука, ёжик)
-Ребята, а где живут жирафы? СЛАЙД 17
ВЫХОДИТ РЕБЕНОК И РАССКАЗЫВАЕТ ИФОРМАЦИЮ. (1-2 минуты)
-А что знаете про ежей? ИНФО РЕБЕНОК. СЛАЙД 18
-Кто такая щука? ИНФО РЕБЕНОК. СЛАЙД 19
-Ребята, а героем какой сказки была щука?
-Молодцы, ребята.
Физминутка. СЛАЙД 20
-Ребята, сейчас будем работать в паре. Перед вами карточки со словами. Ваша задача распределить эти слова на 2 группы. СЛАЙД 21
-Давайте проверим. СЛАЙД 22
- По какому признаку их объединили в группы? (в первом столбике слова записаны в единственном числе, а во втором столбике во множественном)
Ёж ежи
Ковш ковши
Камыш камыши
Чиж чижи
Ландыш ландыши
-Какая орфограмма есть в словах второго столбика?
-С какой гласной буквы записаны слова?
-Умнички.
5. Игра «Орфографический мяч»
- Теперь поиграем в игру «Орфографический мяч». Послушайте внимательно условия игры. Я бросаю мяч и называю слово в единственном числе, вы возвращаете мяч мне и называете это же слово во множественном. Слова, которые вы будете называть, запоминайте.
• Лужа¸ стриж, мышь, крыша, нож, малыш, уж.
-Каким правилом будем пользоваться при написании этих слов? (Жи ши)
-Теперь, с заглавной буквы, запишите слова, которые вы запомнили во множественном числе.
-Проверяем. (Слайд) СЛАЙД 23
-Кто допустил ошибку в этих словах?
-Молодцы.
6. Работа по учебнику. СЛАЙД 24
Стр. 11 упр. 14.
-Теперь ребята, поработаем с учебником. Открыли учебники на странице 11. Упражнение 14. Прочитайте. Что нам нужно сделать?
-Проверяем. СЛАЙД 25
8. Работа в группе. Закрепление.
- Сейчас вы разделитесь на несколько групп. (5 групп)
1. Группа – собери слова. (Настя, Максим, Артём, Тая, Арина Б)
2. Группа – Составить памятку – правило. (Арина, Игорь, Афина, Кира)
3. Группа - Ребусы. (Вероника, Дима, Ясмина, Лёша, Илья)
4. Группа – найди ошибки. (Юля, Рауль, Костя, Виталий, Алиса)
5. Группа - Вставить нужное буквосочетания или собери предложение. ( Кристина, Рома, Даша, Никита)
ПРОВЕРКА*
-Молодцы, ребята.
10. Словарная работа. Работа в паре.
Ребята, сейчас вы будете работать в паре. На парте у вас есть конверты. Аккуратно откройте их. Ваша задача собрать пословицы.
Старый друг лучше новых двух.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
РАЗОБРАТЬ КАЖДУЮ ПОСЛОВИЦУ. СЛАЙД 26
-Ребята, определите, количество букв и звуков в слове ДРУЗЬЯМИ? ( 8 букв, 8 звуков)
-Докажите. (ь знак не обозначает звука, а буква я после ь знака обозначает 2 звука й и а)
- А еще когда ? (В начале слова и после гласных)
- Ребята, подберите синоним к слову «друг». (Товарищ)
-Молодцы, это слово нужно запомнить. Как вы думаете, почему? (Это словарное слово)
-Какие слова мы называем словарными? (Слова, которые мы не можем проверить)
- Посмотрите на слайд. СЛАЙД 27
-Спишите внимательно это слово. Разделите на слоги, поставьте ударение. Подчеркните орфограмму.
-Давайте составим словосочетания со словом «товарищ», чтобы было связано с темой нашего урока.
-Например: купил для товарища, подарок товарищу, еду к товарищу.
-Подчеркните орфограммы.
-Теперь, давайте составим предложение с этим словом. (Ребята пошли в гости к товарищу)
-Подчеркните орфограмму.
-Подчеркните главные члены предложения.
РЕЗЕРВ КАРТОЧКИ СЛАЙД 28
ПРОВЕРКА СЛАЙД 29
11. Итог урока.
-Ребята, давайте вспомним,кто у нас был в гостях? (Буквы Ж Ш Ч Щ)
-Какова была тема урока?
-Какую цель ставили перед собой?
12. Рефлексия.
-Скажите дети, какое сейчас время года?
Какой праздник приближается?
-Я вам предлагаю украсить наш новогодний шарик. А вот чем мы будем украшать, вы узнаете, отгадав загадку.
- Послушайте внимательно. СЛАЙД 30
Эту звездочку ладошкой
Я легко поймаю,
Полюбуюсь – но немножко –
Очень быстро тает? (Снежинка)
-Ребята, у каждого из вас перед собой есть 3 снежинки зеленого, красного и желтого цветов.
-Если вам все было понятно на уроке, украсьте игрушку снежинкой голубого цвета, если было понятно, но все равно нужно немножко повторить, снежинкой желтого цвета, если вообще ничего не было понятно – снежинкой красного цвета.
13. Оценивание.
14. Дом. Задание.СЛАЙД 31
уч. с. 13 упр. 19 или уч. с. 14 упр. 22
-Молодцы, ребята. Спасибо за урок. СЛАЙД 32