Урок № 134 русского языка учитель Гаврилишина С.Н.
Дата: 02.04.2021г.
Класс: 4-Б
Тема: Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными учащимися в сочинении.
Цель: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о глаголе.
Задачи.
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе; развивать умения употреблять глаголы в речи.
Развивающие: развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы; развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие).
Воспитательные: повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений; воспитывать любовь к родному языку; воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.
Планируемые результаты урока.
Универсальные учебные действия.
Личностные: развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, сформированность учебных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действия.
Метапредметные:
Познавательные: структурирование знаний, понимание места «Глагола» в системе частей речи русского языка, понимание общих признаков глагола, синтез целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, планирование работы в группе, контролирование затраченного времени на задание, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника, учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Предметные: уметь работать с литературой (словари, хрестоматия, учебник), уметь мыслить, рассуждать, делать выводы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний,
Оборудование:
1.Толковый словарь С.И. Ожегова.
2. Учебник, распечатка рабочей тетради, карточки с заданиями 3.Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания (фронтально)
2.Общая оценка написанных сочинений.
3. Коллективная работа по выявлению и исправлению ошибок.
- как вы оценили результат своей работы?
- над чем еще надо поработать?
4. Словарная работа.
Вы любите отгадывать загадки?
Запишите отгадки в тетради, выделяя орфограмму.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
Раз — копаю. Два — копаю.
Когда в землю вхожу,
Становлюсь острее,
А без дела полежу —
Быстро заржавею. (Лопата)
Что за чудо — синий дом!
Ребятишек много в нём,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус)
Виден край,
Да не дойдёшь. (Горизонт)
Рос на ветке сундучок.
Сундучок не простой,
Сундучок костяной. (Орех)
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене —
Найдётся сразу дело мне. (Лестница)
- Что мы повторили в словарном диктанте?
III. Самоопределение к деятельности
По первым буквам слов-отгадок составьте слово и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Совершенно верно, это часть речи – глагол. Эпиграф:
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех,
Читать, писать, играть – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех.
На уроках русского языка мы много говорили об этой части речи, многому научились.
— Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Обобщению изученного по теме «Глагол».)
— Для чего это необходимо? Ответы детей.
Послушайте, что сказал известный русский писатель А.Н. Толстой о значении этой части речи: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»
IV. Работа по теме урока Работа по презентации.
- Для начала вспомним все, что мы знаем о глаголе как о части речи. А поможет нам презентация.
-Внимание на экран.
Задание 1.Прочитайте стихотворение А.Кушнера.
Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись,
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались,
Нас, конечно, разнимали,
Мы, конечно, упирались.
2. Найдите слова, которые обозначают действие. Запишите их в тетрадь. (Слайд 3)
ПРОВЕРКА (слайд 4)
4..Назовите те вопросы, на которые отвечает глагол.(Слайд 5)
Проверим ( Слайд 6)
5.Рассмотрите картинку внимательно.
О каком признаке глагола идет речь? (Слайд 7)
(Слайд 8) ( о времени)
6.Прочитай предложения. Укажите время глаголов. .(Слайд 9)
Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.
Проверим. (Слайд 10)
7.( Разгадай загадку. Какие признаки имеют глаголы? Слайд 11-12)
8Спишите глаголы, распределяя их по столбикам:
глаголы 1 лица, глаголы 2 лица и глаголы 3 лица. Укажите число. .(Слайд 13).
(Слайд 14) Взаимопроверка.
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо |
Читаю, любуюсь, смеемся, бежим, смотрю | Радуешься, рисуете, шьешь | Пишет, расцветет, спят, учится , любит |
9. Каким признаком обладают глаголы прошедшего времени? (Слайд 15-16)
10.Подберите к картинкам подходящие по смыслу глаголы, поставьте их в прошедшее время, укажите род. (Слайд 17)
11.Определи, каким членом предложения является глагол? .(Слайд 18).
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ф. Тютчев
(Слайд 19) Проверим.
(Слайд 20.Вывод. (дети делают сами).
- Что называется спряжением глагола?
-Какая часть слова меняется при спряжении глаголов по лицам и числам?
-Что значит поставить глагол в начальную форму?
- На какой вопрос отвечают глаголы в начальной форме?
- Что вы можете сказать об окончаниях глаголов во 2 лице единственного числа?
V. Физкультминутка
V Продолжение работы по теме..
. Коллективная работа.
- Устно измените глагол разрешать по лицам и числам. Другими словами проспрягайте.
Творческий диктант.
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам. |
- Придумайте сами задания к тексту.
- Какие это могут быть задания?
– Можно выполнить синтаксический разбор предложений.
– Я предлагаю выделить орфограммы.
– Интересно, думаю, будет поработать с глаголами.
– Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых.
– Можно, например, придумать продолжение рассказа.
VII. Рефлексия
Игра «Кто самый умный?» Блиц-турнир.
– Определите время глагола позвал.
– Определите лицо и число глагола расцветают.
– Каким членом предложения чаще всего является глагол?
– Определите форму глагола открывать.
– Какой формообразующий суффикс есть у глагола прыгал?
– Определите лицо глагола согреваешь.
– Определите число и род глагола перекрыла.
– Определите время глагола выскочит.
— Оцените свою работу на уроке с помощью смайликом
— Достиг ли ты на уроке поставленной цели?
— Испытывал ли на уроке трудности в достижении цели в повторении материала?
VIII. Подведение итогов урока
— За что вы можете себя похвалить сегодня?
— Что интересного расскажите родителям?
Выставление оценок за работу на уроке.
IX. Домашнее задание
Повторить все правила по «Глаголу»;
Работа на платформе учи.ру
7