«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 3 классе Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.

Тема: Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.

Цель урока:

> познакомить детей с правилом написания разделительного ъ и повторить правило написания разделительного ь; учить правильно произносить и писать слова с разделительными ъ и ь,

> развивать орфографическую зоркость, орфографические умения и навыки, связную речь учащихся, речевую компетентность, логическое мышление, умения и навыки самоконтроля и самооценки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

> воспитывать общекультурную компетентность учащихся, прививать интерес к традициям своего народа.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 3 классе


Тема: Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.

Цель урока:


познакомить детей с правилом написания разделительного ъ и повторить правило написания разделительного ь; учить правильно произносить и писать слова с разделительными ъ и ь,

развивать орфографическую зоркость, орфографические умения и навыки, связную речь учащихся, речевую компетентность, логическое мышление, умения и навыки самоконтроля и самооценки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитывать общекультурную компетентность учащихся, прививать интерес к традициям своего народа.


Тип урока: урок усвоения новых знаний


Оборудование: карточки – инструкции для групповой работы, кубик, микрофон, репродукция картины Кустодиева « Масленица», сигнальные карточки, учебник русского языка для 3 класса ( 1 часть) , автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий


І. Организация учеников к уроку


В добрый день!

В добрый час.

Рада видеть всех я вас.

Здоровья, счастья, радости желаю

И свой урок я начинаю.

А урок сегодня – урок русского языка.


-Работать на уроке мы будем под девизом:

Хорошо того учить, кто хочет мудрым быть.

- А вы хотите много знать и грамотно писать?

Так настроимся на урок и проговорим слова аутотренинга:

Я – ученик (ученица).

Я хожу в школу.

Меня учат учиться.

Я все понимаю.

Я хочу все знать.


ІІ. Создание эмоционального фона

(Загадка о зиме)

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня…(зима).


- О каком времени года речь?

- За что вы любите зиму?

- Какие зимние праздники вы знаете?

- Какой праздник заканчивает зиму? (Масленица)


Сказка о Масленице:

Жили Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. А Масленица была добрая. В конце февраля люди с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что, как только придет Масленица, все проводят Зиму и будут встречать Весну.

Но Зима задумала все царство превратить в ледяное королевство. Приказала она слугам занести снегом все дороги. И задул ветер, разыгралась вьюга.

- Чтобы пришла Масленица и Весна настала, нам нужно хорошо потрудиться и выполнить ряд заданий.

- И каждое успешно выполненное задание приближает нас к встрече с Масленицей.


ІІІ. Актуализация опорных знаний


1. Метод «Кубование».

- Первая преграда на пути.

- Вспомним все, что знаем о составе слова (на гранях куба написаны указания):

  • Назовите части слова.

  • Что такое корень?

  • Что такое приставка?

  • Что такое суффикс?

  • Правописание приставок пре-, при-;

- На последней грани куба интересный вопрос «Названия каких знаков (букв) алфавита состоят из двух слов?» (Мягкий и твердый знаки).

2.Каллиграфическая минутка.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Прописываем ъ и ь знаки.

- Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем. (Наклон, ширину элементов букв, высоту букв, ширину соединений между буквами).


ІV. Сообщение темы, цели и задач урока

- Тема нашего урока «Правописание разделительных твердого и мягкого знаков».


1.Метод «Микрофон».

- Что вы ожидаете от урока?

- Продолжите предложение «Сегодня урок научит меня…».

- Действительно, на уроке мы научимся правильно писать слова с твердым и мягким разделительными знаками и познакомимся с народным праздником – МАСЛЕНИЦА.


V. Мотивация учебной деятельности


- Масленицу праздновали целую неделю. Каждый день имел свое название и особенности.

- Итак, ПОНЕДЕЛЬНИК – встреча.

- Замените, одним словом:


  • Сильная метель – (вьюга);

  • Чувство радости – (веселье);

  • 7-й день недели, день отдыха – (воскресенье);

  • Клочья, пушистые комья снега – (хлопья);

  • Спустились с чего-то – (съехали);

  • Извещение о чем-то – (объявление);

  • Приблизиться, передвигаясь, на чем-либо – (подъехать).


- С какими знаками напишите эти слова? Подумайте!

- Вместе попробуем решить эту проблему, проведем небольшое исследование.


VІ. Первичное восприятие и осознание нового материала


Работа в группах.


  • Повторение правил работы в группе.

  • Выбор спикера, секретаря, секунданта.

- Получите карточки- инструкции и сформулируйте правила написания твердого и мягкого разделительных знаков.

Карточка 1 (ь):

  1. Прочитайте слова.

  2. Разберите по составу.

  3. В какой части слова пишется мягкий знак?

  4. Подчеркните букву, обозначающую согласный звук перед мягким знаком.

  5. Определите, какой это звук: твердый или мягкий?

  6. Подчеркните гласный после мягкого знака.

  7. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?

Слова:

здоровье, вьюга, семья, ручьи, белье

Сформулируйте правило правописания слов с разделительным мягким знаком. Составьте схему-помощницу.

















Карточка 2 (ъ):

  1. Прочитайте слова.

  2. Разберите по составу .

  3. Подчеркните букву перед разделительным твердым знаком.

  4. Определите, какой это звук: твердый или мягкий?

  5. Подчеркните гласные, перед какими пишется разделительный твердый знак

Слова:

отъезд, подъем, объявить

Сформулируйте правило правописания слов с разделительным твердым знаком. Составьте схему-помощницу.













  • Презентация работы групп.


ВЫВОД:

Разделительный ь пишется в корне слова, разделительный твердый – между приставкой и корнем.

- Что общего у разделительных ь и ъ? (не допускают слияния гласного и согласного).

-Почему ь и ъ называются разделительными?

- Сравните наш вывод с правилом (выводом) в учебнике, используя систему обозначений:

Я это знаю +

Я этого не знал –

- О чем мы не сказали?

VІІ. Первичное закрепление изученного материала


1.Упражнение 381 (устно), составьте звуковую схему слов чьи, объявить.

2.Фронтальная работа с сигнальными карточками.

- Возвращаемся к нашей проблеме. Теперь мы смело можем дать ответ на вопрос «Какой знак писать в этих словах?»

- Итак, следующий день – ВТОРНИК – заигрыш.

-Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли друг друга, пели песни, шутили.


Физкультминутка

Я пеку, пеку блинок.

(Ладони вместе, наклоны туловища).

Из печи – да в роток.

(Наклоны туловища вперед.)

Здравствуй, масленица!

(Русский поклон).

Ты нам нравишься!

(Руки в стороны).

Ты затейница, рукодельница!

(Поворот туловища влево, вправо, руки на поясе.)


3.Работа по вариантам (дифференциация)




І вариант

Найди и исправь ошибки

Масленица гуляется ,начиная с понедельника и заканчивая воскресенем.Мир веселъя раскрывался в эти дни.Обявлялись конкурсы.Не обходилось гулянье без выступления циркачей.

ІІ вариант

Упражнение 383, стр.26



4.Работа в парах. Работа с пословицами.


СРЕДА – лакомка. В среду собирали родственников, накрывали столы с вкусным угощением, пекли блины. Чтобы прийти в гости, запасались пословицами и поговорками. Вот вам, гости дорогие, угощение – блинчики с пылу, жару.

- Составьте пословицу, соединив ее части, вставьте пропущенную орфограмму.


Масленица об..едуха,   а Масленица.

 Отдадим почтен..е деньгами приберуха.

Не жит..е, на сырное воскресен..е.

VIII.Обобщение и систематизация знаний


3) Дистанционный диктант.

ЧЕТВЕРГ – разгуляй. В этот день ребята бегали по деревне и собирали лапти, с особым азартом катались с гор.

ДИКТАНТ

На масленицу собирались сем..ями и об..едались блинами. Вкусны были блины и олад..и. В воскресен..е просили прощения друг у друга, ведь встретить весну необходимо с чистой совест..ю.


4) Творческое задание. Развитие речи. Составление текста по картине.

ПЯТНИЦА, СУББОТА. В эти дни было больше всего развлечений: строили снежные городки, катались с горы на санках.

Кустодиев «Масленица»

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы.

Народные гулян.я, смех и весел.е, Мар.я и Дем.ян, ком.я снега, с.езжает с горы.

- Составьте текст по картине, используя данные словосочетания.

ІХ. Итог ( рефлексия)


ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое

Быстро наступает,

Облегчает душу.

- Ни один человек, собственными глазами увидевший, что такое Русская масленица, не останется равнодушным к этому поистине грандиозному празднику.

1.Составление ассоциативного куста.

- Предлагаю создать ассоциативный куст.

веселье

друзья объеденье


МАСЛЕНИЦА

подъем комья


вьюга съёжился

2.Метод «Микрофон».

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

-Действительно, хорошо того учить, кто хочет мудрым быть. Поаплодируем себе за хорошую работу.


- Продолжите предложения

Теперь я знаю…

Теперь я умею.

- Мы выполнили все задания, поэтому Масленица придет к нам в назначенный час, значит, скоро настанет ВЕСНА.

3.«Алфавитный суп».

-Придумать итоговое предложение к уроку, которое начиналось бы с данной буквы буквы.

X.Домашнее задание

1.Выучить правило на с.135; выполнить упражнение 248 на с. 135

2.Составить кроссворд со словами, в которых есть разделительный ъ и ь знаки.

3.Подобрать пословицы о масленице.

10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее