Урок русского языка в 3 классе на тему:
«Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»
Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных
Задачи урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;
учить сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксе.
Развивающая:
способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная:
способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2009;
рабочая тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2009;
рабочая тетрадь;
ИКТ
карточки с заданиями для работы в группах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование компетенции | Комментарий | |||
Мотивация к деятельности | ||||||
(Слайд 2) - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дети, надеюсь, что у вас замечательное настроение и достаточный багаж знаний и умений для открытия нового. - Проверьте, всё ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. (Слайд3) Велик и прекрасен, русский язык! - Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну великого русского языка. | Приветствие учителя.
|
| Эмоциональный настрой | |||
Словарная работа | ||||||
Ребята, сейчас вы будете отгадывать загадки и записывать отгадки, объясняя орфограммы в словах. (Слайд 4) Великан стоит в порту, "Заходите в гости к нам!" (Слайд 5) Открытку я в конверт вложу, (Слайд 6) Гребешок аленький, ( Слайд 7) И для дома, и для дачи (Слайд 8) Подготовим место, Раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь пирог… (Слайд 9) Всегда он в работе, Что вы знаете о слове «язык»? (Слайд 10) Неизвестно, где живёт. (Слайд 11) Суши маленький кусочек, – (Слайд 12) Полетим мы, словно птицы, К морю, к югу, за границу. Чемодан и саквояж – Это наш с тобой … (Слайд 13) | Дети записывают слова, объясняя орфограммы. Маяк! Адрес! Петух! Молоток! Пирог! Язык! Это слово многозначное: Орган вкуса; Средство общения. Ветер! Остров! Багаж!
| Учебно-познавтельная | Фронтальная работа | |||
Актуализация знаний | ||||||
- Ребята, назовите последний звук слова «багаж». Дайте его характеристику. Сколько всего шипящих звуков в русском языке? - Назовите их. - Назовите все слова-отгадки, одним словом. - Докажите. - Давайте ещё раз скажем, что же такое имя существительное. - Какое из этих слов лишнее? - Почему? - Докажите, что в этом слове есть суффикс –ок- - Что же такое суффикс? | [ш] 4! [ж] [х] [ч’] [щ’] Это существительные. Что? Маяк. Что? Адрес. Кто? Петух. Т.д. Все слова обозначают предмет. (Дети отвечают) Молоток. В слове «молоток» есть суффикс -ок-, в остальных нет. (дети разбирают слово по составу и уточняют, что слово молоток образовалось от слова молот). Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. | Учебно-познавательная |
| |||
Выявление места и причины затруднения | ||||||
- Образуйте при помощи суффикса -ок- или -ёк- однокоренное слово от слова «язык» и запишите его. - Какое слово образовали? - Какой звук слышим в суффиксе? - После какого согласного слышим звук [о]? - Вызывает ли у вас затруднение написание этого слова? - Кто написал с буквой «о»? - Кто написал с буквой «ё»? - Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав? - Вы догадались, какая тема урока? (Слайд 14) - Верно, мы постараемся определить: правописание суффикса в именах существительных после шипящих. | (Дети записывают: язык-язычок, язык-язычёк). [о] После шипящего [ч’] (Дети поднимают руки) (Дети поднимают руки) Нет, не изучали данной темы, поэтому не знаем правила. Обозначение звука [о] после шипящих в суффиксе -ок- или -ёк-
|
|
Побуждабщий диалог
Проблемная ситуация
Постановка темы Целеполагание | |||
Построение проекта выхода из затруднения | ||||||
- Я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой, вы попытаетесь вывести правило написания суффикса -ок- или -ёк- (Учитель раздаёт карточки со словами: башмачок, бычок, снежок, каблучок, волчок, ветерок, адресок и предлагает составить план выхода из затруднительной ситуации, расставив шаги собственных действий в нужном порядке).
| Дети составляют план: Разберите слова по составу. Поставьте ударение. Выясните, на какую часть слова падает ударение. Понаблюдайте над последним звуком корня и ударным гласным. Сделайте вывод. После составления плана дети наблюдают за данными словами, и делаю выводы.
|
Информационная
Коммуникативная |
Работа в группах
Наблюдение
| |||
Поиск и решение учебной проблемы | ||||||
- Какие особенности суффикса вам удалось заметить? - Все ли слова испытывают затруднения? - Назовите слова, которые могут вызывать у вас затруднение при написании. - Почему они вызывают затруднение? - Какую букву нужно писать после шипящего? - Какой вывод вы сделали? Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике. - Так как правильно звучит тема урока? - Молодцы! А теперь вернёмся к слову «язычок» и исправим ошибки. | Всегда под ударением. Нет. Волчок, снежок, бычок, каблучок. В них суффикс стоит после шипящего. Букву О! Суффикс –ок- всегда стоит под ударением, звук [о] в суффиксе –ок- обозначается буквой «о». (Читают правило). Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных (слайд12). (Исправляют ошибки в слове» язычок»).
|
Выводят правило
Уточнение темы урока | ||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | ||||||
- От данных слов образуйте и запишите слова с суффиксом –ок-, которые бы называли маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]. - Запишите самостоятельно 3-4 слова (по выбору) -А теперь составьте и запишите слова, используя суффиксы –ек-, -ок-. Разберите по составу получившиеся слова. -Давайте проверим: какие получились слова? -Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы. -Что произошло при добавлении к этим словам суффикса –ек-? -Прочитайте правило в учебнике | Подсказка: башмак + -ок- = башмачок (башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык) Самостоятельно выполняют. Взаимопроверка в парах. Сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег. Проверяют. -Это слова блинок, дружок -В суффиксе –ок- произошло чередование к/ч. Читают правило.
| Учебно-познавательная Компетенция личного самосовершенствования
Коммуникативная
Учебно-познавательная | Работа у доски (5слов)
Взаимоконтроль
Оценивание Частично-поисковый метод Выводят правило | |||
Включение в систему знаний | ||||||
- А сейчас вы выполните трудное задание (упр.4). - А теперь проверим работу, пользуясь доской (слайд 15). | (Дети выполняют). |
| Самопроверка | |||
Рефлексия | ||||||
( Слайд 16) - Сейчас закончите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на доске: сегодня на уроке я узнал… я научился… я затруднялся… для меня было открытием то, что… мне показалось важным… - Запишите домашнее задание: упражнение №6 в учебнике. (Слайд 17) - Спасибо за урок! | (Дети заканчивают предложения) (Записывают задание). |
| Фронтальная работа Домашнее задание |
3