«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

  • познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;
  • учить сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксе.

Развивающая:

  • способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Урок русского языка в 3 классе на тему:

«Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»



Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных


Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных


Задачи урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;

  • учить сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксе.

Развивающая:

  • способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2009;

  • рабочая тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2009;

  • рабочая тетрадь;

  • ИКТ

  • карточки с заданиями для работы в группах.





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

компетенции

Комментарий

Мотивация к деятельности

(Слайд 2)

- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дети, надеюсь, что у вас замечательное настроение и достаточный багаж знаний и умений для открытия нового.

- Проверьте, всё ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

(Слайд3)

Велик и прекрасен, русский язык!
К нему, как и все, я с детства привык!
Мы чувства и мысли свои выражаем.
И с помощью слова других понимаем.

- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну великого русского языка.

Приветствие учителя.












Эмоциональный настрой

Словарная работа

Ребята, сейчас вы будете отгадывать загадки и записывать отгадки, объясняя орфограммы в словах.

(Слайд 4)

  1. Великан стоит в порту,
    Освещая темноту,
    И сигналит кораблям:

"Заходите в гости к нам!"

(Слайд 5)

  1. Открытку я в конверт вложу, 
    А что же сверху напишу?
     
    Здесь нужно точно указать,
     
    Куда письмо то доставлять!

(Слайд 6)

  1. Гребешок аленький,
    Кафтанчик рябенький,
    Двойная бородка,
    Важная походка,
    Раньше всех встаёт,
    Голосисто поёт.

( Слайд 7)

  1. И для дома, и для дачи
    Пригодится инструмент.
    Он в хозяйстве много значит -
    Каждый скажет вам в ответ.

(Слайд 8)

  1. Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь пирог…

(Слайд 9)

  1. Всегда он в работе,
    Когда говорим,
    А отдыхает,
    Когда мы молчим.


Что вы знаете о слове «язык»?




(Слайд 10)

  1. Неизвестно, где живёт.
    Налетит - деревья гнёт.
    Засвистит - по речке дрожь.
    Озорник, а не уймёшь.

(Слайд 11)

  1. Суши маленький кусочек, 
    Но бывает иногда
    Он большим, и даже очень,
     
    А вокруг всегда вода.

(Слайд 12)

  1. Полетим мы, словно птицы,

К морю, к югу, за границу.

Чемодан и саквояж –

Это наш с тобой …


(Слайд 13)



Дети записывают слова, объясняя орфограммы.


Маяк!





Адрес!






Петух!







Молоток!





Пирог!







Язык!


Это слово многозначное:

  • Орган вкуса;

  • Средство общения.


Ветер!







Остров!





Багаж!





Учебно-познавтельная

Фронтальная работа

Актуализация знаний

- Ребята, назовите последний звук слова «багаж». Дайте его характеристику. Сколько всего

шипящих звуков в русском языке?

- Назовите их.

- Назовите все слова-отгадки, одним словом.

- Докажите.




- Давайте ещё раз скажем, что же такое имя существительное.

- Какое из этих слов лишнее?

- Почему?


- Докажите, что в этом слове есть суффикс –ок-




- Что же такое суффикс?

[ш]


4!

[ж] [х] [ч’] [щ’]

Это существительные.

  • Что? Маяк.

  • Что? Адрес.

  • Кто? Петух. Т.д.

Все слова обозначают предмет.


(Дети отвечают)

Молоток.

В слове «молоток» есть суффикс

-ок-, в остальных нет.

(дети разбирают слово по составу и уточняют, что слово молоток образовалось от слова молот).

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Учебно-познавательная


Выявление места и причины затруднения

- Образуйте при помощи суффикса -ок- или -ёк- однокоренное слово от слова «язык» и запишите его.

- Какое слово образовали?



- Какой звук слышим в суффиксе?

- После какого согласного слышим звук [о]?

- Вызывает ли у вас затруднение написание этого слова?

- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «ё»?

- Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав?


- Вы догадались, какая тема урока?


(Слайд 14)

- Верно, мы постараемся определить: правописание суффикса в именах существительных после шипящих.




(Дети записывают: язык-язычок, язык-язычёк).


[о]

После шипящего [ч’]



(Дети поднимают руки)

(Дети поднимают руки)

Нет, не изучали данной темы, поэтому не знаем правила.

Обозначение звука [о] после шипящих в суффиксе

-ок- или -ёк-






Побуждабщий диалог







Проблемная ситуация






Постановка темы Целеполагание

Построение проекта выхода из затруднения

- Я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой, вы попытаетесь вывести правило написания суффикса -ок- или -ёк-

(Учитель раздаёт карточки со словами: башмачок, бычок, снежок, каблучок, волчок, ветерок, адресок и предлагает составить план выхода из затруднительной ситуации, расставив шаги собственных действий в нужном порядке).



















Дети составляют план:

  1. Разберите слова по составу.

  2. Поставьте ударение.

  3. Выясните, на какую часть слова падает ударение.

  4. Понаблюдайте над последним звуком корня и ударным гласным.

  5. Сделайте вывод.

После составления плана дети наблюдают за данными словами, и делаю выводы.



Информационная








Коммуникативная









Работа в группах




Наблюдение



Поиск и решение учебной проблемы

- Какие особенности суффикса вам удалось заметить?

- Все ли слова испытывают затруднения?

- Назовите слова, которые могут вызывать у вас затруднение при написании.

- Почему они вызывают затруднение?

- Какую букву нужно писать после шипящего?

- Какой вывод вы сделали?



Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике.

- Так как правильно звучит тема урока?

- Молодцы! А теперь вернёмся к слову «язычок» и исправим ошибки.

Всегда под ударением.


Нет.

Волчок, снежок, бычок, каблучок.


В них суффикс стоит после шипящего.

Букву О!

Суффикс –ок- всегда стоит под ударением, звук [о] в суффиксе –ок- обозначается буквой «о».

(Читают правило).


Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных (слайд12).

(Исправляют ошибки в слове» язычок»).











Выводят правило



Уточнение темы урока

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- От данных слов образуйте и запишите слова

с суффиксом –ок-, которые бы называли

маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж], [к] // [ч].



- Запишите самостоятельно 3-4 слова (по выбору)







-А теперь составьте и запишите слова, используя суффиксы –ек-, -ок-. Разберите по составу получившиеся слова.

-Давайте проверим: какие получились слова?

-Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы.

-Что произошло при добавлении к этим словам суффикса –ек-?

-Прочитайте правило в учебнике

Подсказка: башмак + -ок- = башмачок


(башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык)


Самостоятельно выполняют.





Взаимопроверка в парах.


Сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.


Проверяют.


-Это слова блинок, дружок

-В суффиксе –ок- произошло чередование к/ч.

Читают правило.


Учебно-познавательная




Компетенция личного самосовершенствования







Коммуникативная





Учебно-познавательная


Работа у доски (5слов)









Взаимоконтроль


Оценивание












Частично-поисковый метод

Выводят правило

Включение в систему знаний

- А сейчас вы выполните трудное задание (упр.4).

- А теперь проверим работу, пользуясь доской (слайд 15).

(Дети выполняют).


Самопроверка

Рефлексия

( Слайд 16)

- Сейчас закончите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на доске: сегодня на уроке

  • я узнал…

  • я научился…

  • я затруднялся…

  • для меня было открытием то, что…

  • мне показалось важным…

- Запишите домашнее задание: упражнение №6 в учебнике.

(Слайд 17)

- Спасибо за урок!

(Дети заканчивают предложения)









(Записывают задание).


Фронтальная работа









Домашнее задание



3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее