«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка по теме "Распознавание глаголов среди других частей речи"

Урок составлен по учебнику В.Н.Канакиной в форме путешествия по осенним уголкам природы. К конспекту прилагается презентация и самоанализ урока.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зонская средняя общеобразовательная школа







Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Распознавание глаголов среди других частей речи»



Учитель: Ткачук Виктория Леонидовна

Тип урока: Урок - обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы;



















Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях глаголов; отработки практических навыков в определении глаголов;  повторить знания о главных членах предложения.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление , внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

личностные действия: мотивация к творческому труду, к работе на результат, формировать адекватную позитивную самооценку.

регулятивные действия: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

познавательные действия: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

коммуникативные действия: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в групповом обсуждении

Данный урок является вторым в изучении большой темы «Глагол как часть речи. На уроке один вид деятельности сменяется другим, запланированы различные виды работы: фронтальная, работа в парах, в группах, самостоятельная работа.

Использованы: - методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.

технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные.

Форма урока: путешествие по весенним уголкам природы.

Ход урока 

Время

Этапы урока. Содержание.

1 мин

I Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

1 мин

II Включение в учебную деятельность.

-Ребята, я хочу пригласить Вас в одно удивительное место. Куда?- Закройте глаза.

Слайд. – Откройте глаза. В этот лесной уголок.

-Какое время года изображено на картине?

-Какое желание возникает, увидев такую картину природы.

Сегодня я приглашаю Вас заглянуть в разные уголки природы и узнать, что же там происходит весной! Создадим весеннее настроение, улыбнёмся друг другу!

5 мин

III Чистописание

Слайд Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

-С какого звука начинается слово – весна? Дайте характеристику звука. (Звук [в] - согласный, мягкий, звонкий, парный)

- Какой буквой обозначается на письме?

Пропишите

В в ввввв вя ви ву

воробей вылазит муравей берёза

2 мин

IV.Самоопределение к деятельности.  

Слайд.

Найдите среди записанных слов лишнее.? (слово вылазит )

Объясните свой выбор. (все слова – имена существительные, а вылазит – глагол)

Что знаете о глаголе? Что хотели бы узнать или научиться?

Поставим задачу на урок. (Задача на урок: научиться распознавать глаголы среди слов. )


2 мин

VI.Актуализация знаний 

  1. Повторение. Индивидуальная работа с карточкой.

Информационный текст

Задание: Прочитай текст. Отметь знаком

знакомую информацию - “ ! ” — Я это знаю.

незнакомую информацию – «?» - Я это не знаю.

  1. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.

  2. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делают? Что делала? Что сделает? Что будем делать? И другие вопросы.

3. В предложении является сказуемым, входит в грамматическую основу предложения.

Поднимите руки, кто поставил знак «?».

Мы с ребятами постараемся Вам помочь разобраться в этих вопросах.

3мин

  1. Игра «Весенние слова»

- Ребята, вы любите играть? Давайте поиграем в «весенние слова».

1 ряд- называет имена существительные, на весеннюю тему,

2 ряд– к ним придумывает глаголы.

- Как придумать существительное? (по вопросам кто? что?)

- А глаголы? (вопросы что делает? Что делал? и др.)

(Например: сосулька- тает)

10 мин

V Работа над темой урока

  1. Выполнение упражнения 120, страница в учебнике 70

Проверка. Дети зачитывают составленные предложения, называют основу.

-Найдите глаголы. Что заметили? (глаголы в предложении –сказуемые)

- С какой частью речи связано в предложении? (с именем существительным)

- На какие вопросы отвечают эти глаголы? (обратить внимание на то, что вопросы разные)

- Какие изменения происходят в природе весной? (ответы в тексте упражнения)

2 мин

VI Физминутка.

Выполнение движений под слова песни «Вместе весело шагать»

4 мин

VII. Работа в парах. (по карточкам)

Соедини глаголы с нужным вопросом.

Зеленеет

Побежали

Улыбается

Спешила

Проснётся

Растаял


Что делает?

Что сделал?

Что делала?

Что сделали?

Что сделает?

Что делают?


Набухли

Радуются

Плывёт

Журчит

Слышат

Запел

Проверь себя по образцу. Слайд

- Оцени себя. 
«!»- всё выполнил правильно. 
«+»- есть 1-2 ошибки. 
«-» - ошибок много

6 мин

VIII. Задание - соревнование «Кто больше?» Работа в группах

А сейчас, ребята, отгадайте, о ком речь.

Загадка. Стоит ствол,

На стволе - кол,

На колу - дворец,

Во дворце - певец. (скворец ) Показать изображение птицы на слайде.

Почему скворцы радуются приходу весны?

- А вы не забыли смастерить скворечники для птиц? Зачем это нужно?

Ребята объединяются в группы. Им дается задание на карточках.

Задание: Придумать по картинке как можно больше глаголов за 2 минуты.

Проверка. Выслушиваются ответы каждой группы.

Аплодисменты победителям.



4 мин

IX Подведение итога урока. Рефлексия.

- Над какой темой работали сегодня?

-Какие задачи ставили на урок?

- Посмотрите на свои карточки, где отметили вопросы «Я это не знаю» Получили Вы ответы на эти вопросы?

- Что узнали о природе весной?

- Пригодятся ли в жизни знания, полученные на уроке?

Слайд. Выполните тестовые задания. (индивидуальная работа) Ответы записывают в тетрадь.

  1. Глагол – это…

а) часть слова

б) часть речи

в) часть предложения

3) Вопросы глагола…

а) что делает?

б) какой? Какая?

в) кто? Что?

  1. Глагол обозначает….

а) предмет

б) признак предмета

в) действия предмета

4) Глагол изменяется….

а) по падежам

б) по временам…

Слайд Проверка: б, в, а, б

- У кого были затруднения при работе с тестом? Почему?

На следующем уроке вы узнаете, как глаголы изменяются.


2 мин

Домашнее задание на выбор:

  1. Упражнение 126 . Объяснение задания.

  2. Написать сочинение на тему «Вестники весны»(о птицах)

3 мин


Я благодарна за урок и хочу поделиться своим веселым весенним настроением. (раскраска) Слайд Рефлексия

Если Вам было все понятно о глаголе на уроке –раскрась сердечко с глаголом зеленым,

Разобрался частично, нужна помощь – красным,

Ничего не понял - синим

Дети выходят к доске и каждый прикрепляет свою раскраску.





















Информационный текст

Прочитай текст. Отметь знаком

знакомую информацию - “ ! ” — Я это знаю.

незнакомую информацию – «?» - Я это не знаю.

  1. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.

  2. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делают? Что делала? Что сделает? Что будем делать? И другие вопросы.

3. В предложении является сказуемым, входит в грамматическую основу предложения.



Соедини глаголы с нужным вопросом.



Зеленеет

Побежали

Улыбается

Спешила

Проснётся

Растаял




Что делает?

Что сделал?

Что делала?

Что сделали?

Что сделает?

Что делают?




Набухли

Радуются

Плывёт

Журчит

Слышат

Запел



Содержимое разработки

Самоанализ урока.

Данный урок является вторым в изучении большой темы «Глагол как часть речи», поэтому основной целью на уроке было – отработать умение находить глагол среди других частей речи, а также систематизировать уже имеющиеся знания и дополнить их новыми понятиями.

Для решения поставленных целей была рационально выбрана структура урока:

1 этап – Организационный момент - имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет  очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.  

2 этап – Включение в учебную деятельность. Этап предполагает создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.
Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

3 этап – Чистописание проводится с целью повторения написания буквы Вв, характеристики звуков. Это задание является связующим звеном со следующим этапом.
4 этапом урока является введение в тему, постановка цели. Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ, а именно с нахождения лишних слов в ряду данных, по которым учащиеся сформулировали тему урока и определили цели, что развивает интерес к уроку. 
На этапе формулирования целей урока основной учебно-воспитательной задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей урока. Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы.  
5 этап – Актуализация знаний. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, где не хватает знаний, умений по изучаемой теме.

С 5 по 8 этап идёт формирование предметных умений. Ученики отрабатывают умение находить глаголы, узнают о том, что глаголы в предложении связаны с именем существительным, учатся соотносить вопросы с глаголами. Работая в группах, в паре, дети учатся договариваться между собой, доказывать правильный выбор, приходить к единому мнению.
6 этап – Физминутка в виде подвижного танца и ритмичных движений - с целью полного расслабления и дружеского отношения к одноклассникам.

9 этап – рефлексия. На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку, объясняют, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни. В тестовом задании возникшая проблема помогает поставить задачу на следующий урок.
Домашнее задание предлагаю на выбор. Проводится инструктаж по его выполнению.

Контроль на уроке осуществляется через самоконтроль и взаимоконтроль, через учителя.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время самоопределения к деятельности и при постановке учебной задачи (самоопределение и смыслообразование).

Познавательные УУД формируются в выполнении заданий с самопроверкой по эталону, а также на этапе включения в систему знаний, при повторении.

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на группы, при подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности).

И, конечно, коммуникативные УУД – речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах и в паре.

Урок развивающий, имеет воспитательную направленность.





Содержимое разработки

Урок русского языка во 2 классе Тема: «Распознавание глаголов среди других частей речи» Учитель: Ткачук Виктория Леонидовна

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Распознавание глаголов среди других частей речи»

Учитель: Ткачук Виктория Леонидовна

Число  Классная работа.

Число Классная работа.

В в вя ви ву   воробей муравей вылазит берёза

В в вя ви ву

воробей муравей вылазит берёза

Зеленеет Побежали Что делает? Улыбается Набухли Что сделал? Радуются Что делала? Спешила Проснётся Что сделали? Плывёт Что сделает? Журчит Растаял Слышат Что делают? Запел

Зеленеет

Побежали

Что делает?

Улыбается

Набухли

Что сделал?

Радуются

Что делала?

Спешила

Проснётся

Что сделали?

Плывёт

Что сделает?

Журчит

Растаял

Слышат

Что делают?

Запел

Оцени себя.   «!»- всё выполнил правильно.   «+»- есть 1-2 ошибки.   «-» - ошибок много
  • Оцени себя. 
  • «!»- всё выполнил правильно.  «+»- есть 1-2 ошибки.  «-» - ошибок много
Глагол – это…
  • Глагол – это…

а) часть слова

3) Вопросы глагола…

2 ) Глагол обозначает….

б) часть речи

а) что делает?

4 ) Глагол изменяется….

а) предмет

в) часть предложения

б) какой? Какая?

а) по падежам

б) признак предмета

б) по временам…

в) кто? Что?

в) действия предмета

Проверка:  б, в, а, б

Проверка:

б, в, а, б

Тема понятна Нужна помощь Ничего не понял

Тема понятна

Нужна помощь

Ничего не понял

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее