«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка по меме " Части речи" 2 класс

Первый урок по теме " Части речи"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Разработка урока по русскому языку 2 класс

учителя начальных классов 1 категории

МОУ Судиславской средней школы Смирновой Л.В.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: «Что такое части речи»

Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, УМК «Перспектива»

.

Цель урока:  - ввести понятие части речи, формировать умение определять части речи, научится писать предложения со словами разных частей речи;

- развивать абстрактное мышление учащихся при классификации слов по частям речи;

- развивать речь при составлении предложений;

- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи.


Тип урока: Открытие нового знания.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • понимать основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;

  • иметь образное представление о языке как о четко организованной структуре;

  • определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

  • показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества;

Личностные:

  • ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Метапредметные:

  • Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; работать по предложенному учителем плану; высказывать свои предположения на основе учебного материала;

  • осуществлять контроль за выполнением деятельности;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  • Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;


Оборудование:

У учителя:

Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина

СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина

Мультимедийная установка

У учащихся: Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина












 

Ход урока.

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность 
учащихся


Универсальные 
учебные действия


1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.


- Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь по удобнее,

Начнем скорей урок!


Проверяет готовность к уроку.

Организуют рабочее место.


Л.Самостоятельное определение простых, общих для всех людей правил поведения.


II. Минутка чистописания.

Лл ллл ла ло ли лю лу ле ля лы

лед ледяной леденеет







- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Какой идет месяц?

- Какое время года?

-А после весны?

-Назовите первый звук в слове лето.

-Дайте характеристику звука л.


-Какую букву будем писать на минутке чистописания?

-Прочитайте слоги с мягк. согл.?

-твердым согласным?

- Что это за слова?

-Докажите, что однокоренные?

-Какое слово является проверочным для двух других?

-Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, выделите корень.


14 марта.

Классная работа.


-март

-весна

- лето

Л

-Согласный, непарный, звонкий, твердый, мягкий.

- Букву л.

письмо 1 стр.

письмо слогов


-Однокоренные

-Одинаковое значение, общая часть.

-Лед.

-Одинаково.

П:вырабатывать каллиграфический почерк;

Р: высказывать своё суждение, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

К: вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию


III.Словарно – орфографическая работа. Загадка.


Слайд № 1.





















IV. Актуализация темы урока.











Слайд №2.






Слайд №3.

- Не зверь и не птица, всего боится.

Наловит мух – и в воду плюх.

- Кто такая лягушка?

- Прочитайте слово с ударением.

-На правописание какой буквы следует обратить внимание?

- Можно ли ее проверить?

-Какое это слово?

-Запишите, подчеркните безударную гласную.

-Составьте предложение с этим словом.

-Вспомните, в каких произведениях мы встречаемся с персонажем лягушка?

-А знаете ли приметы, связанные с лягушкой?

-Письмо под диктовку ( у доски).

-Назовите и подчеркните орфограммы.

-Что мы записали?

-Из чего состоят предложения?

-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

-Да, слов в нашем языке очень много и все они разные и имеют разное значение.


–На какие группы вы уже умеете делить слова?

-А как вы думаете, можно ли еще делить слова на какие- либо группы?


-А на какие?

-А вы знаете что такое части речи?

-Сформулируйте тему урока?

- Умный Совенок ставит перед нами эту же проблему. Прочитайте его слова.

-Как бы вы ответили на его вопрос?

-Какие поставим цели урока?


- Прочитайте слова, которые писали на минутке чистописания.

Лед ,ледяной, леденеет.

-На какой вопрос отвечает?

-Что обозначает?

Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаки предметов и действия предметов отвечают на разные вопросы и имеют разное значение и объединили их в большие группы и дали им названия - части речи.

-Что это за слова?



-Лягушка.

-Лягушка – это бесхвостое земноводное животное.

- я

-Нет.

- Словарное.

- В русской народной сказке «Царевна-лягушка»

- В сказке В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница»


Ночью лягушки громко квакают к дождю.

-

-Предложение.

- Из слов.

- О словах.






- Тематические группы слов, омонимы ,синонимы, антонимы и т.д.

-Да.

-Части речи?



-Что такое части речи?


-Части речи это слова, из которых состоит наша речь.

-Учиться различать слова разных частей речи по вопросу,

по значению.


( чтение по одному слову)









-Части речи.

П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; находить ответ в заданном задании;

осуществлять действия по образцу и заданному правилу

Р: определение цели деятельности с помощью учителя.

К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя,





П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения;

Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от известного;

 V. Основной этап урока.

Слайд №4.

-Послушаем сообщение профессора Самоварова.


-Для чего надо правильно выделять части речи?


-Выполнение задания Умного Совенка на интерактивной доске.


-На какие вопросы отвечают слова в первом столбике?

- Что они обозначают?

-На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?

- Что они обозначают?

-На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?

- Что они обозначают?




-Правильно употреблять в речи



-Дети по одному выходят к доске.




Предмет

Признак предмета

Действие предмета






П: анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения.

К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Р: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения;

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


Физкультминутка


  На болоте две подружки,   

Две зеленые лягушки    

  Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ручками хлопали,

   Ножками топали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.          


Дети выполняют упражнения.

Л: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления


Работа в группах.

Подчеркнуть нужные слова.

На карточках слова: Плачет, белое, девочка, деревянный , звучит, работа, гладит, торт, далекая, песня, учитель, играет, платье, медовый, стол, деревня, хорошая, объяснит.

Проверка.

-На какой вопрос отвечают?

-Что обозначают?

-Как называются слова, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета?


1 группа – слова, обозначающие предмет,

2 группа - признак предмета,

3 группа – действие предмета.

От каждой группы по одному уч-ся.

-Части речи.

  • П: определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

осознанно строить речевое высказывание в устной форме;  К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.















Работа по учебнику.



















Самооценка.

( по шкале)





Упражнения в паре:на карточке:

1.« Найди лишнее»

( зачеркнуть)

















-Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос Кто?

-Что?


-Ф.М.

-Если услышите слово, которое отвечает на вопрос кто? – хлопаете ладонями над головой, вопрос что? топаете ногами.

Ученик, береза, заяц, город, лягушка, медведь, учебник, трактор.

-А что это за слова.


-Учебник стр.70, упр.93.

-Прочитайте задание.

-Прочитайте слова первой группы.

Что они обозначают?

-Второй группы.

–Что обозначают?

- 1в. –Выбираете слова, которые отвечают на вопрос кто? И подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос что делает? И записываете маленькие предложения.

2в Выбираете слова, которые отвечают на вопрос что? И подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос что делает? И записываете маленькие предложения.

-Сколько предложений записали ребята 1в? Прочитайте.

- Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки.

--Сколько предложений записали ребята 2в? Прочитайте.


Предмет Признак Действие

предмета предмета


сказка добрый выдумывать

чудо волшебная заколдует

золотая сказочный рассказывает

терем летает читать

белочка вкусное фея

орешек интересная мечтаем


-Докажите, что это слово лишнее?

-Как называются все эти слова?

-В словах, обозначающие предмет, найдите слово, которое отвечает на вопрос кто?

-Подберите к слову белочка , слова, обозначающие признак предмета.

-Составьте предложение со словом белочка.

Запись под диктовку.

-Найдите слово, которое отвечают на вопрос кто? что? какая? что делает?


-Как называются все эти слова?

-Как определить к какой части речи относится слово?




-Одушевленные

-Неодушевленные







Словарные слова.






-Предмет

-Действие предмета.


Самостоятельная работа уч-ся.











4 предложения.



4 предложения.























- белочка

-Серая, пушистая, ловкая, шустрая.



Пушистая белочка грызет орешек.

Ответы детей.




-Части речи.

-Чтобы определить к какой части речи относится слово, нужно поставить вопрос.


П: понимать учебную задачу;

умение строить простые умозаключения по аналогии;

принятие и выполнение практических задач;

Р: работать по предложенному плану, инструкции;

К: слушать и понимать речь других, адекватно оценивать свою роль в коллективной работе.






















П:формирование умения работать с таблицей, находить лишнее;

К:уважительно относиться к чужому мнению, взаимопонимание и взаимопомощь;

Р: осуществлять контроль.









П: извлекать информацию из рисунка;

К: уважительно относится к чужому мнению.

VII. Итог урока.













- Что нового мы узнали сегодня на уроке?


- А что такое части речи?





- Какие общие признаки имеют слова, объединённые в одну часть речи?






- Все слова относятся к какой-либо части речи.

- Части речи – это слова-предметы, слова признаки предметов, слова действия предметов.

- Общее значение, вопрос.


П: делают выводы на основе изученного материала;

К: умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами.

8. Рефлексия.


-Солнышко, если все было интересно и понятно на уроке.

-Тучка, что- то не усвоили, не все понятно.





- Урок окончен.

Учащиеся выбирают и показывают солнышко или тучку.

Р: уметь давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке,

К: иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.


9.Домашнее задание.

- Р.т. стр. 28 упр. 149.



П: проверка изученного материала.










































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее