Урок русского языка
2 класс, УМК «Гармония»
ОУ: МОАУ «Гимназия№1 г.Орска»
Учитель: Ульянова Т.В.
Тема: Построение ответов на вопрос «почему»
Представление о результатах:
-правильное построение ответов на вопрос «почему»
Цель урока: формирование умения применять полученные знания на практике
Задачи урока:
- формировать умение грамотно строить ответ на вопрос «почему»,
- развивать речь, мышление, внимание, орфографическую зоркость,
- воспитывать трудолюбие, чувство сотрудничества при работе в паре, аккуратность в работе.
Ресурсы: -учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Русский язык
-презентация к уроку
-карточки для парной работы
- таблицы «Письмо с «окошками».
- карточки для индивидуальной работы
-Н.М.Неусыпова Толковый словарик русского языка
Этапы урока | Содержание учебного материала | Формируемые УУД | Формы работы. Методы и приёмы.
|
1.Организационный момент. Цель:мобилизовать учащихся на работу | Грамотным желаешь быть? Нужно потрудиться И, конечно, с Языком Русским подружиться! Кстати, он, дружок, сейчас Поджидает в гости нас. Рад вниманью, и при этом Не таит своих секретов. Приветствие «Ладошки удачи» «Желаю успеха большого во всём и везде – удачи тебе!»
| Регулятивные: формирование Способности к организации своей деятельности Личностные: мотивировка на достижение цели | фронтальный |
2.Целеполагание. Постановка задач урока. Цель:создание условий для активизации опорных знаний, подведение учащихся к целеполаганию Слайд2,3 Слайд4 | Прочитай текст. Определи границы предложения. Снег повалил хлопьями лес посветлел и ожил рад снежку заяц робко шагнул лисёнок по мягкому снегу весело затрещали сороки. -Почему посветлел лес? -Почему заяц рад снежку? -Почему лисёнок шагнул робко? Как вы понимаете слово робко? Работа с «Толковым словарём»(с.52) Робкий-несмелый ,боязливый,застенчивый. -Так, на какой вопрос мы будем учиться отвечать? (Отвечаем на вопрос «почему») -Сформулируем задачи урока.
| Регулятивные: целеполагание, планирование учебного сотрудничества на совместно с учителем Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное формулирование цели. | фронтальный |
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном материале. Цель:создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока. -систематизация учебного материала с опорой на схему. Слайд5,6,7 | Работа с учебником с.112 №221, №222 - Прочитай вопрос и сравни три ответа на него. Почему ноябрь называют предзимьем? ( с.113) - Чем различаются ответы 1 и 2? - Спишите одно предложение по выбору, избегая «ошибок». - Какой «мостик» в предложении 3? - Догадайся, как показать отличие в схеме ответа на вопрос «почему»? | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, упорядочивание Коммуникативные:умение с достаточной точностью выражать свои мысли,принятие решения Регулятивные:выражать свою точку зрения | Индивидуальная практическая деятельность, Фронтальный Методы:сравнение, обобщение |
4.Физминутка Цель:создание условий для сохранения здоровья учащихся. | - зрительная - на внимание «Предмет, действие, признак» Обидеть, огурец, разогреть, хороший,портфель, масло, желать, интересный, пошёл, апельсин, кипеть, пенал, готовить, человек, петрушка, красивый, около. | Применение здоровьесберегающей технологии |
|
5.Первичное закрепление. (работа в паре) Цель:создание условий для применения на практике новых знаний. - парная работа с раздаточным материалом -проверка выполненной работы | - Прочитайте вопрос. Составьте ответ на каждый вопрос с «мостиком» потому что, потому,что. (карточки) | Коммуникативные:работа в паре Регулятивные:нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности. Личностные:формирование творческого подхода к решению учебной задачи | Работа в паре Метод:анализ, обобщение. |
6.Закрепление раннее изученного материала. Цель:самостоятельное Применение полученных знаний в практической деятельности, корректировка результата Слайд8,9
| Тест: 1.В каком предложении дан ответ на вопрос «почему»? 1.Рябик рябой, пёстренький, поэтому его так назвали. 2.Вожак в волчьей стае- самый сильный, опытный волк. 3.Пушистый мех у белки вырастает к зиме. 4.Бурундук- это маленькая земляная белка. 2.На какой вопрос дан ответ в предложении? Днём бобры и бобрята прячутся в хатке под водой. 1.Когда бобры и бобрята прячутся в хатке под водой? 2.Что делают бобры и бобрята днём в хатке? 3.Где прячутся днём бобры и бобрята? 4. Кто прячется днём в хатке под водой? | Коммуникативные:выражать свою точку зрения Познавательные:упорядочивание и обобщение информации, вносят коррективы Личностные: ориентирование на ситуацию успеха | индивидуальная Метод:Самостоятельная работа |
7.Итог урока.Рефлексия. Самооценка. Цель:создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии -систематизация полученных знаний - рефлексия Слайд10 | - узнал -запомнил Я -научился - удивился - Работал в полную силу - Работал хорошо -Мог работать лучше
| Регулятивные:умение оценивать результат своих действий
| Индивидуальная Методы:обобщение, классификация, анализ, сравнение |
8. Домашнее задание Цель:создание условия для побуждения учащихся к работе с разными источниками информации. Слайд 11 | - Поработать с дополнительной познавательной литературой и составить 2 предложения, отвечающих на вопрос «почему», используя «мостик» - потому что. Сотни «отчего?» и «почему?» В воздухе, как бабочки, порхают, То,что интересно одному, И другим порою помогает. Знаний в магазине не купить, Так ,что уж придётся постараться, Чтобы больше фактов накопить И ума да разума набраться. | Познавательные:работа с информацией Личностные:формирование положительного отношения к изучению русского языка, учебной деятельности. | индивидуальная |
Приложение
Почему мы говорим «спит как сурок»? Сурки спят непрерывно по девять месяцев в году. Накопленных за лето запасов подкожного жира хватает на всё это время. Зверёк спит настолько крепко, что его можно брать на руки, тормошить- он не проснётся. | Почему шмель гудит? Это потому, что шмель машет крыльями, а значит, и колеблет ими воздух, издавая звук.
| Почему кошка часто умывается? Оказывается, дело тут не только в чистоте. Кошки постоянно слизывают с себя не столько приставшую к ним грязь, крошки еды, сколько собственный запах. Для них ведь это важно, ведь кошки – охотники. |
Почему у кенгуру есть сумка? Природа снабдила кенгуру таким приспособлением потому, что их детёныши рождаются очень маленькими и слабыми. Новорожденный кенгурёнок – размером чуть более трёх миллиметров. | Почему лось не проваливается в болото? Оказывается, секрет кроется в ногах сохатого, точнее в его копытах. Они у лося большие, длинные и узкие. Между пальцами расположены прочные связки. При ходьбе по болоту копыта лося широко раздвигаются. Поэтому сохатому не страшны даже самые непроходимые болота. | Почему кошки такие гибкие? В дикой природе кошки и их родственники – хищники. Для того чтобы хорошо охотится и выживать, им просто необходимо быть гибкими. Для этого природа снабдила их особенным скелетом. Благодаря такому строению кошки могут свободно двигаться в тесноте. |
Почему лису прозвали Патрикеевной? Патрикей старинное латинское имя. Патрикей значит «хитрец». А поскольку люди считают лису самым хитрым зверем на свете, то и приклеилось к ней отчество Патрикеевна.
| Почему верблюд стал « кораблём пустыни»? Долгое время путешествовать по пустыне можно было только на верблюде. Ну а плавно плывущий среди безбрежных песков верблюд- чем не корабль? Поэтому и дали верблюду такое гордое имя. | Почему птицы много едят? Некоторые птицы съедают за день больше пищи, чем весят сами. Оказывается, большую часть времени птицы проводят на воздухе, а полёт требует очень больших затрат энергии. Вот и получается, что птицам требуется намного больше питания, чем людям. |
Почему животные не разговаривают? Почти у всех животных есть голос, и они общаются друг с другом с помощью звуков, и речевой аппарат животных недостаточно развит, чтобы произносить звуки, подобные человеческой речи.
| Почему кошки урчат? Кошки не умеют говорить, но они умеют сообщить о своём настроении. Если кошка урчит, значит она довольна. Но иногда кошки урчат, когда им больно, так они себя успокаивают. | Почему по ночам темно? По ночам становится темно, потому что Земля вертится вокруг своей оси и Солнце освещает то одну, то другую её половину. На той стороне Земли, которая поворачивается к Солнцу, наступает день, а на противоположной – ночь. |
Почему заяц в одних сказках белый, а в других - серый?
Почему нужно много читать?
Почему нужно соблюдать режим дня?
Почему Незнайку так назвали?
Почему Лев из рассказа Льва Толстого не отпускал из лап мёртвую собачку?