«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка. Отвечаем на вопрос "почему". 2 класс. УМК "Гармония".

Урок русского языка, 2 класс, УМК "Гармония"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка

2 класс, УМК «Гармония»

ОУ: МОАУ «Гимназия№1 г.Орска»

Учитель: Ульянова Т.В.

Тема: Построение ответов на вопрос «почему»

Представление о результатах:

-правильное построение ответов на вопрос «почему»

Цель урока: формирование умения применять полученные знания на практике

Задачи урока:

- формировать умение грамотно строить ответ на вопрос «почему»,

- развивать речь, мышление, внимание, орфографическую зоркость,

- воспитывать трудолюбие, чувство сотрудничества при работе в паре, аккуратность в работе.

Ресурсы: -учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Русский язык

-презентация к уроку

-карточки для парной работы

- таблицы «Письмо с «окошками».

- карточки для индивидуальной работы

-Н.М.Неусыпова Толковый словарик русского языка








Этапы урока

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

Формы работы.

Методы и приёмы.


1.Организационный момент.

Цель:мобилизовать учащихся на работу

Грамотным желаешь быть?

Нужно потрудиться

И, конечно, с Языком

Русским подружиться!

Кстати, он, дружок, сейчас

Поджидает в гости нас.

Рад вниманью, и при этом

Не таит своих секретов.

Приветствие «Ладошки удачи»

«Желаю успеха большого во всём и везде – удачи тебе!»


Регулятивные: формирование

Способности к организации своей деятельности

Личностные: мотивировка на достижение цели

фронтальный

2.Целеполагание. Постановка задач урока.

Цель:создание условий для активизации опорных знаний, подведение учащихся к целеполаганию


Слайд2,3










Слайд4

Прочитай текст. Определи границы предложения.

Снег повалил хлопьями лес посветлел и ожил рад снежку заяц робко шагнул лисёнок по мягкому снегу весело затрещали сороки.

-Почему посветлел лес?

-Почему заяц рад снежку?

-Почему лисёнок шагнул робко?

Как вы понимаете слово робко?

Работа с «Толковым словарём»(с.52)

Робкий-несмелый ,боязливый,застенчивый.

-Так, на какой вопрос мы будем учиться отвечать? (Отвечаем на вопрос «почему»)

-Сформулируем задачи урока.


Регулятивные: целеполагание,

планирование учебного сотрудничества на совместно с учителем

Коммуникативные:

постановка вопросов

Познавательные:

самостоятельное формулирование цели.

фронтальный

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном материале.

Цель:создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.

-систематизация учебного материала с опорой на схему.


Слайд5,6,7

Работа с учебником с.112 №221,

222

- Прочитай вопрос и сравни три ответа на него.

Почему ноябрь называют предзимьем?

( с.113)

- Чем различаются ответы 1 и 2?

- Спишите одно предложение по выбору, избегая «ошибок».

- Какой «мостик» в предложении 3?

- Догадайся, как показать отличие в схеме ответа на вопрос «почему»?

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, упорядочивание

Коммуникативные:умение с достаточной точностью выражать свои мысли,принятие решения

Регулятивные:выражать свою точку зрения

Индивидуальная практическая деятельность,

Фронтальный

Методы:сравнение, обобщение

4.Физминутка

Цель:создание условий для сохранения здоровья учащихся.

- зрительная

- на внимание «Предмет, действие, признак»

Обидеть, огурец, разогреть, хороший,портфель, масло, желать, интересный, пошёл, апельсин, кипеть, пенал, готовить, человек, петрушка, красивый, около.

Применение здоровьесберегающей технологии


5.Первичное закрепление.

(работа в паре)

Цель:создание условий для применения на практике новых знаний.

- парная работа с раздаточным материалом

-проверка выполненной работы

- Прочитайте вопрос. Составьте ответ на каждый вопрос с «мостиком» потому что, потому,что. (карточки)

Коммуникативные:работа в паре

Регулятивные:нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности.

Личностные:формирование творческого подхода к решению учебной задачи

Работа в паре

Метод:анализ, обобщение.

6.Закрепление раннее изученного материала.

Цель:самостоятельное

Применение полученных знаний в практической деятельности, корректировка результата


Слайд8,9


Тест:

1.В каком предложении дан ответ на вопрос «почему»?

1.Рябик рябой, пёстренький, поэтому его так назвали.

2.Вожак в волчьей стае- самый сильный, опытный волк.

3.Пушистый мех у белки вырастает к зиме.

4.Бурундук- это маленькая земляная белка.

2.На какой вопрос дан ответ в предложении?

Днём бобры и бобрята прячутся в хатке под водой.

1.Когда бобры и бобрята прячутся в хатке под водой?

2.Что делают бобры и бобрята днём в хатке?

3.Где прячутся днём бобры и бобрята?

4. Кто прячется днём в хатке под водой?

Коммуникативные:выражать свою точку зрения

Познавательные:упорядочивание

и обобщение информации, вносят коррективы

Личностные: ориентирование на ситуацию успеха

индивидуальная Метод:Самостоятельная работа

7.Итог урока.Рефлексия.

Самооценка.

Цель:создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии

-систематизация полученных знаний

- рефлексия

Слайд10

- узнал

-запомнил

Я -научился

- удивился



- Работал в полную силу

- Работал хорошо

-Мог работать лучше



Регулятивные:умение оценивать результат своих действий


Индивидуальная

Методы:обобщение, классификация, анализ, сравнение

8. Домашнее задание

Цель:создание условия для побуждения учащихся к работе с разными источниками информации.





Слайд 11

- Поработать с дополнительной познавательной литературой и составить 2 предложения, отвечающих на вопрос «почему», используя «мостик» - потому что.




Сотни «отчего?» и «почему?»

В воздухе, как бабочки, порхают,

То,что интересно одному,

И другим порою помогает.

Знаний в магазине не купить,

Так ,что уж придётся постараться,

Чтобы больше фактов накопить

И ума да разума набраться.

Познавательные:работа с информацией

Личностные:формирование положительного отношения к изучению русского языка, учебной деятельности.

индивидуальная











Приложение



Почему мы говорим «спит как сурок»?

Сурки спят непрерывно по девять месяцев в году. Накопленных за лето запасов подкожного жира хватает на всё это время. Зверёк спит настолько крепко, что его можно брать на руки, тормошить- он не проснётся.

Почему шмель гудит?


Это потому, что шмель машет крыльями, а значит, и колеблет ими воздух, издавая звук.


Почему кошка часто умывается?


Оказывается, дело тут не только в чистоте. Кошки постоянно слизывают с себя не столько приставшую к ним грязь, крошки еды, сколько собственный запах. Для них ведь это важно, ведь кошки – охотники.

Почему у кенгуру есть сумка?


Природа снабдила кенгуру таким приспособлением потому, что их детёныши рождаются очень маленькими и слабыми. Новорожденный кенгурёнок – размером чуть более трёх миллиметров.

Почему лось не проваливается в болото?

Оказывается, секрет кроется в ногах сохатого, точнее в его копытах. Они у лося большие, длинные и узкие. Между пальцами расположены прочные связки. При ходьбе по болоту копыта лося широко раздвигаются. Поэтому сохатому не страшны даже самые непроходимые болота.

Почему кошки такие гибкие?


В дикой природе кошки и их родственники – хищники. Для того чтобы хорошо охотится и выживать, им просто необходимо быть гибкими. Для этого природа снабдила их особенным скелетом. Благодаря такому строению кошки могут свободно двигаться в тесноте.





Почему лису прозвали Патрикеевной?


Патрикей старинное латинское имя.

Патрикей значит «хитрец». А поскольку люди считают лису самым хитрым зверем на свете, то и приклеилось к ней отчество Патрикеевна.


Почему верблюд стал « кораблём пустыни»?


Долгое время путешествовать по пустыне можно было только на верблюде. Ну а плавно плывущий среди безбрежных песков верблюд- чем не корабль? Поэтому и дали верблюду такое гордое имя.

Почему птицы много едят?


Некоторые птицы съедают за день больше пищи, чем весят сами. Оказывается, большую часть времени птицы проводят на воздухе, а полёт требует очень больших затрат энергии. Вот и получается, что птицам требуется намного больше питания, чем людям.

Почему животные не разговаривают?


Почти у всех животных есть голос, и они общаются друг с другом с помощью звуков, и речевой аппарат животных недостаточно развит, чтобы произносить звуки, подобные человеческой речи.


Почему кошки урчат?


Кошки не умеют говорить, но они умеют сообщить о своём настроении. Если кошка урчит, значит она довольна. Но иногда кошки урчат, когда им больно, так они себя успокаивают.

Почему по ночам темно?


По ночам становится темно, потому что Земля вертится вокруг своей оси и Солнце освещает то одну, то другую её половину. На той стороне Земли, которая поворачивается к Солнцу, наступает день, а на противоположной – ночь.



Почему заяц в одних сказках белый, а в других - серый?

Почему нужно много читать?

Почему нужно соблюдать режим дня?

Почему Незнайку так назвали?

Почему Лев из рассказа Льва Толстого не отпускал из лап мёртвую собачку?







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее