«Зимний фестиваль знаний 2026»

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" для 3 класса

Урок построен традиционно. На этапе актуализации знаний дети вспоминают принцип работы над словами, которые требуют проверку.Эти знания они получили еще во 2 классе. В 3 классе дети должны чётко знать алгоритм работы над словами с безударной гласной в корне. На основе учебного материала на протяжении урока идет формирование и отработка навыков проверки слов.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока русского языка.

3 класс.

Тема: правописание слов с безударными гласными в корне.


Цель: создать условия для понимания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевать изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать изучаемый материал, выделять в нем существенные и несущественные признаки; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении учебной задачи.


Регулятивные: овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли и чувства; организовывать собственную деятельность на уроке, работать в паре и группе.

Личностные результаты: проявлять интерес к познанию русского языка.

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные ресурсы: 1. Учебник

2. Слайды «Безударные гласные в корне слова»




Ход урока.


Этапы урока

Формы,

методы,

приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя.

Приветствует учащихся.



Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость.

II. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная. Словесный. Устный ответ.


Организует проверку домашнего задания:

– А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием.
- Оцените свою работу при помощи сигналов светофора.

Учащиеся по цепочке читают слова, называют пропущенные буквы и проверочные слова.

На полях тетради рисуют глазок светофора:

«красный» – у меня не получилось;

«желтый» - в целом всё в порядке;

«зелёный» - мне всё понятно.

Регулятивные: осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения
задания.

III. Актуализация знаний.

Фронтальная, индивидуаль - ная. Практический

Письмо.


- Запишите написание буквы:

с сс

- Запишите слова:

снег снежок снеговик снежный

-Что объединяет эти слова?

- Что можно сказать про написание слов?

- Какие слова нужно проверять?

- Как нужно проверять?

-Какие слова будут проверяемые, а какие проверочные?

-Запишите предложение, прокомментируйте орфограммы:

П…ля, л…са и луга покрылись снежным к…вром.

- Подведем итог: чтобы правильно написать безударную гласную в слове, нужно выделить корень и подобрать проверочное слово, где этот звук будет под ударением.

- Какие гласные в русском языке ещё требуют проверки?

Слайд 1.

Запомните!

- Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И,Я.


Учащиеся читают слова, находят закономерность, записывают слова, подбирают устно проверочные слова. Затем находят критерий для разных групп слов.

Оценивают свою работу при помощи сигналов светофора.

Познавательные: извлекают необходимую информацию,

планируют деятельность на уроке в соответствии с темой.

Предметные:

учатся составлять предложения на заданную тему.

IV. Постановка учебной задачи.


Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя.

Устный ответ.

– В каких частях слова могут находиться безударные гласные?

– Какая часть слова будет в центре нашего внимания сегодня?

– Для чего нужно проверять безударные гласные в корне?


– Сегодня урок посвятим работе с такими словами.

- Сформулируйте тему урока.

- Давайте составим алгоритм работы над безударными гласными в корне.

Слайд 2.

План работы.

1.Будем находить среди слов нужное слово.

2. Выделим корень.

3.Поставим ударение.

4. Выделим безударную гласную в корне.

5. Подберём проверочное слово.

6. Запишем гласную букву.


Учитель знакомит детей с темой урока (Стр.104 учебника «Русский язык» В.П.Канакиной, В,Г. Горецкого системы «Школа России»

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, совместно составляют план работы по теме урока.

Регулятивные: принимают учебную
задачу.

Коммуникатив ные: высказывают обоснованное суждение.

V. Усвоение
новых знаний и способов действий.


Коллективная. Практический. Объяснительный диктант.

Письмо.

Организует работу с упражнением 194 учебника, контролирует его выполнение


Учащиеся по цепочке выполняют задания: доказывают, что предложенные слова являются однокоренными, подбирают проверочные слова, записывают их в указанном порядке

Предметные: применяют изученные правила на практике.

Коммуникатив ные: аргументируют ответы.

Знакомство
с правилом

о способах проверки безударной гласной
в корне слова.

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

Знакомит с правилом на стр.104 учебника.

Читают, запоминают правило.

Предметные: извлекают необходимую информацию из текста, воспроизводят
теоретическую информацию.

Физминутка

Коллективная. Практический

- Сейчас мы с вами совершим прогулку на природу и отдохнем.

Физминутка называется «Какой снежок!».

Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова:

Какой снежок,
Какой снежок,
Какой снежок хороший!
Покрыт лужок,
Покрыт лужок,
Покрыт лужок порошей.
И воробей, и я, и ты
На нем оставили следы.
Снежок спешит,
Спешит—и глядь,(дети останавливаются, оглядываются, разводят руками)
Прибрал опять!
Прибрал опять!

Выполняют движения по тексту.

Личностные:

осуществляют профилактику утомления.

Орфоэпическая работа.

Коллективная. Практический. Произношение с соблюдением норм языка.

– Сегодня мы пополним новыми словами наш орфоэпический словарик.

– Произнесите каждое из слов на странице 104 учебника, соблюдая нормы ударения.

– Составьте с каждым из этих слов предложение.

Знакомятся с новыми словами, хором
произносят слова, составляют предложения и произносят их с соблюдением

нормы ударения.

Предметные:

проявляют стремление соблюдать орфоэпические нормы, используют широкий словарный запас.

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику.

Коллективная. Практический. Объяснительный диктант. Письмо.

Учитель выразительно читает текст упражнения 195.

- Объясните написание слов с пропущенными буквами.

- Как нужно действовать при выполнении задания?

(При работе с безударными гласными необходимо работать по алгоритму)

- Давайте проговорим все действия, как нужно правильно подбирать проверочные слова.

Слайд 3.

Памятка «Безударные гласные в корне слова».

  1. Читаю слово.

  2. Выделяю корень.

3. Ставлю ударение.

4. Выделяю безударную гласную в корне.

5. Подбираю проверочное слово.

6. Пишу гласную букву.

– Письменно выполните задание в тетради.

- Оцените свою работу на полях тетради.


Учащиеся под руководством учителя составляют алгоритм работы над безударными гласными в корне,

по цепочке выполняют задание: доказывают, что предложенные слова являются однокоренными, подбирают проверочные слова, записывают их в указанном порядке. Оценивают свою работу.

Предметные: применяют изученные правила на практике.

Коммуникатив ные: аргументируют ответ, используют широкий словарный запас для решения познавательной задачи.

2. Упражнение
в распознавании трудных
случаев

обозначения безударных гласных
в корне.

Коллективная.

Словесный. Беседа, письмо.

– Безударные гласные в корне иногда могут доставить много
неприятностей невнимательным ученикам. Прочитайте предложения из упражнения 196 и подумайте, какой сюрприз приготовили вам безударные
гласные? (Прежде, чем определить написание корня, нужно выяснить его значение.)

– Выпишите слова с пропущенными буквами и подберите для каждого проверочное слово.


Слушают задание
учителя, знакомятся
с содержанием
упражнения, высказывают свою версию правила-подсказки.

Выполняют письменно задание учителя, используя сформулированное правило.

Оценивают свою работу на полях тетради при помощи сигналов светофора.

Предметные:

владеют орфографической зоркостью

Познавательные:

анализируют языковой материал с целью решения проблемной ситуации.

3.Игра «Самый внимательный».

Коллективная. Индивидуальная.

Работа в парах. Письмо, беседа.

- Поиграем в игру «Самый внимательный».

Слайд 4.

- Найдите в словосочетаниях слова, которые звучат одинаково, но пишутся по – разному.


Зап..вать в хоре – зап..вать лекарство,

сл..зал с крыши – сл..зал сметану,

б..чок для мусора – лечь на б..чок.

- Проверьте свою работу.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?

- В какой части слова проверяли орфограмму?

- Что такое корень?

- Как нужно проверять гласную в корне?

- Давайте поменяемся тетрадями и оценим работу друг друга при помощи сигналов светофора.

- Кто же из вас оказался самым внимательным?

Слушают задание
учителя, выполняют задание самостоятельно, выполняют самопроверку, меняются тетрадями, проводят взаимопроверку, оценивают работу друг друга на полях тетради, делают выводы.

Регулятивные: осуществляют самопроверку, взаимопроверку, устанавливают правильность выполнения
задания.

VII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какая задача стояла перед нами?

– Удалось ли ее решить?

– Кто справился с задачей?

– Кто испытывал затруднения? Почему?

- Давайте подведём итоги работы на уроке при помощи приёма «Итоговый круг»

На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами».

Всем ученикам предлагается нарисовать кружочек в нужном секторе. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.


Отвечают на вопросы учителя, считают, у кого получилось больше всех зелёных глазков светофора, кто получил жёлтый или красный сигнал.

Регулятивные: осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VIII. Домашнее
задание.

Упр. 200, стр.107.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание.

Регулятивные:

принимают учебное
задание.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее