Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51 г. Орска» |
Урок «Роль местоимений в речи»
Русский язык
4 «В» класс.
УМК «Школа России»
Калабаева Г.Р.,
учитель начальных классов
г. Орск, 2017г.
Разработка урока
Тема урока: Роль местоимений в речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;
Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.
Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование представлений о местоимении, как части речи;
распознавать местоимения среди других частей речи;
знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
развитие самостоятельности;
развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Виды контроля на уроке:
- ученик- ученик (при работе в парах)
- самоконтроль
- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)
Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).
Структура урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)
2. Мотивация учебной деятельности. (1мин)
Эпиграф, каким вы хотите видеть наш урок? Число, кл. работа
3. Актуализация опорный знаний. Постановка цели и задач урока. (5 мин)
Стихотворение, происхождение слова, МЧ, тема, задачи урока
4. Первичное усвоение материала. (8 мин)
Работа в парах (карточки желтого цвета) Проверка на слайде. Табличка + табличка
5. Первичная проверка понимания. (6 мин)
Работа в группах (карточки синего цвета) Фронтальная проверка.
6. Первичное закрепление. (13 мин)
Игра «Открой секрет», «Шуточные вопросы» Проверка на слайде, самост. раб с самопроверкой. Проверка на доске. У доски 4 ученика.
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)
8. Рефлексия. Подведение итогов занятия. (5 мин)
Графический диктант, взаимопроверка в парах. Тема, задачи урока, самоанализ работы (карточки), ОЦЕНКИ за урок.
Ход урока:
УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид работы | ||||||||||
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин) Цель: сформировать внешнюю и внутреннюю психологическую готовность у учащихся. | |||||||||||||
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
| - Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. - Эпиграфом к нашему уроку взяты слова древнеримского писателя Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». - Ребята, вы согласны с ним? (Слайд 1) | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки Учащиеся высказывают свои предположения | Фронтальная работа
| ||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности. (1 мин) Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации. | |||||||||||||
Регулятивные УУД (целеполагание) Коммуникативные УУД
|
- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными. Писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
- Запишите в тетради число, Классная работа. | Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.
Записывают в тетрадь. | Фронтальная работа
| ||||||||||
3. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. (5 мин) Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. а) Определение темы и задачи урока. Минутка чистописания. (3 мин) | |||||||||||||
Регулятивные УУД (целеполагание) Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД | - Послушайте стихотворение. Заранее,заранее Все было решено: У школьников собрание, Потом у них кино. Домой придёт Мой старший брат, Он мне расскажет Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему. А я большая! Я пойму. И вот он начал Свой рассказ: - они ползут, А он им – раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Её он спас, Он был с ней Заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я ещё мала: Я ничего не поняла. (А.Барто)
- Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имени героев, а заменял их местоимениями).
(Слайд 2)
На центральную доску прикрепляются карточки:
- Послушайте о происхождении этого слова. - Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. Оно о себе такого мнения:
| Подготовленный ученик читает стихотворение А.Барто. Учащиеся слушают. Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя. Учащиеся читают слово из выделенных букв. Ученик рассказывает о происхождении слова. Учащаяся отвечает на вопрос и читает стихотворение. Ученица читает стихотворение. | Фронтальная работа | ||||||||||
б) посадка учащихся | |||||||||||||
Регулятивные УУД (контроль) Коммуникативные УУД | - Напомнить вам, следим за своей посадкой. - Скажите, как мы пишем в тетрадях? - Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. | Учащиеся садятся правильно при письме.
| Фронтальная работа Индивидуальная работа | ||||||||||
в) Минутка чистописания. | |||||||||||||
Личностные УУД Регулятивный УУД (контроль, саморегуляция) Коммуникативные УУД Познавательные УУД | - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица) - Сформулируйте тему урока (Местоимение). (Слайд 4) - Сформулируем задачи урока Узнаем … каковы особенности личных местоимений. Научимся… распознавать личные местоимения. Повторим… орфографию, разбор предложения. - Молодцы! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают местоимения. Я мы ты вы он она оно они Учащиеся называют тему урока, формулируют задачи урока. | Фронтальная работа и Индивидуальная работа | ||||||||||
4. Первичное усвоение нового материала.(8 мин) Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | |||||||||||||
Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивный УУД (коррекция, самооценка) Коммуникативные УУД | - Перечислим еще раз все личные местоимения. (Слайд 5) Я и Мы, Ты и Вы, - Спасибо. - Работа в парах. Вспомните правила работы в парах: У вас на столе карточки. (Слайд 6) Задание: 1) Задание к данному тексту. Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть основу предложений. Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Проверка. - Кто прочитает получившейся текст. (Слайд 7) Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное) - Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении). -Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. На доске к личным местоимениям добавляется табличка: указывают на предмет, но не называют его. - Проверим наши выводы с учебником. - Открываем с. 52, правило. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА | Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя. Работа в парах. Записывают получившиеся предложения в тетрадь. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Этим она приносит пользу.
Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся читают правило в учебнике на с. 52. Учащиеся выполняют физминутку. | Фронтальная работа Работа в парах Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа | ||||||||||
5. Первичная проверка понимания нового материала. (6 мин) Цель: уметь решать учебно-познавательные задачи с помощью выбора способа и средств их реализации. | |||||||||||||
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (контроль, саморегуляция) | Давайте убедимся все друзья, Что без местоимений нам нельзя! - Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи. Дифференцированная работа в группах. - Предлагаю поработать в группах. - Вспомним правила работы в группах Вы –команда! Будьте активны! Слушайте друг друга! Спорьте честно, искренне! Сделайте работу интересной! 1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь. Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша. 2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус. 3 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями. Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё. 4 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. 5 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку. 6 группа: Подчеркни местоимения И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я. После выполнения всех заданий, все задания читают вслух . | Работа в группах (учащиеся объединяются в группы). Учащиеся читают получившийся текст. Каждая команда аргументирует свой выбор. | Фронтальная работа | ||||||||||
6. Первичное закрепление.(13 мин) Цель: Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | |||||||||||||
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (планирование, саморегуляция) |
Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь. - Взаимопроверка. (Слайд 9) - Игра «Шуточные вопросы» - Когда руки бывают местоимениями? ( когда они вы - мы – ты) - Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы) - Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно)
- Ребята, посмотрите на карточки. Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями. Ночью выпал снег. Он п..крыл землю пуш..стым к..вром. Налетела вьюга. Она п..дняла в воздух ле..кие сн..ж..нки. Они з..круж..лись в хороводе. Проверка на оборотной доске. Он покрыл землю пушистым ковром. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе. - Поднимите руки те, кто выполнил задание верно. | Учащиеся пишут в тетрадях слова. Учащиеся выполняют задания индивидуально, оценивают работу. 3 ученика, объясняя, вставляют пропущенные буквы, разбирают предложение по членам. | Индивидуальная работа | ||||||||||
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин) Цель: зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание. | |||||||||||||
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (контроль) | - Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110. - Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы по вариантам: 1 в. – глазки. 2 в. - змейка). | Учащиеся читают задание, определяют план выполнения упражнения. | Фронтальная работа | ||||||||||
8. Рефлексия. (5 мин) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; оценить собственную деятельность на уроке; | |||||||||||||
Познавательные УУД Коммуникативные УУД | Графический диктант (учитель читает утверждение: согласны «+», не согласны «-»)
Взаимопроверка в парах. Вот и кончился урок, Подвести пора итог. (Слайд 10) - Какова была тема нашего урока? - Справились ли мы с задачами урока? - Как отличить местоимение от других частей речи? - Какова роль местоимения в нашей речи? Заполняют таблицу: Самоанализ работы (достижения за урок) (Слайд 11)
- У кого получилось 4 плюса, кто на зелёном? - У кого получилось 3 плюса, кто на желтом? - Кто на зелёном? - Оценки за урок. - Урок окончен. | Учащиеся ставят знаки «+» или «-» Проверяют работу в парах. Учащиеся участвуют в беседе. Учащиеся выполняют самоанализ своей работы, определяют достижения за урок. | Фронтальная работа Индивидуальная работа |