«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок развития речи по рассказу И.С.Тургенева "Муму". (Презентация)

Презентация к уроку развития речи по рассказу "Муму" предназначена для учащихся 5 класса.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Подготовка к сочинению на тему:    «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“»      Урок развития речи

Подготовка к сочинению на тему:   «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“» 

Урок развития речи

Цели урока:

Цели урока:

  • дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;
  • показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;
  • познакомить с планом, по которому строится работа над сочинением.
ГЕРАСИМ   «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»

ГЕРАСИМ

  «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»

При описании Герасима И.С.Тургенев использует много сравнений: 1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». 2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть». 3. «Пойманный зверь».

При описании Герасима И.С.Тургенев использует много сравнений:

1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».

2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

3. «Пойманный зверь».

Сравнение Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим

Сравнение

Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим

Как выглядит Герасим?

Как выглядит Герасим?

Качества характера, которые проявляет Герасим:   СИЛА ТРУДОЛЮБИЕ АККУРАТНОСТЬ НАДЕЖНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ СЛОВО ЧЕСТНОСТЬ В ПОСТУПКАХ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ СОСТРАДАНИЕ ВЕЛИКОДУШИЕ ЧУТКОСТЬ

Качества характера, которые проявляет Герасим:

  СИЛА

ТРУДОЛЮБИЕ

АККУРАТНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ СЛОВО

ЧЕСТНОСТЬ В ПОСТУПКАХ

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ВЕЛИКОДУШИЕ

ЧУТКОСТЬ

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы (сильное преувеличение) Про кровать писатель говорит: «Сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы» . Когда Герасим косил, то мог  «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы (сильное преувеличение)

Про кровать писатель говорит: «Сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы» .

Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой».

Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».

- Какое положение занимал Герасим среди челяди?  - Как относился он к дворне?   «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих» (стр. 191)

- Какое положение занимал Герасим среди челяди? - Как относился он к дворне?

  «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих» (стр. 191)

Вывод   Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства .

Вывод

  Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства .

ПЛАН:   1. Кто такой Герасим?        2. Как он выглядит?        3. Какие поступки совершает?        4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?        5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?    6. Какое впечатление на меня произвел Герасим — главный герой рассказа «Муму».

ПЛАН:

  1. Кто такой Герасим?       2. Как он выглядит?       3. Какие поступки совершает?       4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?       5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?   6. Какое впечатление на меня произвел Герасим — главный герой рассказа «Муму».

Домашнее задание Написать сочинение по плану на тему: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“» 

Домашнее задание

Написать сочинение по плану на тему:

«Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“» 

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее