«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок "Путешествие по классам неорганических соединений".

В занимательной форме провести контроь знаний учащися 8 классов по классам неорганических веществ.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок игра. (8 класс)

Тема: «Путешествие по классам неорганических соединений».

Тип урока: проверка и коррекция знаний и умений.

Цели урока:

обучающая: в занимательной форме провести контроль знаний по теме «классы неорганических соединений» и взаимосвязь между ними. Проверить уровень сформированности основных понятий темы, умение классифицировать вещества, характеризовать их свойства и способы получения, а также наличие практических навыков в определении веществ.

Развивающая: развивать интерес к предмету химии, навыков самоанализа и взаимоконтроля.

Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности каждого перед коллективом.

Оборудование: набор карточек, цветные мелки, штатив с пробирками, таблица «путешествие по классам неорганических соединений».

Реактивы: HCI; Н2О (дистил.); NaOH; индикаторы.

Девиз: Чтобы совершенствовать разум надо больше размышлять, чем заучивать.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Ребята, мы с вами закончили изучение большой и важной темы «Классы неорганических соединений». Эта тема является одной из базовых тем для дальнейшего изучения курса неорганической химии. И сегодня вам предстоит показать свои знания и практические умения по этой теме.

Чтобы урок прошел более интересно, я предлагаю провести проверку знаний в форме соревнования между группами. Для этого весь класс делится на две команды и выбирает себе капитана.

Ваши знания на этом уроке будет оценивать компетентное жюри. В его состав входят лучшие учащиеся 10-11 классов, лаборант и учитель химии.

У каждого из учащихся будет возможность получить не одну, а несколько оценок, которые жюри занесет в свободную таблицу и из этих оценок будет выведена итоговая оценка по этой теме.

И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну «Соляндию». Но путь в эту страну неблизкий и нелегкий.

Прежде чем попасть в нее вам предстоит пройти дремучий лес, преодолеть высокие горы, топкое болото и быструю реку. На этом пути вас будут подстерегать всякие опасности и ловушки. Но преодолеть их сумеет только тот, кто хорошо владеет знаниями по теме «Классы неорганических соединений».

Победителем станет та команда, которая наберет за время путешествия наибольшее количество баллов и первая попадет в сказочную страну «Соляндию». Желаю вам успеха!

1этап Элементная сказочная поляна.


Учитель: Вы находитесь на элементной сказочной поляне. Отсюда и начинается ваше путешествие. На этой поляне цветут не обычные цветы, а химические элементы: металлы и неметаллы. Перед вами становиться непростая задача: используя химические элементы с это поляны, необходимо будет получить в конечном пункте путешествия класс «соли».

Задание:

Учитель. Со сказочной элементной поляны дорожка ведет в дремучий оксидонский лес, но вот беда, на этой дорожке злая баба-яга расставила для вас ловушки из заколдованных колец. Необходимо разгадать тайну заколдованных колец и тогда путь для вас будет свободный. Для этого впишите в кольца отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами.



I команда II команда








2 этап Оксидонский лес.

Вы справились с первым заданием и теперь оказались в оксидонском лесе. Здесь вам предстоит показать свои знания по классу «Оксиды».

1 задание: За первым деревом вас поджидает любопытный соловей-разбойник, который не пропустит если вы не ответите на все его вопросы:

  1. Какие классы неорганических соединений вы знаете?

  2. Что лежит в основе деления всех сложных неорганических веществ на классы?

  3. Как определить принадлежность сложного вещества к классу оксиды?

4) Какие оксиды бывают по химическим свойствам? Приведите примеры. (За каждый правильный ответ команда получает 1 очко).

2 задание: За другим деревом вас встречает сам хозяин леса - леший.
Он веселый малый и предлагает поиграть с ним в игру «третий-лишний»


I
вариант II вариант


1) P2O5; H2S; AI2O3 1) CO2; BaO; KOH


2) CO2; SO2; CaO. 2) CuO; P2O5; MgO.


3) CuO; BaO; Na2O. 3) SO2; CO2; SiO2.


После выполнения этого задания, листочки сдаются жюри, а правильные ответы проверяются всем классом.


3 этап Основайские горы

Учитель: Дальше путь вам преграждают крутые основайские горы. Здесь предстоит показать вам знания по классу «Основания». Эти горы почти невозможно преодолеть, но есть другой путь - через ущелье. Только вот беда, это ущелье охраняет злой трехгологош дракон

Чтобы дракона победить

Его голов надо лишить.

Помогут в этом знания

Уменье и старание.

Ну, а теперь, внимание!

Вот первое задание.

1 задание. Используя отдельные элементы и группы элементов необходимо составить формулы оснований и разделить их по свойствам на 2 группы.

I команда S; ОН; О; SO4; Cu; CI; Na; CO3; Ca; AI.

II команда SO3; Fe (II); F; ОН; К; NO3; Zn; О; Li; PO4.

(Кто из команд быстрее справится с заданием, получит дополнительное очко).

Учитель: Заданье выполнили вы, дракон лишился головы!

Да ... этот злой дракон -

Пренеприятная особа.

Заданье вновь подсунул он

Решая же, смотрите в оба!

2 задание. Тестирование.

Проверка знаний химических свойств оснований, (смотрите приложение).

Вот молодецкое решенье

Сообразительность, терпенье

Вам помогли, ответ готов

Дракон лишился двух голов!

Как третью голову снести?

Дракона нужно потрясти

Своими знаниями и умениями

Осуществлять химические превращения.

3 задание. «Шаг за шагом»

Кто быстрее из команд справиться с этим заданием? К доске вызываются учащиеся из каждой команды и выполняют это задание.

ВаО

I команда Ва ► Ва (ОН) 2

СаО

II команда Са -Са (ОН) 2

После выполнения задания жюри проверяет и оценивает команды.

Учитель. Заданье выполнили вы - злодей лишился головы! Вы дракона победили, путь себе освободи

4 этап. Физкультурная пауза.

Учитель. А сейчас, чтобы восстановить cилы, перед новым и сложным этапом, необходимо сделать привал и передохнуть. (Учащиеся выполняют несколько физических упражнений для восстановления работоспособности).


5 этап. Кислотное болото.

Учитель. На вашем пути снова преграда - топкое кислотное болото, чтобы в нем не утонуть, необходимо справиться с заданиями по классу «Кислоты».

1 задание. «Оживите схему»

неметалл → кислотный оксид → кислота

Это задание предлагается выполнить капитанам команд. Для первой команды с элементом S (сера).

Для второй команды с элементом Р (фосфор).

Составьте уравнения реакций этих превращений.

6 этап. «Экспериментальная река».

Учитель. Перед вами новое препятствие «экспериментальная река». Чтобы переправиться через эту быструю реку необходимо показать свои практические умения в определении веществ.

Перед вами три пронумерованные пробирки. В них находятся: кислота, щелочь и вода.

Задание: Определите в какой пробирке находится каждое вещество. При работе с веществами не забывайте соблюдать правили техники безопасности.

После выполнения эксперимента сразу же проверяются результаты работы ко

7 этап. «Заключительный»

Учитель. Итак, ребята, вы успешно преодолели все препятствия на этом пути. Сейчас вы находитесь у стен прекрасной страны «Соляндии». Но двери ее закрыты. Чтобы они открылись для вас, необходимо справиться с последним и самым сложным заданием.


Задание. Из элементов сказочной поляны (металла и неметалла) необходимо получить соль, используя при этом в цепочке превращений все классы соединений с которыми встретились на пути.


I команда Ba → … → …

соль

S → … → …


I I команда Ca → … → …

соль

P → … → …

8 этап. Подведение итогов

Жюри сообщает результаты на всех этапах путешествия и подводит итоги. В конце урока определяется команда победителей.









Приложение

К уроку «Путешествие по классам неорганических соединений».

Тема «Химические свойства оснований.

3 этап, задание № 2

Задание. Выберите для каждого основания характерные свойства. Если это свойство характерно для данного основания в пустой клеточки напротив ставьте знак «+», если нет знак «—».

Вариант 1.




Zn(OH)2

Fe(OH)2

КОН

1. Взаимодействует с растворами солей

2. Разлагается при нагревании

3. Взаимодействует с кислотами

4. Раствор фенолфталеина окрашивается в малино­вый цвет





Вариант 2.




Си(ОН)2

NaOH

А1(ОН)3

1. Взаимодействует с кислотами.

2. Взаимодействует с раство­рами солей.

3. Разлагается при нагревании.

Раствор фенолфталеина

окрашивается в малиновый цвет.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее