Урок игра. (8 класс)
Тема: «Путешествие по классам неорганических соединений».
Тип урока: проверка и коррекция знаний и умений.
Цели урока:
обучающая: в занимательной форме провести контроль знаний по теме «классы неорганических соединений» и взаимосвязь между ними. Проверить уровень сформированности основных понятий темы, умение классифицировать вещества, характеризовать их свойства и способы получения, а также наличие практических навыков в определении веществ.
Развивающая: развивать интерес к предмету химии, навыков самоанализа и взаимоконтроля.
Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности каждого перед коллективом.
Оборудование: набор карточек, цветные мелки, штатив с пробирками, таблица «путешествие по классам неорганических соединений».
Реактивы: HCI; Н2О (дистил.); NaOH; индикаторы.
Девиз: Чтобы совершенствовать разум надо больше размышлять, чем заучивать.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Ребята, мы с вами закончили изучение большой и важной темы «Классы неорганических соединений». Эта тема является одной из базовых тем для дальнейшего изучения курса неорганической химии. И сегодня вам предстоит показать свои знания и практические умения по этой теме.
Чтобы урок прошел более интересно, я предлагаю провести проверку знаний в форме соревнования между группами. Для этого весь класс делится на две команды и выбирает себе капитана.
Ваши знания на этом уроке будет оценивать компетентное жюри. В его состав входят лучшие учащиеся 10-11 классов, лаборант и учитель химии.
У каждого из учащихся будет возможность получить не одну, а несколько оценок, которые жюри занесет в свободную таблицу и из этих оценок будет выведена итоговая оценка по этой теме.
И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну «Соляндию». Но путь в эту страну неблизкий и нелегкий.
Прежде чем попасть в нее вам предстоит пройти дремучий лес, преодолеть высокие горы, топкое болото и быструю реку. На этом пути вас будут подстерегать всякие опасности и ловушки. Но преодолеть их сумеет только тот, кто хорошо владеет знаниями по теме «Классы неорганических соединений».
Победителем станет та команда, которая наберет за время путешествия наибольшее количество баллов и первая попадет в сказочную страну «Соляндию». Желаю вам успеха!
1этап Элементная сказочная поляна.
Учитель: Вы находитесь на элементной сказочной поляне. Отсюда и начинается ваше путешествие. На этой поляне цветут не обычные цветы, а химические элементы: металлы и неметаллы. Перед вами становиться непростая задача: используя химические элементы с это поляны, необходимо будет получить в конечном пункте путешествия класс «соли».
Задание:
Учитель. Со сказочной элементной поляны дорожка ведет в дремучий оксидонский лес, но вот беда, на этой дорожке злая баба-яга расставила для вас ловушки из заколдованных колец. Необходимо разгадать тайну заколдованных колец и тогда путь для вас будет свободный. Для этого впишите в кольца отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами.
I команда II команда
2 этап Оксидонский лес.
Вы справились с первым заданием и теперь оказались в оксидонском лесе. Здесь вам предстоит показать свои знания по классу «Оксиды».
1 задание: За первым деревом вас поджидает любопытный соловей-разбойник, который не пропустит если вы не ответите на все его вопросы:
Какие классы неорганических соединений вы знаете?
Что лежит в основе деления всех сложных неорганических веществ на классы?
Как определить принадлежность сложного вещества к классу оксиды?
4) Какие оксиды бывают по химическим свойствам? Приведите примеры. (За каждый правильный ответ команда получает 1 очко).
2 задание: За другим деревом вас встречает сам хозяин леса - леший.
Он веселый малый и предлагает поиграть с ним в игру «третий-лишний»
I вариант II вариант
1) P2O5; H2S; AI2O3 1) CO2; BaO; KOH
2) CO2; SO2; CaO. 2) CuO; P2O5; MgO.
3) CuO; BaO; Na2O. 3) SO2; CO2; SiO2.
После выполнения этого задания, листочки сдаются жюри, а правильные ответы проверяются всем классом.
3 этап Основайские горы
Учитель: Дальше путь вам преграждают крутые основайские горы. Здесь предстоит показать вам знания по классу «Основания». Эти горы почти невозможно преодолеть, но есть другой путь - через ущелье. Только вот беда, это ущелье охраняет злой трехгологош дракон
Чтобы дракона победить
Его голов надо лишить.
Помогут в этом знания
Уменье и старание.
Ну, а теперь, внимание!
Вот первое задание.
1 задание. Используя отдельные элементы и группы элементов необходимо составить формулы оснований и разделить их по свойствам на 2 группы.
I команда S; ОН; О; SO4; Cu; CI; Na; CO3; Ca; AI.
II команда SO3; Fe (II); F; ОН; К; NO3; Zn; О; Li; PO4.
(Кто из команд быстрее справится с заданием, получит дополнительное очко).
Учитель: Заданье выполнили вы, дракон лишился головы!
Да ... этот злой дракон -
Пренеприятная особа.
Заданье вновь подсунул он
Решая же, смотрите в оба!
2 задание. Тестирование.
Проверка знаний химических свойств оснований, (смотрите приложение).
Вот молодецкое решенье
Сообразительность, терпенье
Вам помогли, ответ готов
Дракон лишился двух голов!
Как третью голову снести?
Дракона нужно потрясти
Своими знаниями и умениями
Осуществлять химические превращения.
3 задание. «Шаг за шагом»
Кто быстрее из команд справиться с этим заданием? К доске вызываются учащиеся из каждой команды и выполняют это задание.
ВаО
I команда Ва ► Ва (ОН) 2
СаО
II команда Са -►Са (ОН) 2
После выполнения задания жюри проверяет и оценивает команды.
Учитель. Заданье выполнили вы - злодей лишился головы! Вы дракона победили, путь себе освободи
4 этап. Физкультурная пауза.
Учитель. А сейчас, чтобы восстановить cилы, перед новым и сложным этапом, необходимо сделать привал и передохнуть. (Учащиеся выполняют несколько физических упражнений для восстановления работоспособности).
5 этап. Кислотное болото.
Учитель. На вашем пути снова преграда - топкое кислотное болото, чтобы в нем не утонуть, необходимо справиться с заданиями по классу «Кислоты».
1 задание. «Оживите схему»
неметалл → кислотный оксид → кислота
Это задание предлагается выполнить капитанам команд. Для первой команды с элементом S (сера).
Для второй команды с элементом Р (фосфор).
Составьте уравнения реакций этих превращений.
6 этап. «Экспериментальная река».
Учитель. Перед вами новое препятствие «экспериментальная река». Чтобы переправиться через эту быструю реку необходимо показать свои практические умения в определении веществ.
Перед вами три пронумерованные пробирки. В них находятся: кислота, щелочь и вода.
Задание: Определите в какой пробирке находится каждое вещество. При работе с веществами не забывайте соблюдать правили техники безопасности.
После выполнения эксперимента сразу же проверяются результаты работы ко
7 этап. «Заключительный»
Учитель. Итак, ребята, вы успешно преодолели все препятствия на этом пути. Сейчас вы находитесь у стен прекрасной страны «Соляндии». Но двери ее закрыты. Чтобы они открылись для вас, необходимо справиться с последним и самым сложным заданием.
Задание. Из элементов сказочной поляны (металла и неметалла) необходимо получить соль, используя при этом в цепочке превращений все классы соединений с которыми встретились на пути.
I команда Ba → … → …
соль
S → … → …
I I команда Ca → … → …
соль
P → … → …
8 этап. Подведение итогов
Жюри сообщает результаты на всех этапах путешествия и подводит итоги. В конце урока определяется команда победителей.
Приложение
К уроку «Путешествие по классам неорганических соединений».
Тема «Химические свойства оснований.
3 этап, задание № 2
Задание. Выберите для каждого основания характерные свойства. Если это свойство характерно для данного основания в пустой клеточки напротив ставьте знак «+», если нет знак «—».
Вариант 1.
| Zn(OH)2 | Fe(OH)2 | КОН |
1. Взаимодействует с растворами солей 2. Разлагается при нагревании 3. Взаимодействует с кислотами 4. Раствор фенолфталеина окрашивается в малиновый цвет |
|
|
|
Вариант 2.
| Си(ОН)2 | NaOH | А1(ОН)3 |
1. Взаимодействует с кислотами. 2. Взаимодействует с растворами солей. 3. Разлагается при нагревании. Раствор фенолфталеина окрашивается в малиновый цвет. |
|
|
|