«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок "Пусть миром правит доброта"

Урок поможет ребятам расширить своё представление о таком понятии морали, как доброта; сформирует у них уверенность в том, что добро нужно начинать из самого себя, стимулировать к добрым поступкам развивает желание у детей идти дорогою добра, развивает критическое мышление, творческое представление, связную речь; урок воспитывает лучшие человеческие качества.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Пусть миром правит доброта.

Цель: - Расширить представление детей о таком понятии морали, как доброта;

- формировать уверенность в том, что добро нужно начинать из самого себя, стимулировать к добрым поступкам;

- развивать желание у детей идти дорогою добра, развивать критическое мышление, творческое представление, связную речь;

- воспитывать лучшие человеческие качества.

Оборудование: интерактивная доска, презентация урока, тексты,

карточки.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Вступительная беседа учителя. Сегодня у нас с вами необычный урок, у нас много гостей, ( приветствие гостей) .

Давайте настроимся на урок, обратимся к нему мысленно:

« Урок! Ты ступенька в моей жизни.

Помоги мне стать хорошим человеком. Я буду расти, буду мыслить,

я буду хорошо учиться и верю, что у меня все получится». Сели


В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям. ( С. Островой)



На доске разбросаны лучики солнца, соберите из них слово. Это главное слово нашего урока.

- ДОБРОТА

  • Попробуем проникнуть в глубину этого слова. Узнаем, что оно несёт в себе другим.

  • Что такое добро?

  • Где оно живёт?

Добро – умение сочувствовать, сострадать, умение прийти на помощь, откликаться на чувства других.

  • Что вы чувствуете, когда вам дарят добро? ( тепло на душе, хорошее настроение, хочется петь, танцевать).

В глубине вашего сердечка сильнее разгорается огонёк теплоты, помощи и стремиться к окружающим. Горит и не гаснет всю жизнь.

- огонёк тепла и света



Сегодня на уроке мы прикоснемся к таким понятиям как доброта, милосердие. Работа в тетради, число, тема урока.

  1. Первичное восприятие материала.

Человек живет в обществе и не может не задумываться над тем, как к нему относятся окружающие, как оценивают его поступки. А оценивают по тому , как человек относится к другим людям. Вспомните то время, когда вы были маленькими. Вы слушали мамины сказки и уже тогда чувствовали где добро, а где зло, учились различать их.

  1. Ассоциативный куст.

С чем у вас ассоциируется доброта ( свет, солнце, радость, счастье, улыбка, смех);

Зло (темень, страх, слезы, холод, болезнь, беда);

Работа в тетради, записать в две колонки ДОБРО ЗЛО.


  1. Испокон веков наши предки толковали значение и важность добра в народной мудрости – пословицах.

Работа в группах

Давайте сейчас составим из слов пословицы о доброте

Добрые слова дороже богатства.

Не ищи красоты, ищи доброты.

От доброго слова и лёд растает.

Доброе слово доходит до сердца.

Жизнь дана на добрые дела.

Составить пословицу, объяснить её смысл.

Работа в тетради, запись одной пословицы.

  1. Сказочные герои из сказок.

Добро – не только дела, а мысли, слова. Очень много его в сказках. Можете оценить, добрый ли этот сказочный герой.) хлопните в ладоши – если да, закройте ладошкой глаза – если – нет)


Дюймовочка Баба Яга, Золушка,Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Мальвина.

Кому дарили добро сказочные герои?

- дарит всем окружающим





  1. Рассказ учителя о Матери Терезе.

Если человек хороший, с ним всем хочется дружить и все его любят.

Я хочу вам рассказать о замечательном человеке, знаменитой монахине ХХ века Матери Терезе.

Ее называли» живой святой» за ее добрые дела. Она многие десятилетия помогала беднейшим, ничего не требуя взамен. Она первая в Индии открыла дом для умирающих бездомных. Вскоре был построен приют для брошенных детей. Затем дом для престарелых нищих. Когда ей подарили шикарный лимузин, за ее труды, она продала его и на вырученные деньги построила дом для умственно неполноценных людей.

Следующую свою награду, Нобелевскую премию, она отдала на строительство приютов больных проказой и СПИДом. 15 лет назад в возрасте 87 лет Мать Тереза покинула этот мир , но ее дела, ее образ в сердцах многих людей.

Делая добрые дела Мать Тереза требовала что-то взамен?

- ничего не требует взамен



7. Составление «Тропинки добра».

Я думаю мы все с вами тоже мечтаем о добре, которое мы сделаем для окружающих. На партах лежат рисунки ваших шагов, по которым мы будем ступать на тропинку добра, напишите на них свою мечту добрых дел и клеим на тропинку.

8.Физминутка.

Если добр ты – улыбнись! Раз! Два!

Руку дружбы протяни! Три! Четыре!

Начинаем все плясать! Это пять!

Шесть и семь! Тихонько всем ,

Повторили все сначала! Восемь! Девять!

Покружились в танце, дети!

Девять! Десять! Тихо сели.

Ведь к работе нам пора, уже десять, детвора!


  1. Работа над текстом .В.Сухомлинского «Нина».

Василий Александрович Сухомлинский – великий педагог, мудрый учитель, прекрасный человек. Он отдал детям красоту и тепло своей души, он нес в своих ладонях свое сердце, потому, что действительно был добрым и открытым человеком ко всем, кто его окружал.

В.А. Сухомлинский не просто учил детей, он прививал каждому ребенку наилучшие человеческие качества, воспитывал в них доброту, человечность, чуткость, уважение и любовь к близким людям.

Послушайте рассказ и скажите: - Что пожелала мама своей дочери?


Нина

Нина жила в большой дружной семье. У неё была мама, папа, два братика, сестричка и бабушка. Нина в семье самая маленькая, ей восьмой год. Бабушка самая старшая, ей уже 82 года.

Когда бабушка кушает, у неё дрожат руки. Несёт она ложку ко рту, а ложка дрожит из неё капает на стол.

Вскоре у Нины День рождения. Мама сказала, что будет праздничный обед и Нина может пригласить своих подружек. Вот и гости пришли. Мама накрывает праздничную скатерть на стол. А Нина думает: « Это ж и бабушка сядет за стол, а у неё руки дрожат… Подруги смеяться будут. Расскажут в классе, что у Нининой бабушки руки дрожат».

Нина тихонько подошла к маме и говорит:

- Мама, пусть бабушка с нами за стол не садится.

- А почему? – удивилась мама.

- У неё руки дрожат. На стол капает.

Мама побледнела. Не сказала ни слова. Сняла белую скатерть со стола и спрятала её в шкаф.

Она долго сидела молча. А потом сказала:

« Бабушке нездоровится. Поэтому праздничного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с Днём рождения. Моё тебе пожелание – быть человеком!»


- Что пожелала мама Нине?

- Что значит « быть человеком»?

Да, «быть человеком» - это уважать старость, внимательно, сочувственно относиться ко всем проявлениям старости, помня, что никто в этой жизни не вечный и каждый когда то станет стареньким и слабым.

Чтение рассказа цепочкой.

Выборочное чтение. Прочитайте, почему Нина не захотела что бы бабушка села за праздничный стол?

Как отреагировала мама на просьбу дочери?

Как поступила Нина?


  1. Игра « Что такое хорошо, что такое плохо» Чтение стихов детьми.


1. Если с другом разделил ты свою конфету-

Хорошо ты поступил. каждый знает это!


2. Ты узнал чужой секрет и разнес сейчас же.

Это плохо, хуже нет, это подло даже!


3. Если подал ты при всех девочке пальтишко,

Ты – культурный человек, мировой мальчишка!


4. Если ты, как дикий зверь, сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь, человеком зваться!


5. Если ты пригрел кота, кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота, только так и нужно!


6. Ты подбил собаке глаз, бросил кошку в лужу,

Будь уверен, в сорок раз, ты собаки хуже!


7. Уважай людей вокруг, старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг, назовут хорошим!


8. Но как бы нас жизнь не ломала,

В ней некое волшебство…

Хороших людей слишком мало,

И все - таки их – большинство!


  1. Стань добрым волшебником,

Ну – ка, попробуй,

Тут хитрости вовсе не надо особой.

Понять и исполнить желанье другого.

Одно удовольствие, честное слово!


  1. Не стой в стороне равнодушным,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку можно,

В любую минуту, всегда!


  1. И если кому – то поможет,

Твоя доброта и дружба твоя.

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

Так приятно ли делать людям добро.?

- приносить приятно и радостно

  1. Мы – поэты

Слова этого стихотворения передавались из поколения в поколение, но некоторые слова стёрлись. Помогите восстановить стихотворение.

Читаем слова ( солнышку, добрый, семья, добре, всход)

Семя добрый (всход) даёт.

Если на ( добре ) растёт.

Если к (солнышку) стремиться,

Если ветра не боится.

Если добрая (семья)

Если ты живёшь, любя,

Скоро из тебя взойдёт

Добрый и чудесный всход!

Что за семечко взрастёт? О ком идет речь?

Давайте вместе прочитаем, что такое добро?



Доброта - - огонёк тепла и света;

- дарит всем окружающим;

- ничего не требует взамен;

- приносить приятно и радостно.





11. Итог урока.

Я благодарна вам за урок, за вашу помощь.

Сегодня мы с вами поговорили о доброте. О хороших и добрых людях. Сейчас вы учитесь в школе, но вырастите и будет из вас кто - врачом, кто – то учителем, кто – то шофером. Но прежде всего вы должны быть честными, добрыми, отзывчивыми, хорошими людьми.

Надо делать много хорошего и доброго, чтобы мы были счастливы.

У каждого человека есть свой Ангел хранитель.

Когда человек делает добрые дела, он счастлив и улыбается, но когда человек творит зло, он плачет.

Надо стараться всем и во всем быть полезным и чтобы ваш Ангел хранитель всегда улыбался.

  1. Песня «Улыбнись» с презентацией.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее