МБОУ ИНЗЕНСКАЯ СШ №4
Урок-проект по теме «Земля – наш общий дом»
Автор: Колотилина Г. В.
Учитель начальных классов,
Назначение материалов
Урок-проект по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Урок предназначен для учащихся 3-го класса.
Тип занятия: Урок-проект.
Тема урока: «Земля - наш общий дом»
Класс: 3
Форма проведения: Презентация проекта.
Цель занятия:
- Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.
- Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.
- Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.
- Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, клетка, подарки, письма, плакаты.
Методическая литература: Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная деятельность младших школьников; Н. А. Рыжова «Напиши письмо сове» (экологический проект); М. К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2010год.
Паспорт проекта:
◆ Название – «Наш общий дом природа»;
◆ Мероприятие, в рамках которого проводится работа – урок закрепления в разделе «Земля наш общий дом»
◆ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский язык, музыка.
◆ Участники – ученики 3 класса
◆ Проблема – Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружа-ющую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?
◆ Цель проекта:
Образовательная:
- изучение условий жизни на Земле;
- изучение экологической проблемы Земли;
Развивающая:
- развитие аналитического, абстрактного мышления;
- развитие умений применять знания на практике;
- развитие познавательной поисковой деятельности;
- развитие умений учебного труда;
- развитие воли и самостоятельности.
- формирование познавательной и исследовательской деятельности;
- формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);
- формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию, умение выдвигать гипотезы);
- формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);
- формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)
- формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).
Воспитательная:
- воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,
- воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание умений работать в группе, в коллектив;
- воспитание эстетических взглядов
- воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.
Задачи: формировать представление учащихся об экологической грамотности.
- развитие умения находить нужную информацию по данной теме;
- воспитание гуманности.
◆ Вопросы
- узнать, собрать и изучить материал на тему: «Условия жизни на Земле»
- как эта тема волнует людей;
- как ученики могут помочь своей малой Родине?
- нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».
- написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»
- выучить песню «Птичка»
- участвовать в экологическом проекте «Напиши письмо любимому животному»
- участие в проведении опытов, выдвигая гипотезы, и делая выводы;
- на уроках технологии изготовить конверты для писем животным и почтовый ящик;
- участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.
◆ По доминирующей деятельности учащихся – информационно-исследовательский;
◆ По характеру контактов – внутриклассный, групповой.
◆ Учебный проект с точки зрения учителя – средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.
◆ Учебный проект с точки зрения ученика – возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Метод учебного проекта характеризуется как:
- деятельностный подход к обучению;
- личностно ориентированный;
- построен на методах проблемного обучения;
- обучение групповой деятельности;
- развитие самовыражения учащихся;
- формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической сферах;
- воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность, творчество.
◆ По продолжительности – долгосрочный.
◆ Форма продукта – книжки-самоделки по темам исследования, оформление стенда «Наш общий дом- природа»
Ход урока:
I Введение. Постановка целей и задач урока.
Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется ……
(Земля наш общий дом).
И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте «Наш общий дом – природа».
II Утверждение тематики проекта.
- Кто прочитает тему нашего урока? (запись на доске)
- Почему именно так называется наш заключитель-ный урок? (подумайте и на этот вопрос вы мне ответите в конце урока). Сегодня мы работаем по такому плану. (план на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- В вашем понимании, что такое дом? (где приятно, безопасно, уютно).
- Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитате-ли водных просторов имеют дом? ( Да)
- Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)
- Значит их дом можно назвать одним словом (природа)
- Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).
И вот об этом как раз наш рассказ – песня (инсценирование) «Песня о птичке».
- Какой вывод мы можем сделать? (нельзя ради забавы брать животных).
III. Защита проекта.
Животные, птицы, всё живое стремится в свой дом, потому что дом должен дарить радость.
- А где же живёт человек?
- Какое отношение мы имеем к природе?
- И вообще является ли природа нашим домом?
Давайте проследим связь между природой и жизнедеятельностью человека, и в этом нам помогут наши эксперты, которые очень тщательно исследовали каждый вопрос.
Презентация.
- Слово имеют эксперты в области Солнца : Пищулин Павел, Красилова Алиса
Павел:
Солнце – это огненный шар, это звезда, представляющая собой сгусток раскалённого газа.
Внутри него, в ядре, в самом сердце солнца происходит постоянное движение между частицами водорода, которые при столкновении друг с другом образуют гелий. В результате этого оно богато теплом и светом, что очень важно для нас и всего живого.
Алиса: Чем же для нас так важно Солнце?
Ответы детей:
1) Смена дня и ночи.
2) Смена времён года.
3) От Солнца зависит выпадание осадков.
4) Рост и развитие растений.
5) Урожай и плодородие, значит питание всего живого.
6) Круговорот воды в природе.
7) Настроение и работоспособность.
8) Борьба с бактериями и вирусами – значит наше здоровье.
9) Насыщение воздуха кислородом (процесс фотосинтеза).
10) Отдых (купаемся, загараем).
Алиса:
Но солнце нас не только радует, но и пугает т.к.
а) Стали не редки случаи облучений, которые приводят к заболеванию кожи.
б) Участились пожары.
в) От высокой температуры и жары у пожилых людей не выдерживает сердце.
г) Грядёт глобальное потепление, изменяется климат Земли.
Учёные считают, что Солнце будет расширяться, а значит могут пострадать ближайшие планеты Меркурий, Венера, Земля. С 1996 года за изменениями Солнца ведёт круглосуточное наблюдение космический зонд « Сохо».
Павел:
Мы тоже взволнованы этими проблемами и своё отношение мы выразили в рисунках, представленных на нашем стенде (показывает рукой).
Прежде чем я приглашу следующую пару участников нашего проекта отгадайте загадку. О чём они поговорят с вами ?
В морях и в реках обитает
И часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю падает опять (вода)
С нами поделятся своими знаниями эксперты по воде Сазонова Ксения и Шувалова Кристина
Ксения:
Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна.
Водяные пары нежно окутывая Землю, сохраняют тепло, как ватное одеяло. Лучше всех нам понятен круговорот воды в природе. Только вода без труда переходит из одного состояния в другое и наоборот. (Приведите примеры).
- Только вода имеет три состояния. Какие?
- От чего зависят различные состояния воды? (от температуры).
- Говорят, что вода есть везде. Где? (в воздухе, в растениях, на земле и под землёй, мы состоим из воды).
- Почему же вода является условием жизни на Земле?
Чем же она для нас так важна?
Ответы детей:
1) Растения получают растворённые в воде питательные вещества.
2) В воде обитает множество животных – это их дом.
3) Вода не только поит, но и кормит. (рыболовный промысел.)
4) Благодаря воде люди получают электрический ток.
5) Вода моет: людей, машины, города, фабрики……
6) Вода – это дорога (корабли, баржи.)
7) Вода нам нужна дома.
8) Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные вещества).
9) Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение
Кристина:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся
На плите у вас кипит
Паром в чайнике шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Учёные подсчитали, что 97,5% всех запасов воды составляет солёная вода. 2% - ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% - это запас пресной воды, которая так необходима нам.
Ксения: Нам не безразлична эта проблема тому свидетельство наши сочинения по теме: «Каким я вижу этот мир».
Какой же сделаем вывод? (берегите воду)
Физ. минутка.
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде
То сомкнутся, разомкнутся
То зароются в песке
Ну а сейчас мы выслушаем экспертов которые нам расскажут о проблемах воздуха: Макеев Николай и Столярова Ольга
Николай:
Что бы понять на сколько важен человеку воздух сравним: без солнца человек будет жить, но будет болеть и голодать,без воды сможет прожить только 5 дней, а без воздуха? (песочные часы)
Проведём эксперимент: зажмите нос, сколько вы продержитесь? (одну-две минуты).
Ольга:
Мы его не замечаем
Мы о нём не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Воздух смесь газов среди них основные: азот, кислород, углекислый газ.
Воздух это атмосфера, это воздушная оболочка, которая защищает нашу землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации и метеоритов. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели, а лучи солнца сожгли всё живое.
Николай : Человеку необходимо для дыхания 600литров кислорода только на один день. Но в процессе деятельности человека происходят загрязнение воздуха. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5
миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Антарктикой, времена мирасширяющиеся и временами уменьшающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода.
Какие источники загрязнений вам известны?
Ответы детей:
1) Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.
2) Автомобили выделяют выхлопные газы.
3) Мусор выделяет вредные вещества.
4) Уничтожаются леса, цветы, травы.
Какой сделаем вывод? (берегите воздух)
Эту проблему мы отразили в своих книжках-самоделках где исследовали интересующие нас вопросы.
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
Автор: О. Бундур
Наш эксперт в области почвы исследовал эту проблему и сейчас поделится своими знаниями Половов Андрей.
Андрей:
Почва – природное богатство.
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Почему же почва это богатство?
Ответы детей:
1) От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.
2) Плодородие земель позволяет из одного зёрнышка получить 20.
3) Почва – среда обитания (это дом).
4) Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.
5) Прогулки на свежем воздухе - это здоровье
Почему она нуждается в защите? Что бы образовался слой почвы в несколько см. нужно от 100 до 1000 лет.
В образовании почвы участвуют:
- Растения
- Лишайники
- Микроорганизмы
- Останки животных
В природе всё взаимосвязано. Порви природную цепочку и всё перестанет существовать. Без золота – то проживёшь, а без почвы?
Какой сделаем вывод? (берегите почву).
Физкультминутка – игра «да, нет»
Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой.
Если нет – присядьте.
- Я мусорю на улице
- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет
- Я берегу воду и закрываю кран
- Бабочку я отпускаю на волю
- Бумагу трачу попусту
- Овраги это хорошо
- Охрана природы приносит пользу
- Я люблю нюхать выхлопные газы
- Планета Земля наш общий дом
IV. Самостоятельная работа в группах
Как вы думаете, есть ли связь между загрязненной окружающей средой и животным миром? (да)
Давайте рассмотрим, какие проблемы гибели животных существуют. Для этого разделимся на две команды.
Вам необходимо:
1. Придумать название своей команды, которая стоит на защите животных.
2. Кратко определить проблему гибели животных.
Представлены 8 картинок:
*Природные катастрофы, вследствие чего гибнут животные
*Лесные пожары
*Охота и браконьерство
*Борьба ядохимикатами с вредителями сельского хозяйства
*Мусор
*Аварии и столкновения с транспортом
*Болезни
(через 2 минуты обсуждения дети выходят и делают краткие выводы, опираясь на картинки)
V. Работа с учебником и тетрадью
Т.С. 45 У.С.81
Правильно ли поступают люди? (обсуждения и выводы)
VI. Творческая часть проекта: «Напиши письмо животному»
Стук в дверь. Входит почтальон и из сумки достаёт письма адресантам.
Работа в парах.
Чтение друг другу своих писем. Заслушиваем одно письмо.
VII. Клип песни «Красная книга» (О. Газманов)
Что бы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком.
Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Будущее благополучие и сохранение её ресурсов в наших руках дорогие ребята!
VIII. Подарки (брелок- глобус)
IX. Итог урока.
- Что вам запомнилось на уроке?
- Почему наш заключительный урок мы назвали «Земля наш общий дом?» (природа – важнейшее условие жизни людей, нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища.
Всё это даёт нам природа)
X. Рефлексия
- кого бы вам хотелось, поблагодарить из ребят? Что вам понравилось?
- что для вас было самым трудным в данном проекте?
- каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта?
XI. Оценивание детей
XII. Домашнее задание
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. (Леонардо да Винчи)
План урока.
1. Постановка целей и задач урока.
2. Утверждение тематики проекта.
3. Защита проекта.
4. Работа в группах.
5. Работа с учебником и тетрадью.
6. «Письмо животному».
7. Клип.
8. Подарки.
9. Итог урока.
10. Выводы о проекте