Дата: 23.01.2018
Урок внеурочной деятельности шахматы
Тема: Пешка в игре
Цель: создать условия для знакомства с шахматной фигурой пешка.
Задачи занятия:
Обучающие:
знакомство с шахматной фигурой пешка
дать представление о некоторых аспектах истории шахмат.;
выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры
выработать навык работы с шахматной доской;
научить расставлять начальную позицию.
Развивающие:
способствовать развитию памяти, внимания;
развить логическое мышление;
развить творческую активность.
Воспитательные:
воспитать навыки работы в коллективе
повысить шахматную культуру
побудить к стремлению к успеху через труд.
выработать позитивное отношение к процессу обучения
выработать навык работы в обучающей игре.
Повторить пройденный материал.
Ход занятия:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.момент | Здравствуйте, дети! Сегодня наш урок необыкновенный, к нам приехали тренера по шахматам из разных школ. Сегодня они будут наблюдать как вы работаете. А мы всегда работаем очень хорошо. | Здравствуйте! |
Повторение пройденного материала | Сейчас мы с вами повторим пройденный материал. Что такое шахматная доска?
Делится на белые и черные. Сколько белых клеток, и сколько черных? На шахматной доске ведется сражение белой и черной армии. Это шахматная доска. На каких полях ничего не растет? Из каких досок не строят теремок? В каких клетках не держат зверей? В шахматы обычно играют два партнера или, по-другому, противника. Только ли из полей состоит доска? Как называются линии на доске? Правильно, горизонталь, вертикаль и диагональ. Покажите на руках. Сколько белых полей в каждой горизонтали, вертикали? Что делают партнеры, противники за шахматной доской? Что такое диагональ? Диагональ – это любая прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Большая диагональ – диагональ из скольки полей? Всего на шахматной доске 26 диагоналей, 13 белых и 13 черных. Что такое центр? Сколько полей в больших диагоналях? Сколько полей в самых коротких диагоналях? Сколько на доске больших диагоналей? Бывают ли черно-белые диагонали? Сколько полей в центре? Сколько белых полей в центре? А черных полей?
Какая фигура похожа на лошадь? На башню? Какая фигура выше ферзь или король? Какая фигура ниже слон или пешка? |
Игровое поле квадратной формы, разбитое на 64 клетки.
По 32 клетки.
На шахматных Из шахматных В шахматных
Нет Вертикаль, горизонталь, диагональ
По 4 Играют
8
Это четыре поля в середине шахматной доски. 2 4 2 Нет, они одноцветные 4 По 2 |
Начальное положение | Что значит начальное положение?
Расставьте белые фигуры. Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? А черных? Каких фигур на доске больше всего? Меньше всего? Какие фигуры стоят в углах доски? Какие фигуры расположены между ладьями и конями? Какие фигуры находятся между слонами и королями? На всех ли горизонталях стоят фигуры? На всех ли вертикалях стоят фигуры? Стоят ли в начальном положении фигуры в центре? | Фиксированное положение фигур перед каждой шахматной партией.
8,2,2,2,1,1
Пешек, королей и ферзей
Ладьи Никакой
Ферзи
Нет Да нет |
Зарядка | Игра «Угадай фигуру в мешочке?» |
|
Изучение новой темы | Сегодня мы познакомимся с одной фигурой, не простой, а с шахматным солдатом. Какая эта фигура? Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек. 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней(седьмой горизонтали). Расставьте. У каждой пешки есть названия? Как вы думаете какие? На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями –коневые пешки, со слонами – слоновые пешки, с ферзями – ферзевые пешки, с королями – королевские пешки. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки от второй горизонтали до последней, а черные пешки – от предпоследней горизонтали до первой. За одни ход пешка передвигается только на одно соседнее поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. |
|
Работа с диаграммами | Запись пешек в начальной позиции. |
|
Разбор ситуации | «Лабиринт» решение Вы должны помочь королю, который оказался один. Что нужно для этого сделать Вывод: Пешка, дошедшая до последней вертикали может превратиться в другую фигуру: Ферзь, ладья, слон, конь. А в короля может превратиться? |
Вывод: Пешка, дошедшая до последней вертикали может превратиться в другую фигуру: Ферзь, ладья, слон, конь.
Нет |
Дидактические игры. | «Один в поле воин» , «Краткий путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых» |
|
Закрепление
| Может ли пешка попасть на белое поле? На черное поле? Ходит ли пешка с белого поля на черное, с черного на белое? Ходит ли пешка по горизонтали? Ходит ли пешка по вертикали? Бьет ли пешка по вертикали, по горизонтали? Бьет ли пешка по диагонали? Может ли белая пешка побить белого коня? За сколько ходов пешка из начальной позиции дойдет до последней горизонтали и превратится в ферзя? Превращается ли пешка в короля? Превращается ли пешка в ферзя? Слона? Коня? Ладью?
| Да
Да
Нет Да
Нет Да Нет
За 5
Нет Да |
Домашнее задание | Нарисуйте пешку. |
|