Тема «Подбор неизвестных компонентов действия сложения»
Цель: научить использовать состав числа для нахождения неизвестных чисел при сложении; закреплять навыки решения задач изученных видов; развивать навыки счёта, внимание, наблюдательность учащихся; воспитывать самостоятельность и активность, уважительное отношение друг к другу.
Ход урока
Организационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это ведь умею я!»
Устный счет
Работа с таблицами
- Что значит увеличить на 3? (прибавить 3)
- Кто быстрее считает мальчики или девочки проверим.
- Ответ на числовом веере показываем.
Увеличить на 3 | |||||
6 | 7 | 10 | 11 | 14 | 17 |
|
|
|
|
|
|
- Что значит уменьшить на 3? (отнять или вычесть 3)
Уменьшить на 3 | |||||
20 | 18 | 17 | 14 | 10 | 19 |
|
|
|
|
|
|
Игра «День-ночь»
На «ночь» все закрыли глаза, выполняем действия, на «день» - открыли глаза и показали ответ на веере.
9-2-1-2-2-2=0
9-1-2-1-1-2-1-1=0
3.Игра «Палочки»
а) убрать 2 палочки так, чтобы: 1) осталось два квадрата; 2) не осталось ни одного квадрата.
Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
- Какие арифметические действия вы знаете? (сложение, вычитание)
- Как называются компоненты при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)
- Переместительный закон сложения? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)
- А как найти неизвестное слагаемое? (от суммы отнять второе слагаемое)
- Тема нашего урока «Подбор неизвестных компонентов действия сложения».
- Мотивация: Зачем нужно уметь находить неизвестные слагаемые? (чтобы проверить действие сложения)
7 7
5 5
5 + = 7 + 2 = 7
- Составьте примеры на сложение?
- Как называются компоненты действия сложения? (слагаемое, слагаемое, сумма)
- Что можно сказать про одно из слагаемых в записи? (Оно неизвестно).
- Прочитайте запись, пользуясь математической терминологией. (первое слагаемое 7, второе слагаемое неизвестно, сумма 7).
- Как найти неизвестное слагаемое? (подбором неизвестных компонентов действия сложения)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали? В стороны разок-другой
Ну, тогда все дружно встали Покачаю головой.
Ножками потопали, Пальцы ставим к плечам –
Ручками похлопали Руками будем мы вращать:
Чтобы отдохнули ножки, Круг вперед
Мы пройдемся по дорожке. Другой – вперед,
Но дорожка не простая - А потом – наоборот
Нас от парт не отпускает. Хорошо чуть-чуть размяться!
Шею я размять хочу. Снова сядем заниматься.
Изучение нового материала
практическая работа (в парах)
- Положите на стол 5 треугольников. Добавьте 2 кружка. Оформим запись?
- Как называются числа при сложении?
- Результат сложения?
- Прочитайте эту запись, пользуясь математической терминологией.
5 + 2 = 7 (Первое слагаемое – 5, второе слагаемое – 2, сумма - 7).
- Теперь выполните такое задание: выложите 2 кружка и добавьте 5 треугольников
- Какую запись получим? 2 + 5 = 7. Прочитайте её.
- Сколько всего геометрических фигур? (7)
- Закройте кружки руками? Сколько треугольников? (5)
- Как найти неизвестное слагаемое? 7 – 2 = 5. Прочитайте запись.
- Закройте треугольники руками? Сколько кружков? (2)
- Как найти неизвестное слагаемое? 7 – 5 = 2. Прочитайте запись.
- Итак, числа 5 и 2 – части числа 7, они называются … (слагаемыми)? 7 – целое, называется … (сумма).
Вывод: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.
Закрепление новых знаний.
Работа по учебнику
а) Задание № 1 с.60
- Рассмотрите на рисунках костяшки домино и записанные примеры
- Сколько всего точек на костяшке слева? (7) - Сколько на ней костяшек справа? (1)
- Сколько точек закрыто слева?
- К какому числу нужно прибавить 1, чтобы получить 7?
- Прочитайте запись?
- Сколько всего костяшек справа? (8)
- Какое число нужно прибавить к 2, чтобы получить 8? Вспомните состав числа 8? (8 – это 2 и 6). Мы подобрали неизвестные слагаемые.
Задание № 2 с.60
1 вариант – решает 1 столбик
2 вариант – 2 столбик
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Каких чисел не хватает в равенствах? (слагаемых). Чтобы их найти нужно вспомнить состав числа 9.
- Применить переместительный закон сложения?
Работа по тетради
а) Задание № 2 с.31
- Сколько мячей в мешке? (5)
- Сколько мячей в руках? (2)
- Сколько всего? (7) Составьте пример на сложение? (5 + 2 = 7)
- По рисунку составьте четыре примера. Обратите внимание на связь действий сложения и вычитания?
- Какие примеры получились? Прочитайте?
б) Задание № 1 с.31
- Под рисунками писано по два равенства. Что обозначает число 10 на рисунке слева? (Сколько всего цыплят)
- Что обозначает число 3 на рисунке? (Сколько цыплят можно увидеть)
- Сколько цыплят спряталось? (Вспомним состав числа 10 – это 3 и … 7)
Вывод: 10 – 3 = 7
Аналогичные рассуждения проводятся и справа.
Повторение и систематизация изученного материала.
а) Работа по учебнику
Задание № 3 с.60
- Первый раз читаю я.
- Прочитайте задачу самостоятельно и приготовьтесь к анализу.
- О чём говорится в задаче?
- Назовите условие задачи? Запишите его в тетрадь.
- Сколько грибов в 1 корзине?
- Нам известно, сколько грибов во второй корзине? Какое условие?
- Какой вопрос задачи?
- Что надо знать для того, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Знаем мы эти числа? (да: 14 и 4)
- Выполняя, какое действие, мы можем ответить на вопрос задачи? (схема).
- Какое решение? Записываем в тетрадь, а 1 ученик комментирует решение?
б) по тетради
Задание № 3 «Весёлый карандаш»
Прогноз работы «+», «-», «?»
- Выполните вычисления и по их результатам, раскрасьте рисунок.
0 – белый цвет, 1 – жёлтый, 2 – зелёный, 3 – коричневый, 4 – голубой.
Подведение итогов урока.
Учитель: Какие открытия сделали?
-Чем запомнился урок?
- Какие еще задания вам хотелось бы выполнить?
Рефлексия. Самооценка.
- За что вы можете похвалить одноклассников?
- Что приобрел(а)? Что тебя удивило? Твои достижения на уроке?
Спасибо за урок.