Человек и мир, 1 класс, урок 2
Тема: Раздел «Природа и человек. Осенние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека». Что такое природа. Живая и неживая природа
Цели: формировать представления об объектах природы и объектах труда человека, об отличительных признаках объектов живой и неживой природы, учить их различать; содействовать развитию внимания, мышления, речи. от живой;
Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь; рисунки объектов живой и неживой природы (человека, насекомого, зверя, ягод, дерева, цветов, дома, книги и пенала).
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
- Покивайте те, кто сегодня начал утро с зарядки.
- Поднимите руки те, у кого хорошее настроение.
Похлопайте в ладоши те, кто готов к уроку.
Сядьте за парты те, кто живет в Беларуси.
Актуализация знаний.
- Молодцы! Проверим, что вы знаете о Беларуси.
Интеллектуальная разминка.
Учитель зачитывает вопрос, а ребята отвечают с места. Разминка проходит динамично.
Как называется столица Беларуси? (Минск)
Как называется эмблема, главный государственный символ страны? (Герб)
Какие растения изображены на гербе Республики Беларусь? (Рожь, клевер, лен)
Какие три цвета имеет флаг Беларуси? (Красный, зеленый, белый)
Что означает зеленый цвет на флаге нашей республики? (Цвет добра, благополучия и мира. Цвет природы — лесов, полей)
- Да, зеленый цвет — это цвет природы. А вы знаете, что такое природа?
Учащиеся высказывают предположения.
- Тема нашего урока — «Природа и человек». Мы будем искать ответ на вопрос... Помогайте хором! (Что такое природа?) А еще откроем некоторые тайны природы.
Изучение нового материала.
- Рассмотрите предметы, которые вас окружают в классе. Возьмите в руки и поднимите любой предмет на вашей парте. Кто сделал эти предметы? (Человек.)
- Мы выйдем на улицу, и я покажу вам другие предметы, которые окружают нас, а вы расскажете мне, как они появились.
Если нет такой возможности, прогулку можно заменить демонстрацией изображений.
- Трава, деревья, цветы... Как они появились? (Они выросли сами или их посадил человек.)
- Назовите знакомые вам деревья, цветы. Учащиеся называют деревья и цветы.
- Да, многие цветы на участке посадил человек. Взял семена, положил их в почву, и они проросли. А можно ли посадить семя и вырастить пенал, ручку, тетрадь? (Нет!)
-. Для того чтобы на ваших партах появились такие полезные и красивые вещи, человеку пришлось потрудиться своими руками. А посадив семя цветка в почву, человек только определил место его роста. Ведь семя могло прорасти и само. Так расцветают луга и вырастают леса.
А что еще из окружающего нас не сделано руками человека?
- Небо, солнце, облака, камень, вода...
- Как вы думаете — в жизни предметов, не сделанных руками человека, происходят изменения осенью по сравнению с летом? Какие? Учащиеся высказывают свое мнение.
Учащиеся возвращаются в класс. На доске заранее развешены рисунки тех предметов, о которых говорилось ранее (деревья, пенал, тетрадь, животные, небо и т. д.).
- Давайте распределим рисунки на доске на две группы.
Учащиеся по очереди выходят к доске и распределяют рисунки по группам «Сделано руками человека», «Не сделано руками человека».
- Я утверждаю, ребята, что одна из этих групп предметов относится к природе. Осталось определить какая. Встаньте те, кто считает, что первая группа предметов (сделано руками человека) — это природа. А теперь встаньте те, кто считает, что вторая группа предметов (не сделано руками человека) — это природа. Покажите жестами, как в природе все появляется само.
Так что же такое природа?
Учащиеся высказывают предположения.
- Давайте проверим наш ответ. Послушайте сообщение:
- Природой называется то, что окружает человека и не сделано его руками. Природа — это воздух, которым мы дышим. Это небесные тела — Солнце, звезды, Луна. Это почва, песок, глина, разные камни. Это растения, грибы, животные. Человек тоже часть природы.
(С. Трафимов)
- Мы правильно ответили на вопрос? Что же такое природа? Скажите друг другу в паре. (Человек — часть природы.)
- Как называются предметы, которые нас окружают, но сделаны руками человека?
(Изделия)
Первичное закрепление изученного материала.
- Сможете самостоятельно определить, что относится к природе, а что к изделиям? Тогда выполним задание в учебнике на с. 7.
- Кто себя может похвалить и за что? Учащиеся оценивают свою работу.
- Ребята, вы молодцы! А теперь помогите разобраться. Второклассники разделили предметы природы еще на две группы.
Распределяет рисунки с объектами природы на две группы (живая и неживая природа), не объясняя своих действий.
- Что объединяет предметы каждой группы? (В одной группе предметы природы, которые рождаются, дышат, питаются, растут, оставляют потомство, умирают, а предметы второй группы такими признаками не обладают.)
- Я, ребята, открою вам тайну. Оказывается, природа бывает живая и неживая. К какой же природе относятся растения, грибы, животные и люди? (К живой природе)
Вывешивает значок, характеризующий эту группу.
- Почему? (Потому что эти объекты рождаются, дышат, питаются, растут, оставляют потомство, умирают.)
- Солнце, воздух, вода, камни — это... (Неживая природа)
Вывешивает значок, характеризующий эту группу.
- Проверим, как вы в этом разобрались. Поиграем в игру «Живое — неживое». Если я называю предмет живой природы, вы двигаетесь на месте, если предмет неживой природы — замираете, если предмет, сделанный руками человека, — становитесь на носки и поднимаете руки.
Песок, воробей, дом, снежинка, яблоня, черепаха, бабочка, река, машина, змея, солнце, человек, тетрадь.
Применение знаний и способов действия.
- Поиграли, а теперь за работу. Выполните задание 1 на с. 4 рабочей тетради.
Как назвать рисунки предметов?
-Рисунки неживой и живой природы.
- В задании 2 наклейте только предметы, которых не хватает.
Кто наклеил солнышко? Бабочку?
- На с. 8 назовите рисунки животных.
Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель дополняет ответы учащихся сведениями о том, что насекомые, звери, рыбы, птицы, пауки — это животные.
6. Проверка знаний.
- Бабочка.
Группа 1. Живая природа.
Остальные группы оценивают ответ знаком «+».
- Человек.
Группа 5. Живая природа.
- Верно. Человек — часть живой природы, и он обязан бережно относиться к ней.
7. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. На какой вопрос мы искали ответ? (Что такое природа?)
- Подойдите все к доске. По схеме, которую мы с вами составили на уроке, расскажите о том, что вы сегодня узнали. Рассказывает один учащийся, остальные внимательно слушают и дополняют.
Природа и человек
Живая Ягоды
Дом Пенал Книга
Рефлексия.
- Если на уроке вы узнали что-то новое и интересное, встаньте возле своих парт. Такой знак уже знаком учащимся из курса «Введение в школьную жизнь». Это скрещенные указательные пальцы — знак согласия.