«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по учебному предмету "Человек и мир" в 1 классе на тему "Живая и неживая природа"

Урок разработан в соответствии с учебной программой для учащихся 1 класса по учебному предмету "Человек и мир"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Человек и мир, 1 класс, урок 2

Тема: Раздел «Природа и человек. Осенние изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека». Что такое природа. Живая и неживая природа

Цели: формировать представления об объектах природы и объектах труда человека, об отличительных признаках объектов живой и неживой природы, учить их различать; содействовать развитию внимания, мышления, речи. от живой;

Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь; рисунки объектов живой и неживой природы (человека, насекомого, зверя, ягод, дерева, цветов, дома, книги и пенала).

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

- Покивайте те, кто сегодня начал утро с зарядки.

- Поднимите руки те, у кого хорошее настроение.

  • Похлопайте в ладоши те, кто готов к уроку.

Сядьте за парты те, кто живет в Беларуси.

  1. Актуализация знаний.

- Молодцы! Проверим, что вы знаете о Беларуси.

Интеллектуальная разминка.

Учитель зачитывает вопрос, а ребята отвечают с места. Разминка проходит динамично.

  • Как называется столица Беларуси? (Минск)

  • Как называется эмблема, главный государственный символ стра­ны? (Герб)

  • Какие растения изображены на гербе Республики Беларусь? (Рожь, клевер, лен)

  • Какие три цвета имеет флаг Беларуси? (Красный, зеленый, белый)

  • Что означает зеленый цвет на флаге нашей республики? (Цвет добра, благополучия и мира. Цвет природы — лесов, полей)

- Да, зеленый цвет — это цвет природы. А вы знаете, что такое природа?

Учащиеся высказывают предположения.

- Тема нашего урока — «Природа и человек». Мы будем ис­кать ответ на вопрос... Помогайте хором! (Что такое природа?) А еще откроем некоторые тайны природы.

  1. Изучение нового материала.

- Рассмотрите предметы, которые вас окружают в классе. Возьмите в руки и поднимите любой предмет на вашей парте. Кто сде­лал эти предметы? (Человек.)

- Мы выйдем на улицу, и я покажу вам другие предметы, которые окружают нас, а вы расскажете мне, как они появились.

Если нет такой возможности, прогулку можно заменить демонстрацией изо­бражений.

- Трава, деревья, цветы... Как они появились? (Они выросли сами или их посадил человек.)

- Назовите знакомые вам деревья, цветы. Учащиеся называют деревья и цветы.

- Да, многие цветы на участке посадил человек. Взял семена, положил их в почву, и они проросли. А можно ли посадить семя и вы­растить пенал, ручку, тетрадь? (Нет!)

-. Для того чтобы на ваших партах появились такие полезные и красивые вещи, человеку пришлось потрудиться своими руками. А по­садив семя цветка в почву, человек только определил место его роста. Ведь семя могло прорасти и само. Так расцветают луга и вырастают леса.

  • А что еще из окружающего нас не сделано руками человека?

- Небо, солнце, облака, камень, вода...

- Как вы думаете — в жизни предметов, не сделанных руками человека, происходят изменения осенью по сравнению с летом? Какие? Учащиеся высказывают свое мнение.

Учащиеся возвращаются в класс. На доске заранее развешены рисунки тех предметов, о которых говорилось ранее (деревья, пенал, тетрадь, животные, небо и т. д.).

- Давайте распределим рисунки на доске на две группы.

Учащиеся по очереди выходят к доске и распределяют рисунки по группам «Сделано руками человека», «Не сделано руками человека».

- Я утверждаю, ребята, что одна из этих групп предметов относится к природе. Осталось определить какая. Встаньте те, кто счи­тает, что первая группа предметов (сделано руками человека) — это природа. А теперь встаньте те, кто считает, что вторая группа предметов (не сделано руками человека) — это природа. Покажите жестами, как в природе все появляется само.

  • Так что же такое природа?

Учащиеся высказывают предположения.

- Давайте проверим наш ответ. Послушайте сообщение:

- Природой называется то, что окружает человека и не сделано его руками. Природа — это воздух, которым мы дышим. Это небесные тела — Солнце, звезды, Луна. Это почва, песок, глина, разные камни. Это растения, грибы, животные. Человек тоже часть природы.

(С. Трафимов)

- Мы правильно ответили на вопрос? Что же такое природа? Скажите друг другу в паре. (Человек — часть природы.)

- Как называются предметы, которые нас окружают, но сде­ланы руками человека?

(Изделия)

  1. Первичное закрепление изученного материала.

- Сможете самостоятельно определить, что относится к при­роде, а что к изделиям? Тогда выполним задание в учебнике на с. 7.

- Кто себя может похвалить и за что? Учащиеся оценивают свою работу.

- Ребята, вы молодцы! А теперь помогите разобраться. Вто­роклассники разделили предметы природы еще на две группы.

Распределяет рисунки с объектами природы на две группы (живая и неживая природа), не объясняя своих действий.

- Что объединяет предметы каждой группы? (В одной группе предметы природы, которые рождаются, дышат, питаются, растут, оставляют потомство, умирают, а предметы второй группы такими признаками не обладают.)

- Я, ребята, открою вам тайну. Оказывается, природа бывает живая и неживая. К какой же природе относятся растения, грибы, жи­вотные и люди? (К живой природе)

Вывешивает значок, характеризующий эту группу.

- Почему? (Потому что эти объекты рождаются, дышат, питаются, растут, оставляют потомство, умирают.)

- Солнце, воздух, вода, камни — это... (Неживая природа)

Вывешивает значок, характеризующий эту группу.

- Проверим, как вы в этом разобрались. Поиграем в игру «Живое — неживое». Если я называю предмет живой природы, вы дви­гаетесь на месте, если предмет неживой природы — замираете, если предмет, сделанный руками человека, — становитесь на носки и под­нимаете руки.

  • Песок, воробей, дом, снежинка, яблоня, черепаха, бабочка, река, машина, змея, солнце, человек, тетрадь.

  1. Применение знаний и способов действия.

- Поиграли, а теперь за работу. Выполните задание 1 на с. 4 рабочей тетради.

  • Как назвать рисунки предметов?

-Рисунки неживой и живой природы.

- В задании 2 наклейте только предметы, которых не хватает.

  • Кто наклеил солнышко? Бабочку?

- На с. 8 назовите рисунки животных.

Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель дополняет ответы учащихся сведе­ниями о том, что насекомые, звери, рыбы, птицы, пауки — это животные.

6. Проверка знаний.

- Бабочка.

Группа 1. Живая природа.

Остальные группы оценивают ответ знаком «+».

- Человек.

Группа 5. Живая природа.

- Верно. Человек — часть живой природы, и он обязан бе­режно относиться к ней.

7. Подведение итогов.

- Наш урок подходит к концу. На какой вопрос мы искали ответ? (Что такое природа?)

- Подойдите все к доске. По схеме, которую мы с вами со­ставили на уроке, расскажите о том, что вы сегодня узнали. Рассказывает один учащийся, остальные внимательно слушают и дополняют.

Природа и человек

Живая

Ягоды

Неживая



Дом Пенал Книга



  1. Рефлексия.

- Если на уроке вы узнали что-то новое и интересное, встаньте возле своих парт. Такой знак уже знаком учащимся из курса «Введение в школьную жизнь». Это скрещенные указательные пальцы — знак согласия.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее