«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по учебному предмету "Человек и мир" в 1 классе на тему "Экскурсия «Изменения в неживой природе и жизни растений осенью»

Урок разработан в соответствиии с учебной программой и календарно-тематическим планированием для 1 класса

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Экскурсия «Изменения в неживой природе и жизни растений осенью». ОПД «Распознавание деревьев и кустарников (по листьям)»

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения на экскурсии.

Задачи: продолжить формировать представления об изменениях в природе осенью, о взаимосвязи изменений в неживой и живой природе; создать условия для освоения опыта наблюдения, учить узнавать по листьям и плодам растения, устанавливать причинно-следственные связи в природе; продолжить развивать наблюдательность умения анализировать, обобщать наблюдения в природе; содействовать воспитанию экологически правильного поведения на природе.

Оборудование:

Ход экскурсии

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы экскурсии.

Отгадывание загадки:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- Как вы догадались, что загадка об осени?

- Почему сказано, что осень перекрасила все листья? Какие цвета осень использовала для своей работы?

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

- Да, мы совершим путешествие в красочный мир осени. Она нам расскажет и покажет, как красиво в лесу в это время года, какие ковры умеет «ткать», какими красками разукрашивает живую природу.

- Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в осенний лес. Там мы увидим, изменилась ли жизнь растений и животных осенью, узнаем, листья каких деревьев опадают первыми.

III. Знакомство с правилами поведения во время экскурсии

Знаете ли вы, как нужно вести себя на экскурсии? (Тихо, быть очень внимательными и наблюдательными.)

Дети рассматривают рисунки на форзаце учебного пособия, анализируют их, запоминают правила поведения.

Правила поведения во время экскурсии:

  1. На экскурсии нужно идти парами, не забегая вперед и не отставая от класса.

  2. Разговаривать между собой негромко, обращаться за помощью или с вопросами к учителю.

  3. На экскурсии надо внимательно слушать учителя, стоя полукругом возле него, выполнять задания, отвечать на вопросы.

  4. Нельзя пробовать на вкус листья и плоды растений, играть в прятки.

  5. Надо бережно относиться к природе: не шуметь, не ломать ветки деревьев и кустарников, не срывать цветущие растения, не оставлять мусор.

IV. Экскурсия.

1. Вступительная беседа.

Вот мы и пришли в парк. Начать экскурсию мне бы хоте­лось словами Николая Некрасова.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар, лежит.

Около леса, как, в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

  • Как вы думаете, почему поэт сравнил лес с постелью? Послушайте звуки парка, вдохните воздух с ароматом растений.

  • Какая сегодня погода? Какое небо? (Не такое яркое.)

Как светит солнце? Как изменилась температура воздуха осенью в сравнении с летом?

Как вы думаете, с чем связано похолодание осенью? (Ответы.) Солнце стало всходить позже, не поднимается так высоко, как летом, заходит раньше. Его путь по небу стал короче, поэтому земля получает меньше света и тепла. Это и есть причина похолодания — уменьшение количества света. Дожди стали холоднее.

  • Как изменился парк по сравнению с летом?

  • Какие растения мы можем наблюдать? (Ответы.)

  • Растения относятся к живой природе. Как вы думаете, почему? Растение — объект живой природы, питается, дышит, размножается.

  • Посмотрите внимательно на деревья. Все ли листья уже опали? (Ответы.)

  • Какие листья опадают первыми? (Обратить внимание, что на раз­ных деревьях листья опадают по-разному: на одних с нижней части кро­ны, на других с верхней.)

  • Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках?

  • Что еще происходит с листьями деревьев и кустарников?

  • Найдите деревья и кустарники, которые не изменились по сравнению с летом?

  • Как изменились травянистые растения?

  • Обратите внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения?

  • Так ли их много как было летом?

Характеризуем окраску листьев разных деревьев.

У всех ли деревьев в одинаковой степени окрашены листья?

Одинаково ли изменяется окраска листьев на одном дереве?

От того, что листья разнообразно окрашены, парк ранней осенью очень красив. Это время года называют золотой осенью. Осенью травы тоже меняют окраску. Они не просто буреют, как обычно принято говорить. Если внимательно присмотреться к ним, то можно увидеть, что травянистые растения осенью не менее разнообразны по окраске, чем деревья и кустарники. Если среди деревьев и кустарников трудно найти осенью цветущие, то некоторые травянистые растения продолжают цвести. До поздней осени цветут клевер белый и красный, лютик едкий, редька дикая, ястребинка волосистая и др.

- Какое дерево первым встречает приход осени?

- Осень спрашивает вас, ребята, почему деревья перекрашивают свои листья? (Листья никто не перекрашивает. Окраска листьев изменяется от того, что солнце светит не так ярко, как летом, становится холоднее, и поэтому разрушаются вещества, которые придают листьям зеленый цвет, остаются вещества другого цвета.)

- Почему деревья сбрасывают такие красивые листья? (Листопад деревьев - это их защита от зимней стужи и засухи. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Попробуйте поставить осенью срезанную ветку в воду и понаблюдайте: почки не распустятся.)

Отчего осенью листья желтеют?

Летом листья всех деревьев зелёные. К сентябрю часть листьев остаётся зелёной, а другая желтеет. Почему?

Оказывается, в листья никто не добавляет жёлтой краски. Жёлтая краска есть в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зелёным.

Зелёный цвет листьям придаёт зелёное красящее вещество. В живом листе оно постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Поэтому зелёная краска в листе успевает разрушиться и тут же восстановиться. Лист всё время остаётся зелёным. Наступает осень, ночи становятся длиннее. Теперь света растения получают меньше. Зелёное вещество днём разрушается в листе, но не успевает восстановиться. Лист становится жёлтым.

(по Г. Граубину)

Зачем деревья сбрасывают листья?

Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. На нижней поверхности всех листьев много мелких отверстий-устьиц. Устьица то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Когда форточки-устьица открыты, из листьев испаряется влага. И новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.

В зимнюю стужу корни растений почти не могут доставать воду из почвы. Зима для деревьев не только холодное, но и сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев – нет такого испарения воды.

Нужен листопад и в лечебных целях. За лето и весну в листьях накапливаются вредные вещества. Сбрасывая листву, дерево очищается от них. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие веточки дерева от тяжести выпавшего снега. (По. Н. Осипову)

Почему осенью появляются красные и фиолетовые листья?

Осенью у осин появляются оранжевые и багровые листья. У черёмухи – пурпурные, у вишни – пунцовые, у бересклета – фиолетовые, у рябины и клёна – красные. Откуда берётся этот красный, багряный, фиолетовый цвет?

Секрет прост. В листьях этих растений кроме зелёного красящего вещества есть и красное. С похолоданием красной краски в листьях прибавляется. Понижение температуры при ярком свете способствует его образованию. Вот лист и краснеет или принимает фиолетовые оттенки.

Любопытно, что не все листья сенью меняют свой цвет. С ольхи и сирени листва так и упадёт зелёной. В их листьях есть только зелёное красящее вещество, а других нет. (По Н. Плавильщикову)

Физкультминутка. Игра «Найди свой дом».

Все дети — «зайчата». Чтобы они не потерялись, мать-«зайчиха» (ве­дущий) дает им листья от дерева, под которым их дом. Дети прыгают, резвятся, а по сигналу: «Все домой, волк близко!» — бегут в свой дом, под определенное дерево или куст. Надо назвать дерево или куст и опи­сать, по каким признакам его узнали.

2. Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Листья каких деревьев осенью желтеют? (Береза, то­поль, липа.)

Рассмотрите внимательно листья рябины. Какого они цвета? (Пунцово-красного.)

Ребята, а на каком дереве можно увидеть и желтые, и золотистые, и красные листья? (Клен.)

Осенью листья на деревьях теряют свой зеленый цвет и приобрета­ют другую окраску.

Чем отличается дерево от кустарника? Давайте посмотрим на бе­резу (любое другое дерево) и шиповник. Береза высокая, а шиповник ниже. Посмотрите на ствол березы и шиповника. Сравните.

Посмотрите, как изменились травы. (Они выгорели, потускнели, за­вяли, подсохли.)

Цветут ли сейчас какие-нибудь растения в природе? Так ли их много, как летом?

Как вы думаете, почему цветов стало мало? (Потому что стало холоднее и меньше света.)

Игра: «Найди по описанию».

У каждого ученика в руках какой-либо листочек. Учитель, не называя растение, описывает его отличительные признаки (например: «Я могучий, крепкий, на ветвях желуди» или «Я белоствольная, стройная, листочки у меня небольшие» и т.д.) и говорит: «Листочки, подбегите ко мне». По этому сигналу дети, у которых есть листья названного растения, подбегают к воспитателю.

Физкультминутка.

Собрались и полетели Присесть на корточки, встать, руки в стороны,

Утки в дальнюю дорогу. взмахи руками вверх-вниз.

Под корнями старой ели Расставить руки и ноги в стороны и изобразить медвежью походку

Мастерит медведь берлогу. впе­ревалку, наклоняться за «ветвями», «строить берлогу».

Заяц в мех оделся белый, Стать прямо, руки согнуть перед собой, изображать заячьи

Стало зайчику тепло. прыжки. Делать наклоны, срывать «грибы» и складывать

Носит белка целый день их в «дупло». Бег на месте.

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки темной ночью

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной Изобразить осторожно крадущу­юся лису.

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка Срывать с верхних «веток» «орехи» и прятать их внизу в «мох».

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари. Кистями рук делать движения.

Зимовать к нам прилетели Делать махи руками, присесть на корточки.

Северяне-снегири.

Молодцы! Но мы с вами не только размялись, но и еще раз поговорили об осени.

- А почему деревья осенью сбрасывают листву? Учащиеся высказывают предположения.

- Послушайте, что об этом говорится в рассказе «Почему осенью листья падают с веток?». Учитель пересказывает данный рассказ из книги для чтения.

Почему осенью листья падают с веток

Попробуй летом сорвать зелёный листок, например, у берёзы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.

А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда он сам падает с ветки вместе с черешком.

Что произошло? Оказывается, осенью в черешках листьев происходят удивительные изменения. В том месте, где черешок прикрепляется к ветке, постепенное вырастает особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Лист с веткой соединяют теперь только несколько тонких волоконец. От лёгкого дуновения ветра, от удара капель дождя, под тяжестью самого листа волоконца рвутся. Листья падают. (По Г. Граубина.)

- Что вас удивило? Что нового узнали? Учащиеся отвечают на вопросы.

- А если в книге для чтения вместе с родителями вы про­читаете рассказ «Сбрасывают ли елки свои иголки?», то узнаете, так ли это в самом деле.

Сбрасывают ли ёлки свои иголки

Берёзы, клёны, рябины сбрасывают на зиму все свои листья. А ёлки стоят зелёные. Не сбрасывает ель на зиму хвою, не осыпается догола. Почему не боится с листьями-хвоинками на зиму оставаться? Они у неё маленькие, жёсткие, смолистые. Воды испаряют меньше, чем обычные листья. Зимняя засуха ей не страшна. Не обламываются под тяжестью снега и ветки ели. Они растут наклонно вниз и пружинят. От малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с ветвей кроме того, из-за воскового налёта на хвоинках снег к ним прочно не прилипает.

И всё же листопад у ели идёт. Опадают её листья не все сразу, а понемногу. На их месте вырастают новые. А нам кажется, что на ели одни и те же листья. (Г. Трафимова.)

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Вам понравилась экскурсия?

Чем она вам запомнилась?

- Что особенно удивило?

Какие изменения произошли в живой и неживой природе с наступлением осени?

По дороге в сквер и назад дети собирают листья деревьев и кустарников, травянистых растений со всеми их частями, семян трав для подкормки птиц зимой.























1

Т-2

. Раскрась рисунок, изображающий середину осени.

2 . Какого цвета может быть букет из осенних листьев? Раскрась рисунок.











3. Зачеркни плод, который нельзя найти осенью в лесу.

4. Какие овощи можно собрать осенью в огороде? Соедини правильные ответы с корзинкой.













1

Т-2

. Раскрась рисунок, изображающий середину осени.

2. Какого цвета может быть букет из осенних листьев? Раскрась рисунок.











3. Зачеркни плод, который нельзя найти осенью в лесу.

4. Какие овощи можно собрать осенью в огороде? Соедини правильные ответы с корзинкой.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее